Методика преподавания биологии
Концепция биологического образования в школе. Место биологических знаний в жизни человека. Цели и задачи, содержание и структура биологиче- ского образования. Биология как учебный предмет в средней школе. Школьная программа по биологии, принцип построения (объяснительная записка, содержание, методический аппарат). Школьная программа − основной документ, который руководствуется учитель. Компонентный анализ содержа- ния программ, отдельных курсов биологии: растения, животные, человек, об- щая биология. Развитие биологических понятий в процессе преподавания биологии. Ос- новные биологические понятия. Условия образования, методика развития, формирование биологических понятий на уроках и во внеклассных мероприя- тиях в школе. Основные дидактические принципы в методике обучения биоло- гии. Методы обучения биологии. Система методов обучения биологии. Сло- весные методы обучения. Слово как источник знания. Требования к построе- нию рассказа, описания, объяснения. Роль и место лекции в школьном курсе биологии. Беседы на уроках биологии, общие требования к организации. Не- достатки словесного преподавания. Наглядные методы обучения биологии. Разновидности наглядных и изо- бразительных методов. Демонстрация натуральных объектов, таблиц, других наглядных пособий, результатов наблюдений и опытов. Общие требования к демонстрации средств наглядного преподавания и основные приемы их ис- пользования. ТСО в обучении биологии. Практические методы обучения. Виды практических методов: наблюдение, распознавание, определение биологических объектов, биологический экспери- мент. Особенности проведения в школе. Методика формирования умений и на-
выков в процессе обучения биологии. Урок − основная форма организации учебной работы по биологии. Осо- бенности уроков по биологии. Структура уроков с различным содержанием. Типы и виды уроков биологии. Современные требованиям к урокам биологии (общедидактические и общеметодические). Другие формы организации пере- работки программного материала: лабораторные работы, практические работы, экскурсии, лекционно-семинарское обучение, домашние задания, внеурочные работы в природе и на учебно-опытном участке. Современные инновационные технологии. Роль самостоятельной работы учащихся на уроках биологии. Практиче- ские работы по биологии. Место и значение в системе обучения биологии. Со- держание, организация и методика проведения. Лабораторные работы по биологии. Место и значение в системе обучения биологии. Содержание, организация и методика проведения. Создание особых условий для их проведения. Проверка и оценка результатов обучения. 10- бальная система оценивания. Экскурсии в природу, их место и значение в системе обучения биологии. Подготовка, организация и методы проведения экскурсий. Обработка экскур-
сионного материала и использование его на последующих уроках. Экскурсии в музей. Роль учебной экологической тропы в обучении биологии. Кабинет биологии в школе. Требования к помещению биологического каби- нета и отдельным видам учебного оборудования. Комплект учебного оборудова- ния по разделам предмета и система его сохранения. Оборудование кабинета био- логии: мебель, ТСО, наличие воды и др. Живые и другие натуральные пособия. Изобразительные пособия: таблицы, диапозитивы, фильмы, модели, муляжи и др. Комплекты учебного оборудования и учебно-методических пособий по темам урока биологии. Уголок живой природы в школе. Значение в преподавании биологии. Органи-
зация оборудования уголка. Подбор растений и животных, их размещение. Пас- портизация обитателей. Организация ухода за растениями и животными. Вне- урочные занятия учащихся в уголке живой природы. Озеленение классов, школы. Школьный учебно-опытный участок. Педагогические и методические требо- вания к организации территории участка и работы на нем. Особенности проведе- ния учебных занятий на участке, использование материалов участка в учебном процессе. Внеклассная работа по биологии. Значение внеклассной работы в системе обучения биологии и ее виды. Система, содержание, организация, методы работы. Кружки юных натуралистов. Исследовательская работа: постановка самостоя- тельных наблюдений и опытов в уголке живой природы, на учебно-опытном уча- стке, в природе, дома. Внеурочные работы по биологии. Организации проведения тематических биологических вечеров, олимпиад, био-КВН. Воспитание учащихся в процессе преподавания биологии. Экологическое, по- ловое, физическое, нравственное, эстетическое воспитание во всех формах учеб- ной работы по биологии. Нетрадиционные уроки и технологии обучения биологии: моделирующая, лекционно-семинарско-зачетная, педагогических мастерских, модульная и др. Особенности изучения тем: 1. «Высшие растения. Общая характеристика». 2. «Клеточное строение растительного организма». 3. «Доядерные организмы (прокариоты)». 4. «Царство протисты». 5. «Грибы». 6. Общая характеристика царства растений. 7. «Низшие растения». 8. «Высшие растения. Общая характеристика». 9. «Корень». 10. «Побег. Стебель. Лист». 11. «Многообразие органического мира и его классификация». 12. «Отделы Моховидные, Плауновые, Хвощевидные». 13. «Отдел Папоротниковидные». 14. «Отдел Голосеменные». 15. «Отдел Покрытосеменные растения. Вегетативное размножение». 16. «Общая характеристика животных». 17. «Многообразие животных».
18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47.
«Тип Кишечнополостные». «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви». «Тип Моллюски». «Тип Членистоногие». «Тип Хордовые». «Надкласс Рыбы».
«Класс Земноводные». «Класс Пресмыкающиеся». «Класс Птицы». «Класс Млекопитающие». «Историческое развитие органического мира». «Многообразие живых организмов на Земле». «Общий обзор строения человека». «Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций». «Опорно-двигательная система». «Кровь и кровообращение». «Дыхательная система». «Пищеварительная система». «Выделительная система». «Кожа». «Обмен веществ и энергии». «Органы чувств и восприятие». «Индивидуальное развитие человека». «Психология человека». «Экология человека». «Клетка - структурная и функциональная единица жизни». «Строение и системы жизнеобеспечения клетки». «Организм — биологическая система». «Наследственность». «Основы экологии».
ПРИМ ЕЧАНИЕ: О со бенно сти изу чения о дно й из тем шко ль но й про- граммы. 1. Название темы, объем темы, её значение и место в школьной программе; 2. Учебно-воспитательные задачи темы; 3. Основные знания и умения, формируемые в рамках темы; 4. Типы и формы уроков; 5. Содержание темы: морфологические, анатомические, физиологические, экологические, филогенетические аспекты. 6. Впервые вводимые понятия, глубина их раскрытия и особенности формирования, опорные понятия темы; 7. Демонстрации, наблюдения, эксперименты на уроках; 8. Экскурсии, внеурочные и внеклассные работы по теме; 9. Литература для учителя и учащихся; 10. Межпредметные связи в данной теме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|