Дифференцированный подход при проверке знаний учащихся.
Проверка знаний даёт возможность установить актуальный уровень знаний учащихся и, опираясь на него, наметить дальнейший путь его обучения и развития. Кроме этого, опрос — это и повторение, и закрепление знаний, и от того, насколько он будет эффективным, зависит дальнейшая перспектива обучения учащихся. Так, опрос можно осуществлять на уроке следующим образом.[119] 1. Учащимся первого ряда даются карточки с заданиями. Задания должны предполагать лаконичный ответ. Обычно предлагается выбрать правильный ответ, или ответы из нескольких предложенных заданий, или же указать неверный ответ, или же дописать определение и т. п. Вариантов может быть большое количество в зависимости от специфики предмета. Количество вопросов и их степень трудности должно быть одинаково в карточках вариантов. 2. Получивший карточку на отдельном листочке пишет свою фамилию, номер выбранного ответа, который он считает правильным, и передаёт карточку и свой ответ на последующую парту по своему ряду. Получивший карточку должен её проверить и оценить, поставить оценку. При этом он пишет на карточке примерно следующее: «такой-то (указывается фамилия) оценил такого-то (фамилия) на...», ставит отметку и передаёт карточку и листок с оценкой на следующую по ряду парту, делая на листочке мотивировку ответа. Например, «Семёнов оценивает Иванова на» «5». Всё правильно«. Или же: «Семёнов оценил Иванова на «2». Неправильные ответы № 3, 5, правильно будет...» и даёт правильный, по его мнению, ответ. 3. Получивший карточку должен просмотреть и ответы первого ученика и оценку второго, и оценить, но уже не первого учащегося, а второго, который проверял первого и поставил ему оценку. Если отметка, по его мнению, поставлена, верно, — он оценивает её на «отлично», если не верно, то ставится отметка «2» и после этого пишется свой вариант, и карточка с отметками передаётся дальше. Следующий учащийся так же оценивает предыдущего, внося при необходимости свои коррективы.
4. После проведения такого вида опроса учитель оценивает учащихся, проводя подробный анализ ответов и оценок. Задания даются по вариантам. Вначале лучше брать два варианта, так как их лучше анализировать, и анализ охватит сразу большое количество вариантов.[120] 5. Учитель зачитывает все положения и вопросы, относящиеся к определённому варианту, и вместе с учащимися выбирает правильные ответы. Затем отмечается, насколько правило и неправильно выполнил задание первый ученик. Если задание выполнено правильно, ставится положительная отметка, если неправильно — неудовлетворительная. А как оценил второй учащийся своего товарища? Если он оценил его правильно, поставив «5» или «2» в зависимости от выполненного задания, ответ оценивается на «5», если задание выполнено верно, но оценено неверно, он получает «2». Следующий учащийся оценивается таким же образом. Например, первый ученик выполнил задание на «2». Второй, не найдя у него ошибку, пишет: «Всё правильно» и оценивает ответ на «5». Третий замечает ошибку в оценке ответа учащимся у своего товарища и ставит ему соответственно «2», а четвёртый, за то, что третий правильно оценил второго учащегося, ставит ему «5».[121] Учащиеся получают следующие отметки: первый учащийся за свои ошибки получает отметку «2», второй — за неправильную оценку ответа товарища получает тоже «2», третий — за нахождение ошибки и правильную оценку получает «5», четвёртый учащийся за правильную оценку третьего также получает «5». 7. Но бывает и так, что второй учащийся, как и в первом случае, не имея достаточных знаний, ставит первому за неправильный ответ «5», а последующие, ориентируясь на данную отметку, тоже оценивает впереди сидящих на «5». Сразу ясно, что данные учащиеся материал не знают и поэтому, получают неудовлетворительные отметки[122].
Таким образом, оценки наугад ни к чему хорошему не приведут. Учащиеся это быстро понимают и уже ориентируются не на отметку, которую поставил товарищ, а на степень правильности выполненного задания, на имеющиеся у себя знания. На первых порах анализ очень подробный. Скрупулёзно разбирается каждый ответ и каждая отметка. Вначале учащиеся путаются при оценке и оценивают не тех, кого надо. Часто, вместо того, чтобы оценить своего соседа по ряду, они оценивают выполнившего задание первым. При подробном и терпеливом разъяснении, кого и за что надо оценить, как мотивировать свою оценку, то через 2—3 занятия учащиеся хорошо усваивают этот метод опроса и уже не допускают ошибок[123]. Ценность этого вида опроса в том, что помимо того, что проверяются знания учащихся, у них вырабатывается умение оценивать своих товарищей объективно, без ложного чувства «товарищества» и взаимовыручки. Если из «чувства товарищества» ученик поставил своему другу «5», когда ему положено «2», то ему грозит, что следующий оценивающий поставит ему оценку «2». А если и остальные поставят друг другу отличные отметки, то преподаватель неминуемо оценит их объективно на «2». Этот вид опроса очень нравится учащимся, вызывает у них интерес и вырабатывает принципиальность и самокритичность. Необходимо всегда поддерживать перспективу на положительную оценку по всем видам опроса в дальнейшем[124]. Как показывает опыт других учителей первое время такой вид опроса занимает много времени, но потом он осуществляется очень быстро и карточка буквально «пролетает» по рядам. Вначале данный вид опроса прорабатывается изолированно от других видов опроса. Но по мере его усвоения, его необходимо комбинировать с другими видами опроса, так как учащиеся, которые не задействованы, начинают отвлекаться, поэтому их также необходимо активизировать. Для этого целесообразно использовать следующие виды опроса:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|