Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы объектно-ориентированного анализа




 

Одной из основных задач, решаемых на этапе анализа и ранних стадиях проектирования, является выявление ключевых абстракций задачи – классов и объектов, составляющих словарь предметной области.

На ранних стадиях внимание проектировщика сосредоточивается на внешних проявлениях ключевых абстракций. Такой подход создает логичес­кий каркас системы: структуры классов и объектов. На последующих фазах внимание переключается на внутреннее поведение ключе­вых абстракций, а также их физическое представление.

Выделим следующие способы проведения объектно-ориентированного анализа:

– классический подход;

– анализ поведения;

– анализ предметной области;

– анализ вариантов;

– CRC-карточки;

– неформальное описание.

Классический подход к классификации предполагает, что все вещи, обладающие некоторым свойством или совокупностью свойств, формируют некоторую категорию. Причем наличие этих свойств является необходимым и достаточным условием, определяющим категорию.

Например, студент – это категория: каж­дый человек или является студентом, или не является, и этого признака достаточно для решения вопро­са, к какой категории принадлежит тот или иной индивидуум. С другой стороны, высокие люди не определяют категории, если, конечно, мы специально не уточним критерий, позволяющий четко отличать высоких людей от невысоких.

Таким образом, классический подход в качестве критерия похожести объек­тов использует родственность их свойств. В частности, объекты можно разбивать на непересекающиеся множества в зависимости от наличия или отсутствия неко­торого признака.

Какие конкретно свойства надо принимать во внимание? Это зависит от цели классификации. Например, цвет автомобиля надо зафиксировать в задаче учета продук­ции автозавода, но он не интересен программе, которая управляет уличным светофором. Поэтому нет абсолютного критерия классификации, одна и та же структура классов может подходить для одной задачи и не годиться для другой.

При данном подходе кандидатами в классы и объекты могут быть выбраны:

– осязаемые предметы (автомобили, датчики);

– роли (учитель, политик);

– события (посадка на Марс, запрос);

– взаимодействие (заем, встреча).

Анализ поведения сосредоточивается на динамическом поведении как на первоисточнике объектов и классов. Классы формируются на основе групп объектов, демонстрирующих сходное поведение.

Напомним, что ответственностью объекта называют совокупность всех услуг, которые он может предоставлять по всем его контрактам. В результате анализа объединяют объекты, имеющие сходные ответственности и строят иерархию классов, в которую каждый подкласс, выполняя обязательства супер­класса, привносит свои дополнительные услуги.

До сих пор мы неявно имели в виду единственное разрабатываемое нами приложение. Но иногда в поисках полезных и уже доказав­ших свою работоспособность идей полезно обратиться сразу ко всем приложениям в рамках данной предметной области. Анализ данной предметной области может указать на ключевые абстракции, оказавшиеся полезными в сходных системах.

Анализ предметной области – это попытка выделить те объекты, операции и связи, которые эксперты данной области считают наиболее важными.

Анализ включает следующие этапы:

– построение скелетной модели предметной области при консультациях с экспертами в этой области;

– изучение существующих в данной области систем и представление резуль­татов в стандартном виде;

– определение сходства и различий между системами при участии экспертов;

– уточнение общей модели для приспособления к нуждам конкретной систе­мы.

Анализ области можно вести относительно аналогичных приложений (верти­кально) или относительно аналогичных частей одного и того же приложения (горизонтально).

В роли эксперта часто выступает пользователь системы, например, инженер или диспетчер. Он не обязательно должен быть программистом, но ему должны быть хорошо знакомы исследуемая про­блема и ее язык.

Анализ вариантов – это подход, который можно успешно сочетать с первыми тремя, делая их применение более упорядоченным.

Вариант применения – это частный пример, сценарий или обра­зец использования, начинающийся с того, что пользователь системы инициирует операцию или последовательность взаимосвязанных событий.

Пользователи, эксперты и разработчики перечисляют сцена­рии, наиболее существенные для работы системы (пока не углубляясь в детали). Затем они тщательно прорабатывают сценарии, раскладывая их по кадрам. При этом устанавливается, ка­кие объекты участвуют в сценарии, каковы обязанности каждого объекта и как они взаимодействуют в терминах операций. Далее набор сценариев рас­ширяется, чтобы учесть исключительные ситуации и вторичное поведение.

CRC-карточки – Class-Responsibilities-Collaborators (Класс-От­ветственности-Сотрудники) – это простой и эффективный способ анализа сценариев.

Сотрудник – это другой класс, который взаимодействует с данным для обеспечения некоего общего набора поведений.

На обычных карточках небольшого размера сверху пишут название класса, снизу в левой половине – за что он отвечает, снизу в правой половине – с кем он сотрудничает.

На рис. 3.1 приведен вид CRC-карточки для класса Stack.

 

 

Рис. 3.1.

 

Разработчики по ходу анализа сценария за­водят по карточке на каждый обнаруженный класс и дописывают в нее новые пункты.

Карточки можно раскладывать так, чтобы представить формы сотрудниче­ства объектов. С точки зрения динамики сценария их расположение может пока­зать поток сообщений между объектами, с точки зрения статики они представляют иерархии классов.

Согласно методу неформального описания надо описать задачу или ее часть на обычном разговорном языке, а потом подчеркнуть существительные и глаголы. Существительные – кандидаты на роль классов, а глаголы могут стать именами операций.

Подход прост, однако он весьма приблизителен и непригоден для сколько-нибудь сложных проблем. Кроме того, человеческий язык не является точным средством выражения.

Некоторым существительным больше соответствуют не классы, а, например, признаки или свойства объектов (имя, возраст, вес, адрес и т.п.) или даже имена операций («телефонный вызов» вряд ли означает какой-либо класс).

Рассмотрим вопросы поиска, выбора и уточнения ключевых абстракций.

Самая главная ценность ключевых абстракций заключается в том, что они определяют границы нашей проблемы: выделяют то, что входит в нашу систему и поэтому важно для нас, и устраняют лишнее. Задача выделения таких абстракций специфична для проблемной области. Правильный выбор объектов зависит от назначения приложения и степени детальности обрабатываемой информации.

Определение ключевых абстракций включает в себя два процесса: открытие и изобретение. Мы открываем абстракции, слушая специалистов по предметной области: если эксперт про нее говорит, то эта абстракция обычно действительно важна. Изобретая, мы создаем новые классы и объекты, не обязательно являющиеся частью предметной области, но полезные при проектировании или реализации системы. Например, пользователь банкомата говорит «счет», «снять», «положить»; эти термины – часть словаря предметной области. Разработчик системы использует их, но добавляет свои, такие, как «база данных», «список», «очередь» и т.д. Эти ключевые абстракции созданы уже не предметной областью, а проектированием. Наиболее мощный способ выделения ключевых абстракций – сведение задачи к уже известным классам и объектам.

Определив новые абстракции, мы должны найти их место в контексте уже существующих классов и объектов. Не стоит пытаться делать это строго сверху вниз или снизу вверх, поскольку трудно сразу расположить классы и объекты на правильных уровнях абстракции. Иногда, найдя важный класс, мы можем передвинуть его вверх в иерархии классов, тем самым увеличивая степень повторности использования кода. Аналогично, можно прийти к выводу, что класс слишком обобщен, и это затрудняет наследование.

Кроме того, по ходу работы возможно следующее:

– выделить излишек ответственности в новый класс;

– перенести ответственность с одного большого класса на несколько более детальных классов;

– передать часть обязанностей другому классу.

 

4. Варианты заданий

 

Студент может выбрать предметную область самостоятельно или из данного списка вариантов в соответствии со своими интересами; в любом случае необходимо сообщить о своем решении преподавателю.

1. Книжный магазин

2. Магазин промышленных товаров

3. Склад

4. Центр заказов

5. Почтовая служба, включая службу доставки

6. Почтовое отделение

7. Управление персоналом в компании (отдел кадров)

8. Управление компанией (заводом)

9. Цент междугородних (международных) переговоров

10. Аэропорт

11. Железнодорожный вокзал

12. Управление железной дорогой

13. Сортировочная станция

14. Автострада

15. Автовокзал

16. Автотранспортные услуги

17. Экосистема

18. Факультет ВУЗа

19. Школа

20. Спортивный клуб (организация и управление)

21. Библиотека

22. Банк

23. Процесс обучения какому-либо предмету, например, объектно-ориентированному программированию или иностранному языку (организация и управление)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...