ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности.
Постановка эксперимента.
Экспериментальное исследование проводилось для определения уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов психологов четвертого курса ЕГПУ. Было протестировано тридцать пять девушек в возрасте от девятнадцати до двадцати двух лет во время учебной деятельности. Экспериментальное исследование проходило в три этапа. Первый этап проходил в июне-октябре месяце 2005 года. Проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выбор контингента испытуемых, подбор методик, оформление первой главы. Второй этап исследования проходил в ноябре 2005 года. Поводился сбор фактического материала, обработка фактического материала. На третьем этапе (декабрь 2005 года) проводилось оформление материалов курсовой работы.
В экспериментальном исследовании использовались три методики: 1) «Дневник моего настроения», автором которого является А.Н. Лутошкин 2) Методика «Самооценка эмоциональных состояний», разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом. 3) Методика «Дифференциальные шкалы эмоций», разработанная К. Изардом. 4) Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности», разработанная О. Елисеевым.
«Дневник настроения» предназначен для того, чтобы определить доминирующие состояния испытуемых и их причины. В «Дневнике настроения» испытуемым предлагалась таблица с рядом настроений и соответствующий каждому настроению цвет. Красный цвет – восторженное Оранжевый – радостное, теплое Желтый – светлое, приятное Зеленый – спокойное, уравновешенное Синий – неудовлетворенное, грустное Фиолетовый – тревожное, напряженное
Черный – полный упадок, уныние Настроение и цвет – явления взаимосвязанные. В настроении не меньше оттенков, чем в палитре красок, окружающего нас. Поэтому каждая цветная полоса в цветописи – это условный знак настроения. Испытуемым дается такая инструкция: «На месте пересечения даты и сегодняшнего настроения необходимо указать порядковый номер причины этого настроения: 1-состояния здоровья, самочувствия 2-предстоящая сдача зачета (экзамена) 3-настроение группы 4-предстоящий семинар, контрольная работа 5-отношение с преподавателями 6-отношение с одногруппниками 7-события в группе 8-мои отношения с близкими друзьями 9-недовольство собой 10-неприятности дома 11-очень личное 12-погода 13-успехи/неуспехи в обучении 14-просто устала 15-за день не было ничего интересного, нового»
Методика «Самооценка эмоциональных состояний» предназначена для самооценки эмоциональных состояний. В данной методике предлагается четыре следующие шкалы: 1) «спокойствие – тревожность» 2) «энергичность – усталость» 3) «приподнятость – подавленность» 4) «уверенность в себе – беспомощность» В каждой шкале по десять утверждений от отрицательного эмоционального состояния до положительного эмоционального состояния. Испытуемому предлагается выбрать из наборов суждений то, которое лучше всего описывает его эмоциональное состояние сейчас. И1 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из первой («спокойствие – тревожность») шкалы. Чем выше балл, тем испытуемый оценивает свое эмоциональное состояние как более спокойное. Соответственно, чем ниже балл, тем испытуемый оценивает свое эмоциональное состояние как тревожное, неуверенное в себе. И2 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из второй («энергичность – усталость») шкалы. Если испытуемый выбирает высокий балл, то он оценивает свое состояние как энергичное, бодрое. Если же испытуемый выбирает низкий балл, то он оценивает свое состояние как усталое, утомленное.
И3 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из третьей («приподнятость – подавленность») шкалы. Чем выбранное испытуемым суждение ближе к десяти, тем выше он оценивает свое эмоциональное состояние как веселое, возбужденное. Чем выбранное суждение ближе к единице тем ниже испытуемый оценивает свое состояние как депрессия, уныние. И4 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из четвертой («чувство уверенности в себе – чувство беспомощности») шкалы. Если испытуемый выбирает высокий балл, то он оценивает себя как уверенного в себе человека. Если же испытуемый выбирает низкий балл, то он оценивает себя несчастным, неуверенным в себе человеком. Интерпретация производится по сумме всех четырех шкал по формуле: И5=И1+И2+И3+И4,где И5 – суммарная оценка состояния И1,И2,И3,И4 – индивидуальные значения по соответствующим шкалам. Если сумма баллов от 26 до 40, то испытуемый высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняя оценка эмоционального состояния и низкая если от 4 до 14 баллов.
Внушаемость и эмпатические способности связаны не только с характером активности человека, но и с его самочувствием, которое выражается в терминах чувств и эмоций. Для этого предназначена методика «Дифференциальные шкалы эмоций». Ее содержание предполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условием самооценки и самопознания. В методике следующие шкалы: С1 - интерес С2 - радость С3 - удивление С4 - горе С5 - гнев С6 - отвращение С7 - презрение С8 - страх С9 - стыд С10 – вина Каждая шкала эмоций имеет три понятия. Испытуемому предлагается оценить по четырех балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает его самочувствие в данный момент. Предлагаемые значения цифр: 1- совсем не подходит 2- пожалуй, верно 3- верно 4- совершенно верно Подсчитывается сумма баллов по каждой эмоции и таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемых в отношении к определяемому типу характера. Чтобы дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, надо высчитать К по формуле:
К= сумма положительных эмоций С1+С2+С3+С9+С10 Сумма отрицательных эмоций С4+С5+С6+С7+С8 где К - самочувствие С – строки Если К больше единицы, то самочувствие в целом более отвечает положительному. Если К меньше единице, то самочувствие в целом более отвечает отрицательному. Иначе говоря, самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека. В случаях неудовлетворительного самочувствия (К меньше единицы) самооценка человека в целом понижается, в особенности когда наступает состояние, близкое к депрессии.
Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» предназначена для самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности. Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустрированности, агрессивности и ригидности. Испытуемому предлагается четыре шкалы: 1) самооценка тревожности 2) самооценка фрустрированности 3) самооценка агрессивности 4) самооценка ригидности В каждой шкале по десять утверждений. Испытуемый должен проставить цифру от одного до четырех около каждого утверждения, где: 1- нет, это совсем не так 2- пожалуй, так 3- верно 4- совершенно верно По каждому свойству сумма баллов умножается на два. Максимальное количество баллов по каждому свойству – 80. Низкий балл от 20 до 30 Средний балл от 31 до 45 Высокий балл от 46 и выше
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|