Материальное производство — основа существования и развития общества
Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что материальное производство есть необходимое условие существования общества и человека, определяет социальную, политическую и духовную жизнь, находясь в обратной зависимости от них, вплетено в единую человеко-эколого-экономическую систему. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений. Производительные силы общества опираются на естественную силу и включают ее в себя, что уже подчеркивал Ф. Бэкон. В действии человек, писал он, не может ничего другого, как только соединять и разъединять тела природы. Понятие «производительные силы» ввели в науку классики английской политической экономии, характеризуя производство как сочетание рабочей силы и орудий труда. Производительные силы и общественные отношения, по утверждению К. Маркса, являются различными сторонами развития общественного индивида. Производство материальных благ - материально-духовный процесс, ибо человек, агент производства, выступает не только как материальное, но и духовное существо, обрабатывающее информацию, осуществляющее планирование совершаемого процесса, его осмысление, предвидение его результатов. Производительные силы - это система вещественного фактора, средств производства (средств труда и предметов труда) и личностного фактора производства (обладающего физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, знаниями и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется технологический процесс. К личностному фактору производства относятся не только производители вещественного продукта - рабочие, ученые, технологи, конструкторы, управляющие, сочетающие физический и умственный труд, но и производители невещественного продукта, обеспечивающие функционирование производственных систем и социальной инфраструктуры. Прежде чем сформироваться как производительная сила, человек должен стать личностью, пройти школу обучения и воспитания. Поэтому работа педагога, врача, художника, журналиста, актера, всякая деятельность (не только непосредственная материально-производственная), формирующая личность, должна рассматриваться как опосредованная производительная сила.
Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления. Производственные отношения выступают социально-экономическим механизмом, который детерминирует возникновение, развитие и функционирование системы общественных стимулов к труду, выявляют природу той экономической силы, которая побуждает человека включаться в трудовой процесс. Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, включенный в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производительных силах произошла в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная, революция). Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругооборот веществ. Переход к производящей экономике был обусловлен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одновременно следствие перехода к производящей экономике.) На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись индивидуальная деятельность и частная собственность. Если Руссо назвал вором первого человека, оградившего участок земли забором и сказавшего: «Это мое», то Вольтер определил первого собственника как человека не ленивого, не нищего, а человека честного, мудрого и делового. Общество качественно изменилось - стало сложноструктурированным, возросли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономических условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества.
Революции в производительных силах связаны с существенными изменениями в технике. Феномен техники имеет глубокие корни, уходящие в античность и в более позднее время. В 1877 г. вышел труд Э. Каппа «Основные черты философии техники». Универсальную роль технике отводил К. Маркс, подчеркивая ее значение для развития не только материального производства, но и общества в целом. Ручная мельница, отмечал Маркс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина - общество с промышленным капиталистом. Технику анализировали Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др. Смысл техники, по Ясперсу, состоит в освобождении от власти природы, а принцип техники заключается в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека. Техника в синергетической философии рассматривается с позицией нелинейной динамики, теории катастроф, процессов самоорганизации и коэволюции. Техника — искусственное образование, созданное человеком; средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; реальность, противостоящая природе и человеку и одновременно находящаяся в единстве с ними; специфический способ использования сил и энергии природы; явление, неотделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной), к машинной и автоматической. (Здесь мы отвлекаемся от значения техники в смысле совокупности человеческих умений и способностей.)
Переход от ремесленных орудий ручного труда к машине явился второй революцией в производительных силах. Если простое орудие труда приводилось в движение силой человека или животного (реже - воды или ветра), то машинное - специальным энергетическим устройством. Впервые паровая машина появилась в Англии в 1769 г. На смену инструментальному орудию труда пришла трех- звенная система, состоящая из рабочего устройства, двигателя и передаточного механизма. Возросла роль научного знания, приобретшего способность постепенно превращаться в непосредственную производительную силу. Осуществлению второй революции в производительных силах (промышленной) благоприятствовало развитие демократии, свершавшиеся буржуазные революции, рождение доктрины либерализма. В Европе, в частности, во Франции появилась «Декларация прав человека и гражданина», где провозглашались свобода, собственность, безопасность, право на сопротивление насилию. Современную революцию в производительных силах О. Тоффлер назвал «социотехнической революцией». Часто ее называют информационно-компьютерной или информационно-экологической революцией. В информационных технологиях приоритет принадлежит информационным потокам, а не веществу и энергии. Третья революция в производительных силах, НТР, начавшаяся в 40 - 50-х гг. XX в., знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материало- и энергоемкости возрастает значение наукоемкости производства. Качественное преобразование производительных сил на основе перехода к автоматизированному производству, превращение научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства составляет производственно-технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально-экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР. Прогресс техники обусловливается и измеряется не только технико-технологическими идеями и их реализациями, но и социально-политическими, экономическими, экологическими, гуманистическими и нравственными параметрами. М. Хайдеггер видел причину угроз, исходящих из действия технических устройств, в человеке, воспринимающего мир лишь как материал для удовлетворения своих потребностей. Значит, необходима переориентация мышления человека. Исследователи призывают к анализу сильных и слабых сторон «технологического мировоззрения», к «гуманизациитехники».
Социально-экономический аспект НТР выражается в гуманизации производства. Технические средства приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от техники, не срабатывает антропоморфный принцип и не обеспечивается целостность труда. Революция в науке и технике должна сопрягаться с культурной, изменяющей человека. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося работника. Высокая степень подготовленности работника позволяет эффективно использовать средства производства. Впрочем, образование выполняет не только прагматическую функцию - квалифицированно трудиться в сфере производства, - но имеет также широкое социально-политическое и духовно-нравственное значение. В условиях нарастающего научно-технического прогресса, активного использования рынка, демократизации общественной жизни значение всеохватывающей системы непрерывного образования и самообразования возрастает. Современная вероятностно-неопределенная характеристика бытия, где невозможно однозначно предсказать результаты, переносится и на систему образования. Последняя призвана формировать способность у личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе развития окружающей реальности и самого человека. При этом система подготовки кадров ориентируется не просто на экстенсивный рост знаний, а на развитие способности к умению приобретать, обрабатывать и владеть нужной информацией и на ее основе принимать решения. Еще в XVI в. Монтенем была высказана мысль: ум, хорошо устроенный, ценится больше, чем хорошо наполненный. Чисто количественное накопление знаний неперспективно хотя бы потому, что объем информации с 90-х гг. XX в. удваивается менее чем за год против 50 лет в начале XIX в. Конечно, нельзя пренебрегать и количественной стороной накопления знаний.
Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является и большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов. Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как путем постепенной трансформации одной формы собственности в другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной ломкой устаревших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789 — 1794 гг. ликвидировала господство феодальной собственности и утвердила буржуазную). Проявляется также обратное активное воздействие производственных отношений на производительные силы. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный (по результатам) труд. Рынок - средство, но не цель. Он может быть эффективен: а) если согласуется с научно-технологическими преобразованиями; б) при создании равноправных условий развития различных социальных типов хозяйства и форм собственности; в) при наличии массовых социальных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйственного механизма; г) если имеются квалифицированные кадры, способные умело действовать в цивилизованных рыночных условиях хозяйствования, т.е. при синхронизации экономической и культурно-технической революций; д) при соответствующей инфраструктуре, функционировании товарных и фондовых бирж, информационно- коммерческих центров и т.д.; е) при наличии достаточных экономических условий и правовых регуляторов (демонополизации, разгосударствлении форм собственности, введении в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.); ж) при системности и синхронности осуществления рыночных мероприятий. На основе развития рынка формируется рыночное экономическое мышление, которому присущи такие черты, как инициативность, прагматизм, динамизм, адаптивность. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направленности рынка порождает в экономическом мышлении ориентиры на социальную защиту населения, выполнение государством важных управленческих функций на рынке, что не исключает опору на инициативность и гибкость. Лауреаты Нобелевской премии за 2001 г. в области экономических наук американские ученые Д. Стиглиц, Д. Акерлоф и М. Спенс в своих работах доказывают наибольшую эффективность не чисто либеральной модели развития, а необходимость активного регулирования государством рыночных процессов. Рыночная система отношений предполагает открытость экономики, ее органическое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вместе с тем производство индивидуализируется, децентрализируется, что позволяет более гибко и быстрее реагировать на изменяющиеся потребности населения и внедрять новшества. В либеральном варианте рынок на рубеже XX - XXI вв. способен подавить человека, когда он не просто свободно продает свою рабочую силу, а зачастую встроен в сложные структуры крупных корпораций, продавая им себя и тем самым отчуждая свои личностные качества - талант, творческие способности и т.п. Человек - потребитель на рынке часто становится пленником маркетинга. Хотя рынок имеет существенное значение в функционировании общества, к нему не сводятся все реальности, ибо необходимо обеспечить справедливый доступ к здравоохранению, образованию, окружающей среде и т.п., к благам, которые не должны сильно зависеть от распределения через рынок. Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру, создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей стратегии отношения человека к миру. Позиция человека-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долговременных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное освоение космоса, проникновение в тайны глубин материи, возможность быстрых перемещений в пространстве, интернационализация связей, науки и техники, «стандартов» рынка и демократии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только специальных профессиональных знаний, но и общей культуры, философской подготовки, знания иностранных языков. Необходимость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и «человеческих» измерений делает мышление современного человека глобальным, экологически и гуманистически ориентированным. Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка. Движение от Политической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу в большей степени характеризует динамику народов-лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|