Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка наглядно – образной памяти

Исследование зрительной памяти.

1. Зрительная память на слова. На 30 секунд перед испытуемым положить ряд из 10 слов (существительных, знакомых испытуемому).

Пример: сад река город лес мед

голос пожар танк парта сковородка

За это время он должен запомнить как можно больше слов в заданной последовательности и по истечении времени записать их по памяти.

2. Зрительная память на числа. Работа проводится аналогично с числовым рядом из 10 двухзначных чисел, не состоящих из одной цифры.

Пример: 34 15 52 78 41 18 63 85 39 23

3. Зрительная память на фигуры. В течении 30 секунд запомнить фигуры, вписанные в десять квадратов, а затем закрыть их и попытаться воспроизвести в том же порядке.

Пример:

                                       
                   
 

 


Исследование слуховой памяти.

1. Слуховая память на слова. Прочитать вслух ряд из 10 слов (интервал между словами 3 секунды). Испытуемый прослушав слова воспроизводит их в тетради в том же порядке.

Пример: стрекоза пулемет чайник бабочка пирог

свеча журнал бумага машина стол

2. Слуховая память на числа. Работа проводится аналогично с числовым рядом из 10 двухзначных чисел, не состоящих из одной цифры.

Пример: 43 57 12 96 15 81 74 46 19 65.

Оценка результатов исследования зрительной и слуховой памяти.

Оценка каждого теста ведется по объему и качеству памяти. Количество правильно запомненных символов характеризует объем, а количество символов, запомненных в нужном порядке – качество памяти.

По объему памяти за 8 – 10 символов – ставится оценка «отлично», за 5 – 7 – «хорошо», за 4 – «удовлетворительно», ниже 4 - «плохо».

По качеству памяти за 5 – 7 символов, названных по порядку ставится оценка «отлично», за 4 – «хорошо», за 3 – «удовлетворительно», ниже 3 – «плохо».

Общая оценка каждого вида памяти находится путем вычисления средней арифметической.

3. Оценка наглядно-образной памяти.

Нарисуйте в тетради четыре больших квадрата 6 * 6 см и обозначьте их «А», «Б», «В», «Г». Каждый квадрат разбейте на 16 одинаковых маленьких. Это будет рабочая матрица. Испытуемому предлагается по очереди ознакомиться с 7 фигурами, расположенными в клетках больших квадратов в течении 30 секунд. Необходимо запомнить фигуры первого квадрата на подготовленном бланке «А». Аналогично выполняется работа с квадратами «Б», «В», «Г».

 

 

           
             
               
               

 

               
               
               
               

 

Таблица 1

Оценка наглядно – образной памяти

Кол. ошибок Кол. знаков                      
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

Оценка работы. По каждому квадрату подсчитывается число зарисованных (включая ошибочные) знаков и записывается в числитель дроби. В знаменатель записывается количество ошибок (по форме и месту расположения). Для выведения оценки все цифры (отдельно для числителя и знаменателя) суммируются и полученный балл определяется по таблице 1.

Пример расчета: «А» – 6/1, «Б» – 7/2, «В» – 5/0, «Г» - 7/0

6 + 7 + 5 + 7 / 1 + 2 + 0 + 0 = 25 / 3

По таблице на пересечении строк, соответствующих «25 зарисованным знакам и 3 ошибкам, находим оценку «Хорошо».

 

4. Оценка зрительно- моторно – слуховой памяти.

Составить ряд из 20 слов. Пример: берег, собака, парта, сапоги, сковородка, роща, гриб, самовар, пальто, словарь, каша, прорыв, морковь, вода, лампа, листок, пирог, свеча, муха.

Читая вслух слова, одновременно мысленно записывайте их в воздухе. Закрыть слова листком бумаги и воспроизвести по памяти.

Оценка. Все записанные слова принимаются за 100%. Подсчитать количество запомненных слов (а), и выразить их в процентах (Х = а * 100: 20). Результат от80 до 100 процентов соответствует оценке «отлично», 50 – 70 % - «хорошо», 40% - «удовлетворительно», ниже 40% - «плохо».

 

5. Анкета для выявления индивидуальных особенностей памяти.

1. Какой материал запоминается Вами лучше: прочитанный про себя или прослушанный.

2. Как лучше запоминаются движения при заучивании физических упражнений или практических действий: в зрительной форме (когда смотрите, как показывают движения) или мышечно-двигательной (когда сами повторяете движения)?

3. Какой материал запоминается легче, быстрее конкретный (формулы, иностранные слова и т.п.) или отвлеченный (рассуждения, трактовка терминов и т.п.)?

4. Как отчетливо вспоминаются и переживаются воспоминания о перенесенном Вами горе или радости?

5. Были ли случаи, когда на вопрос преподавателя не удалось дать ответ, но он всплыл в памяти сразу же после того, как Вы сели на место?

6. Можете ли Вы вспомнить внешний вид человека, его манеры поведения, с которым вчера случайно ехали в транспорте?

7. Как часто остаются в памяти случайно услышанные слова, не имеющие к Вам отношения?

8. Достаточно ли Вам один раз внимательно прочесть доходчивый материал, для того чтобы воспроизвести его:

9. а) тут же;

10. б) на следующий день;

в) через несколько дней.

 

Обработка анкеты. Ответы на анкету интерпретировать следующим образом:

1. В первом случае у Вас зрительный тип памяти, во втором – слуховой.

2. В первом случае у Вас зрительный тип памяти, во втором – двигательный.

3. В первом случае у Вас хорошо развита образная память, во втором- словесно-логическая.

4. Если очень хорошо, то у Вас развита эмоциональная память.

5. Если так случается, то у Вас плохо развита оперативная память.

6. При утвердительном ответе у Вас хорошая непроизвольная память.

7. При утвердительном ответе у Вас хорошая непроизвольная память.

8. Ответ на этот вопрос характеризует Вашу произвольную память, её длительность.

 

Оформление результатов работы. В протоколе дается оценка каждого вида памяти и подбираются упражнения для ее тренировки.

Контрольные вопросы.

  1. Что такое память?
  2. Что такое внимание?
  3. Какие виды памяти выделяют?
  4. Охарактеризовать кратковременную память.
  5. Охарактеризовать долговременную память.
  6. Охарактеризовать зрительную и слуховую память.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...