Оценка наглядно – образной памяти
Исследование зрительной памяти. 1. Зрительная память на слова. На 30 секунд перед испытуемым положить ряд из 10 слов (существительных, знакомых испытуемому). Пример: сад река город лес мед голос пожар танк парта сковородка За это время он должен запомнить как можно больше слов в заданной последовательности и по истечении времени записать их по памяти. 2. Зрительная память на числа. Работа проводится аналогично с числовым рядом из 10 двухзначных чисел, не состоящих из одной цифры. Пример: 34 15 52 78 41 18 63 85 39 23 3. Зрительная память на фигуры. В течении 30 секунд запомнить фигуры, вписанные в десять квадратов, а затем закрыть их и попытаться воспроизвести в том же порядке. Пример:
Исследование слуховой памяти. 1. Слуховая память на слова. Прочитать вслух ряд из 10 слов (интервал между словами 3 секунды). Испытуемый прослушав слова воспроизводит их в тетради в том же порядке. Пример: стрекоза пулемет чайник бабочка пирог свеча журнал бумага машина стол 2. Слуховая память на числа. Работа проводится аналогично с числовым рядом из 10 двухзначных чисел, не состоящих из одной цифры. Пример: 43 57 12 96 15 81 74 46 19 65. Оценка результатов исследования зрительной и слуховой памяти. Оценка каждого теста ведется по объему и качеству памяти. Количество правильно запомненных символов характеризует объем, а количество символов, запомненных в нужном порядке – качество памяти. По объему памяти за 8 – 10 символов – ставится оценка «отлично», за 5 – 7 – «хорошо», за 4 – «удовлетворительно», ниже 4 - «плохо».
По качеству памяти за 5 – 7 символов, названных по порядку ставится оценка «отлично», за 4 – «хорошо», за 3 – «удовлетворительно», ниже 3 – «плохо». Общая оценка каждого вида памяти находится путем вычисления средней арифметической. 3. Оценка наглядно-образной памяти. Нарисуйте в тетради четыре больших квадрата 6 * 6 см и обозначьте их «А», «Б», «В», «Г». Каждый квадрат разбейте на 16 одинаковых маленьких. Это будет рабочая матрица. Испытуемому предлагается по очереди ознакомиться с 7 фигурами, расположенными в клетках больших квадратов в течении 30 секунд. Необходимо запомнить фигуры первого квадрата на подготовленном бланке «А». Аналогично выполняется работа с квадратами «Б», «В», «Г».
Таблица 1 Оценка наглядно – образной памяти
Оценка работы. По каждому квадрату подсчитывается число зарисованных (включая ошибочные) знаков и записывается в числитель дроби. В знаменатель записывается количество ошибок (по форме и месту расположения). Для выведения оценки все цифры (отдельно для числителя и знаменателя) суммируются и полученный балл определяется по таблице 1. Пример расчета: «А» – 6/1, «Б» – 7/2, «В» – 5/0, «Г» - 7/0 6 + 7 + 5 + 7 / 1 + 2 + 0 + 0 = 25 / 3 По таблице на пересечении строк, соответствующих «25 зарисованным знакам и 3 ошибкам, находим оценку «Хорошо».
4. Оценка зрительно- моторно – слуховой памяти. Составить ряд из 20 слов. Пример: берег, собака, парта, сапоги, сковородка, роща, гриб, самовар, пальто, словарь, каша, прорыв, морковь, вода, лампа, листок, пирог, свеча, муха. Читая вслух слова, одновременно мысленно записывайте их в воздухе. Закрыть слова листком бумаги и воспроизвести по памяти. Оценка. Все записанные слова принимаются за 100%. Подсчитать количество запомненных слов (а), и выразить их в процентах (Х = а * 100: 20). Результат от80 до 100 процентов соответствует оценке «отлично», 50 – 70 % - «хорошо», 40% - «удовлетворительно», ниже 40% - «плохо».
5. Анкета для выявления индивидуальных особенностей памяти. 1. Какой материал запоминается Вами лучше: прочитанный про себя или прослушанный. 2. Как лучше запоминаются движения при заучивании физических упражнений или практических действий: в зрительной форме (когда смотрите, как показывают движения) или мышечно-двигательной (когда сами повторяете движения)? 3. Какой материал запоминается легче, быстрее конкретный (формулы, иностранные слова и т.п.) или отвлеченный (рассуждения, трактовка терминов и т.п.)? 4. Как отчетливо вспоминаются и переживаются воспоминания о перенесенном Вами горе или радости? 5. Были ли случаи, когда на вопрос преподавателя не удалось дать ответ, но он всплыл в памяти сразу же после того, как Вы сели на место?
6. Можете ли Вы вспомнить внешний вид человека, его манеры поведения, с которым вчера случайно ехали в транспорте? 7. Как часто остаются в памяти случайно услышанные слова, не имеющие к Вам отношения? 8. Достаточно ли Вам один раз внимательно прочесть доходчивый материал, для того чтобы воспроизвести его: 9. а) тут же; 10. б) на следующий день; в) через несколько дней.
Обработка анкеты. Ответы на анкету интерпретировать следующим образом: 1. В первом случае у Вас зрительный тип памяти, во втором – слуховой. 2. В первом случае у Вас зрительный тип памяти, во втором – двигательный. 3. В первом случае у Вас хорошо развита образная память, во втором- словесно-логическая. 4. Если очень хорошо, то у Вас развита эмоциональная память. 5. Если так случается, то у Вас плохо развита оперативная память. 6. При утвердительном ответе у Вас хорошая непроизвольная память. 7. При утвердительном ответе у Вас хорошая непроизвольная память. 8. Ответ на этот вопрос характеризует Вашу произвольную память, её длительность.
Оформление результатов работы. В протоколе дается оценка каждого вида памяти и подбираются упражнения для ее тренировки. Контрольные вопросы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|