Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика строя современного английского языка




Краткий конспект лекций по теоретической грамматике современного английского языка

Лекция №1 Предмет, цели, задачи курса теоретической грамматики

Общая характеристика строя современного английского языка

 

Предмет- изучение грамматического строя языка как системы, части которой взаимосвязаны определенными взаимоотношениями.

 

Отличие теоретической грамматики от практической. Практическая грамматика предписывает определенные правила употребления, учит как надо говорить или писать, а теоретическая грамматика, анализируя факты языка, излагает их, не давая никаких предписаний. В отличие от практической грамматики, теоретическая грамматика не во всех случаях дает готовое решение. В языке существует ряд явлений, интерпретируемых по-разному разными лингвистами. В значительной мере эти расхождения обусловлены тем, что в лингвистике существуют разные направления со своими методами анализа и подходу к материалу. Но в ряде случаев это объясняется тем, что некоторые факты языка вызывают трудности анализа и тогда предлагается только возможный, но не окончательно доказанный путь их решения. Именно этим обстоятельством обусловлено существование различных теорий одного и того же явления языка, тогда как в практической грамматике таких расхождений нет, или они минимальны.

Таким образом, задачами курса теоретической грамматики являются:

1) дать адекватное и системное описание языковых факторов;

2) познакомить с различными направлениями и толкованиями в отношении одних и тех же языковых факторов;

3) научить оценивать правильность и точность существующих теорий.

 

Цель теоретической грамматики заключается не только в передаче определенных знаний, но и попытке научить критически относиться к различным трактовкам одних и тех же проблем.

Грамматика – раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строения слов, типов предложения и видах словосочетания.

В настоящее время грамматика как наука, состоящая из морфологии и синтаксиса.

Морфология – раздел грамматики, изучающий форму слова.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетание и предложение.

 

Согласно существующим концепциям, языки делят на те, которые характеризуются синтетизмом, и те, в которых доминирует аналитизм.

Аналитизм – это неспособность полнознаменательных слов к изменению и использование служебных и слов для передачи различных грамматических значений и связи между словами. Английский язык относится к языкам, в которых используются аналитические средства. Видовременные формы английского глагола (is going, has been writing) образуются аналитическим способом, поскольку состоят из служебной части, лишенной лексического значения и передающей требуемые грамматические категории, и знаменательной части, передающей смысловое значение.

Но некоторые грамматические отношения в современном английском языке могут передаваться синтетическим способом: формы Present Simple (looks), Past Simple (looked), множественное число существительных (girls).

Синтетизм – изменение форм полнознаменательного слова для передачи различных грамматических отношений. В русском языке – изменение существительных по падежам, глаголов по лицам, числам, временам, прилагательных по степеням сравнения.

Обязательным условием аналитической формы является отсутствие лексического значения у служебного слова.

Рассмотрим аналитическую форму глагола has lost. В ней служебное слово утратило лексическое значение «иметь», поскольку оно комбинируется с глаголом, обозначающим утрату чего-либо. Подобное сочетание было бы невозможным, если бы «have» сохранил лексическое значение, так как значение «иметь» и «терять» противоположны по смыслу и употребляться в одном значении не могут.

Бедность системы формоизменения в современном английском языке приводит к тому, что для определения синтаксического статуса единиц (членов предложения) особое значение приобретает их расположение по отношению друг к другу.

The hunter killed the bear.

The bear killed the hunter.

В примерах выше выражено разное значение, хотя лексический состав совпадает, изменен лишь порядок следования компонентов.

Синтаксическая функция единицы выявляется на основании ее местоположения в структуре предложения по соотношению с другими составляющими. В английском языке существует строгий порядок слов: подлежащее, сказуемое, дополнение. Эта особенность английского языка делает английские структуры легкими для построения, но трудными для расшифровки, так как изолированная форма обычно малопоказательна и установление ее грамматического статуса достигается только с помощью проверки соотношения данной единицы с окружающими ее формами.

Признаки аналитизма:

  1. Идиоматичность (лексическая неразложимость) – значение целого не выводится из значения составляющих компонентов (элементов)

is being built – «строится», а не «есть быть строить»*

  1. Грамматическая неразложимость компонентов формы. Компонент формы в отдельности не несет информации об общих значениях формы.

is being built по компоненту is нельзя определить Continuous,также как и по being в отдельности.

  1. Общее грамматическое значение складывается из сочетания всех компонентов, составляющих данную форму. При этом вспомогательный компоненти передает лишь частные внутрипарадигматические значения, а общее видо-временное, залоговое, модальное значения складываются только из всех компонентов вместе.

is being built грамматическое значение (Present Continuous Tense, Passive Voice, Indicative Mood) передает вся форма, а вспомогательный глагол is указывает на число и лицо.

  1. Отсутствие лексического значения у служебного слова.

Have lost, вспомогательный компонент have десемантизирован.

  1. Отсутствие между компонентами формы синтаксических отношений.

is and being built*, is or being built* - недопустимы

  1. Синтаксические отношения с окружением в предложении или в тексте возможны только для всей формы в целом.

I was driving a car. Прямое дополнение a car относится ко всей аналитической форме, а не к компонентам was или driving в отдельности.

 

Понятие грамматическая категория, грамматическое значение.

Грамматическая категория, по определению Ивановой И.П., - это объединение 2х или более грамматических форм, противопоставленных или соотнесенных по грамматическому значению. Грамматическая категория числа существительных объединяет формы, противопоставленные по значению единичности – множественности.

Грамматическая категория, по определению Бурлаковой В.В. – это единство формы и содержания. О грамматической категории говорят тогда, когда определенному грамматическому значению регулярно соответствует определенная грамматическая форма.

Грамматическое значение или зависимое грамматическое значение – это лексико – грамматическое значение, т.е. значение, соединяющее лексический состав и грамматическую форму. Например, значение неисчисляемости в словах silver, gratitude связано с категорией числа, поскольку они не могут образовать форму множественного числа. Грамматическое значение одушевленности\ неодушевленности имеет формальное выражение посредством образования притяжательного падежа у английских существительных. Раньше в английском языке употребление предлога of указывало на неодушевленность a house of a cat. Употребление -’s или s’ свидетельствовало о значении одушевленности a boy’s house. В современном английском языке такое строгое разграничение отсутствует, так как имеются примеры передачи категории падежа посредством апострофа независимо от значения одушевленности\ неодушевленности a car’s roof, a dog's house.

 

 

Лекция №2. Теория классификации частей речи. Проблема частей речи в зарубежной и отечественной лингвистике

 

Весь словарный состав английского языка, как и всех индоевропейских языков, подразделяется на определенные лексико-грамматические классы, называемые частями речи. Существование таких классов не вызывает сомнения ни у кого из лингвистов, хотя трактовки их неодинакова у разных ученых. Принципы классификации словаря были разработаны не сразу. Этому событию предшествовал длительный период накопления и обобщения фактов. Самые первые перечни частей речи, приводившиеся в ранних трудах по философии и логике и являвшиеся первыми классификациями частей речи, едва ли основывались на каких- либо четких критериях. Это была естественная классификация, отражавшая результат познавательной деятельности человека, его окружавшего материального мира.

Неслучайно первыми ясновыделимыми для человека группировками слов стали: имена, обозначавшие материальную субстанцию, и глаголы, обозначавшие движение и изменение этой субстанции. Многие другие разряды слов, приобретшие впоследствии статус частей речи были выделены из сферы имени и глаголов, причем основания для их выделения были разными. Ученые трактовали в качестве базовых в одних случаях семантические, в других морфологические, в третьих синтаксические признаки, свойственные тем или иным группам слов, но иногда перечисленные признаки они брали в их совокупности. Этот факт свидетельствует о том, что исследователи не могли не заметить тесной связи семантики, морфологии и синтаксиса при классификации слов по частям речи и пытались как-то учесть данный момент в своих классификационных схемах. Уже древнегреческие мыслители, представители Александрийской школы, при распределении слов по классам принимали во внимание морфологические особенности, синтаксическую роль слов и их семантику. Выдвижение на первый план морфологического и синтаксического критериев говорит о том, что ученые понимали устанавливаемые ими классы слов как сущности прежде всего грамматического порядка.

Грамматическая система европейских языков складывалась на основе грамматического учения греков и римлян, поэтому классификации частей речи, созданные древнегреческими и римскими авторами, равно как и использовавшаяся ими терминология, были полностью заимствованы западно-европейскими лингвистами. Копируя классификационные схемы древних ученых и подгоняя под них материалы своих языков ранние западно-европейские исследователи не всегда отчетливо заявляли о собственных позициях в отношении принципов классификации слов по частям речи и в соотношении различных критериев идентификации рассматриваемых языковых сущностей.

Только представители классического направления в английской научной грамматике (Г. Суит) подчеркнули необходимость комплексного учета значения, формы и функции слов при распределении их по частям речи, хотя они не придерживались последовательно выдвинутого ими принципа, отдавая предпочтение форме и подчеркивая ее приоритет перед остальными критериями.

Появление на лингвистической арене структурализма (Ч.Фриз) знаменовало собой отказ от триединого принципа классификации частей речи и привело его к подмене формальными приемами выделения группировок слов по общности их дистрибутивных характеристик и по способности их к субституции тождественных их окружению.

Отечественная лингвистическая наука сочетает триединый принцип классификации слов как основополагающий, но допускает вместе с тем и возможность идентификации классов по двум критериям: семантическому и синтаксическому в тех случаях, когда формальные признаки того или иного класса бывают совершенно невыраженными.

 

Проблема частей речи в зарубежной лингвистике.

У ранних английских грамматистов получила распространение классификация из 8 классов слов:

1) Имена (существительное, прилагательное)

2) местоимение

3) глагол

4) причастие

5) наречие

6) предлог

7) союз

8) междометие

 

Данной классификации придерживались: У.Буллокар, Ч.Бутлер, Б.Джонсон, последний добавил артикль.

Принципиально отличающейся была классификация Брайтленда, насчитывавшая 4 части речи:

1) имена (names)

2) качества (qualities)

3) утверждения (affirmations)

4) частицы (particles)

Количество представленных в схеме Брайтленда частей речи так же, как и их наименования, свидетельствует о его приверженности к философской грамматике.

Первая научная грамматика английского языка была представлена в работе Г.Суита в 1898 году. В грамматике Суита части речи были выделены на основе трех признаков: формы, функции и значения. Учитывая их, Суит предлагает классификацию по классам слов на склоняемые (declinable) и неcклоняемые (indeclinable).Внутри класса склоняемых он выделил 3 подкласса:

1) noun words – собственно имя

-существительные

- именные числительные (количественные числительные, выполняющие функцию существительного)

- именные местоимения (местоимения, которые могут выступать в функции подлежащего – личные, неопределеные…)

2) adjective words – собственно прилагательное

- прилагательные

- прилагательные – числительные (порядковые числительные)

- причастия

- прилагательные- местоимения

3) verbs – глаголы

- собственно глагол, его личные и неличные формы

 

Несклоняемые слова включают междометия, наречия, предлоги и союзы.

 

Данная классификация менее удачна, чем его программное заявление о необходимости использования трех признаков при классификации частей речи. За основу распределения слов на два класса: склоняемые и несклоняемые положен один признак – форма, поэтому недостатком его классификации является абсолютизация признака формы.

Наряду с первой классификацией Суит предлагает вторую, которая основана на синтаксической функции. В ней выделяется 3 группы:

1) noun words именные слова

- существительные

- сходные по функционированию именные местоимения

- именные числительные

- инфинитив

- герундий

2) adjective words адъективные слова

- прилагательные

- прилагательные-местоимения

- прилагательные- числительные

- причастия

3) verbs глаголы

- личные и неличные формы глагола

В группе глаголов ведущим признаком является морфологический, поскольку все личные и неличные формы обладают глагольными категориями времени и залога. Вторая классификация также нельзя признать удачной по следующим причинам:

- морфологический и синтаксический признаки совмещаются непоследовательно: инфинитив и герундий оказываются причисленными к именным словам на основании их синтаксического функционирования, а по морфологическим свойствам они состоят в группе глагола, т.е. разные части речи попали в один класс;

- по синтаксическому признаку были раздроблены классы и морфологически и лексически объединенные (инфинитив и герундий, местоимения и числительные), с другой стороны, объединены осколки разрядов лексически и морфологически несходных (именные слова)

В группе неизменяемых слов объединены совершенно разнородные элементы: наречия, которые являются членами предложения, и союзы, предлоги, междометия, которые ими не являются.

 

Классификация Отто Есперсена, датского лингвиста, представителя классической школы грамматики, была представлена в книге «Философия грамматики» в 1958 году. В ней предлагается схема из 5 частей речи с учетом признаков формы, функции и значения.

1) имя существительное

2) имя прилагательное

3) местоимение

4) глагол

5) частицы

Последнюю группу он выделил на основе неизменяемости, т.е. с учетом признака формы. К частицам (lamber room - кладовая) относятся все основные слова английского языка, лишенные способности к изменению: предлоги, союзы, междометия, наречия. Классификация О. Есперсена содержит недостаток – непоследовательность. При рассмотрении первых четырех групп учитываются все три признака, в последней же ведущий признак только один. О. Есперсен объясняет тем, что разница между словами в группе частиц преувеличена, а сходство, наоборот, затемнено. Так, в примерах «He was in» и «he was in the house», согласно традиционной грамматике, «in» в первом случае является наречием, а во втором – предлогом, Есперсен считает, что «in» является частицей, причем доказательство он проводит по аналогии с сочетаемостью глагола. Он подчеркивает, что глагол «to sing» не относят к разным частям речи на основании того, что он может употребляться как переходный с дополнением и как непереходный. Таким образом, согласно подобной теории, нет оснований для выделения союзов, предлогов и наречий в самостоятельную часть речи.

С подобной трактовкой нельзя согласиться, хотя вопрос разграничения между словами, относимыми к разным частям речи, остается сложным. Более подробно эту проблему мы будем рассматривать в теме «наречие».

Наряду с вышеописанной классификацией Есперсен предложил анализ классов слов с точки зрения их функционирования в синтаксических сочетаниях (словосочетаниях, предложениях), что получило название теории трех рангов. То или иное слово может являться первичным (primary) т.е. быть ядром словосочетания или предложения, другое слово может являться вторичным (secondary), т.е. непосредственно определяющим первичное, иное слово – третичным (tertiary), т.е. подчиненным вторичному.

 

a furiously (3)

barking (2)

dog (1)

 

Есперсен не отвергает как традиционное деление на части речи, так и традиционных синтаксических позиций, таким образом, теория трех рангов оказывается в промежуточном положении между морфологией и синтаксисом, хотя оказывается ближе к синтаксису.

Структуралисты, представители дескриптивного направления в зарубежном языкознании середины 20 века, выдвинули новую классификацию частей речи, построенную с учетом иных параметров. Они считали, что классификация должна быть основана на признаке позиции слова в предложении. Ч. Фриз (в книге «Структура английского языка») предлагает обратить внимание на тот факт, что даже в лишенном смысла предложении можно без труда установить принадлежность слов к определенным грамматическим разрядам, т.е. частям речи. Wogges ugged diggles. Позицию подлежащего занимает «wogges», что можно отнести к существительным, позицию сказуемого можно определить по слову «ugged», что говорит о принадлежности к глаголам, к тому же по морфологическому показателю слово оформлено с окончанием – ed, третье слово занимает позицию прямого дополнения, что также может быть отнесено к разряду существительных.

Посредством подстановочных таблиц Фриз выделяет 4 класса слов, традиционно называемых: 1 - существительное, 2 - глагол, 3 – прилагательное, 4 – наречие.

Фриз выбрал ограниченное число предложений, назвав их «испытательными рамками» (test frames) и использовал ограниченное число слов, подставляя их в возможные позиции.

1 2 3

The concert is\was good.

3 1 2 4

The good concert was there.

1 2 1 4

The clerk remembered the tax suddenly.

Таким образом, к классу 1 принадлежат слова, способные занимать позицию слова (concert, clerk), в терминах традиционной грамматики это позиция подлежащего. Слова класса 2 занимает позицию слов (is\was, remembered), традиционно это позиция сказуемого. Слова класса 3 стоят в позиции “good” в позиции препозитивного определения или предикатива (именной части составного именного сказуемого). Слова класса 4 стоят в позиции there.

Фриз выделяет 15 групп формальных слов (function words). Для групп вводится буквенное обозначение (A, B, C…O). Группа А включает слова, способные занимать позицию определенного артикля: отрицательная частица no, притяжательные местоимения, существительные в притяжательном падеже, местоимение both, количественные числительные и т.д. Имеются группы, которые включают только одно слово, группа N – please, C- not, D – интенсификаторы very much.

Достоинства и недостатки классификации Фриза: она не создает собственно классификации, предполагаемое подразделение оказывается очень запутанным, классы и группы взаимоперекрываются, одно и то же слово оказывается в нескольких разрядах. Вместе с тем, материал Фриза содержит интересные данные относительно дистрибуции разряда слов и их синтаксической валентности (сочетаемости).

 

Лекция №3. Проблема частей речи в отечественной лингвистике. Классификации отечественных лингвистов

 

Отечественные лингвисты, в отличие от зарубежных авторов, считают триединый принцип классификации частей речи ведущим, но допускают возможность привлечения двух признаков: семантического и синтаксического, так как английский язык аналитический и в ряде случаев отсутствует признак формы.

Впервые эта мысль была высказана Щербой в статье «О частях речи в английском языке». Наиболее четкое определение частей речи, которого придерживаются и исследователи английского языка, приводится в грамматике русского языка: части речи – это лексико-грамматические разряды слов, различающиеся по своим грамматическим значениям, по типам формообразования, по типам и формам словообразования и по функциям в предложении.

В отечественной лингвистике исследователи английского языка выделяют 13 частей речи; из них 9 знаменательных (notional) и 4 служебных (functional). К знаменательным относят: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное, наречие, междометие, слова категории состояния, модальные слова. Служебные включают: предлог, союз, частицу, артикль.

Отечественные ученые – лингвисты, в отличие от зарубежных авторов, выделяют так называемые нетрадиционные части речи: слова категории состояния, модальные слова, частицы. Однако, не все германисты и англисты считают правомерным наделять эти слова статусом самостоятельной части речи. Если исследователь полагает, что значение состояния – это особое категориальное значение, а не частный случай признака, то он вправе считать слова категории состояния особой частью речи, а не разновидностью прилагательного (asleep, alive, awake).Точно также, если признать за модальными словами особое категориальное значение и синтаксическое поведение, то они могут быть выделены из разряда наречий (possibly, probably, perhaps, maybe и т. д.).

Отечественные лингвисты по грамматическому значению делят части речи на 3 группы:

1. Части речи, называющие предметы, признаки, явления, движение.(существительные, прилагательные, глаголы, наречия, слова категории состояния)

2. Части речи, указывающие на предметы, их качество, количество (местоимения, числительные)

3. Части речи, выражающие отношение говорящего к содержанию высказывания (междометия, модальные слова)

Знаменательные части речи включают единицы, которые имеют лексическое значение, служебные не обладают самостоятельным лексическим значением, назначение служебных частей речи заключается в том, чтобы указывать на те или иные отношения между словами знаменательной части речи, между предложениями и сочетаниями или уточнять грамматическое значение знаменательной части речи. (the colour of the sky, dogs and cats, the dog…)

Следует четко разграничивать служебные слова и служебные части речи. Служебные слова относятся к знаменательным частям речи, но в определенных условиях они утрачивают свое лексическое содержание и сохраняют только свою грамматическую функцию (например, вспомогательные глаголы).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...