Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм обеспечения экономической безопасности в регионе




 

Управление безопасностью - непрерывный процесс обеспечения и защиты экономических интересов региона от внутренних и внешних угроз, обеспечиваемый путем осуществления комплекса мер, направленного на поддержание устойчивости и потенциала развития экономики региона. Основными задачами управления безопасностью являются: оценка и выработка направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности; разработка предложений о совершенствовании взаимодействия между участниками системы; планирование и проведение контрольных и профилактических мероприятий по безопасности.

Функционирование системы обеспечения безопасности региона можно представить в виде особого алгоритма.

Последовательное выполнение всех стадий на этапах мониторинга и управления экономической безопасности позволит не только отслеживать все негативные процессы в экономике региона, но и своевременно предотвращать все критические угрозы безопасности.

Результаты функционирования системы проявятся в следующем:

создание единой информационной базы данных (системы индикаторов);

определение основных угроз и разработка мер по их устранению;

координация и методическое руководство деятельностью администраций городов и районов, государственных предприятий и учреждений региона, общественных организаций по вопросам, антикризисного управления;

внедрение в практику органов власти принципов профессионального поведения антикризисных управляющих;

выработка единых стандартов и методов антикризисного управления;

разработка программ развития проблемных территорий региона.

Основными преимуществами предлагаемой системы являются:

возможность непрерывно отслеживать негативные изменения в социально-экономических отношениях региона;

малозатратность при ее создании и функционировании;

стимулирование работы региональных органов власти по принципу взаимодействия государства и общества;

высокая эффективность функционирования, за счет коллегиального принятия решений, четкого распределения ответственности за возникновение кризисных ситуаций и их нейтрализацию за конкретными ведомствами.

В связи с тем, что основным барьером на пути возникновения кризисных ситуаций в социально-экономических отношениях региона должна стать скоординированная деятельность органов власти, возникает необходимость в определении инструмента реализации ими своих функций и полномочий по обеспечению безопасности. Таким инструментом должна стать региональная целевая программа по обеспечению экономической безопасности.

Под региональной целевой программой понимается комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение системных проблем в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития региона.

Использование ПЦМ управления в процессе обеспечения экономической безопасности региона получает конкретное проявление в разработке и реализации целевой комплексной программы обеспечения экономической безопасности, представляющей собой комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. В исследовании выделены этапы разработки программы обеспечения экономической безопасности региона:

. Выявление наличия проблемной ситуации (ситуаций) в анализируемом регионе; формулировка конкретной проблемы (проблем).

. Выбор программно решаемой проблемной ситуации.

определение желаемого состояния объекта экономической безопасности, т.е. такого состояния, которое не оценивается как угрожающее;

выявление и оценка действующих факторов дестабилизации, оказывающих влияние на объект экономической безопасности, выявление совокупности угроз;

определение и оценка предполагаемых ущербов от реализации выявленных угроз;

оценка угроз экономической безопасности по степени их важности, времени наступления и т.д.;

выбор проблемной ситуации для программного решения.

. Формирование программных целей и задач (формирование «дерева целей»).

. Предварительная ресурсная проработка разрешения проблемной ситуации (установление ограничений по видам ресурсов).

. Выработка стратегии обеспечения экономической безопасности как комплекса мероприятий (нахождение методов, способов, средств достижения программных целей, описание действий для решения поставленных задач).

. Окончательная ресурсная проработка программы - распределение ресурсного обеспечения по видам мероприятий и по времени.

. Подготовка проекта программы, ее сопряжение с другими, уже действующими программами и подпрограммами.

. Утверждение программы и ее доведение до исполнителей.

. Создание организационного механизма управления программой.

Вследствие осуществления постоянного мониторинга состояния экономической безопасности региона данная система управления способна гибко реагировать на постоянно изменяющиеся экономические, социальные и политические условия как внешнего, так и внутреннего характера.

Качество системы управления экономической безопасностью региона обеспечивается эффективностью принятия управленческих решений, учитывающих систему взаимных экономических интересов, как хозяйствующих субъектов, так и региональных органов управления (как федерального, так и регионального уровня). В работе выделены и рассмотрены основные сферы пересечения экономических интересов региональных органов управления и субъектов хозяйствования в процессе обеспечения экономической безопасности региона:

. Развитие регионального рынка товаров и услуг и межрегиональных связей.

. Обеспечение эффективного функционирования регионального рынка труда.

. Проведение эффективной бюджетной политики в регионе.

. Развитие производственной и социальной инфраструктуры.

. Использование природных ресурсов и природоохранная деятельность.

. Энергетическое обеспечение региона.

. Информационное обеспечение управленческой деятельности органов власти и субъектов хозяйствования, прозрачность деятельности органов управления (дебюрократизация).

Указанные основные сферы пересечения экономических интересов региональных органов управления и субъектов хозяйствования напрямую затрагивают большинство составляющих экономической безопасности региона, с другими прослеживается косвенная взаимосвязь через эффективную деятельность предприятий, занятость, улучшение благосостояния населения и др.

Таким образом, взаимодействие региональных органов управления и хозяйствующих субъектов в системе программно-целевого управления экономической безопасностью должно строиться на основе применения совокупности экономических регуляторов хозяйственной деятельности (налогового, финансово-кредитного и др.), связанных с экономическими интересами субъектов хозяйствования региона.

В сложившихся условиях специфика взаимодействия региональных органов власти и субъектов хозяйствования заключается в формировании первыми благоприятных условий, способствующих развитию производительных сил, эффективности и конкурентоспособности производств, расположенных на территории региона, развитию предпринимательства, рыночной инфраструктуры, улучшению информационного обеспечения, сферы подготовки кадров и т.п., что ведет к повышению эффективности хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и, в свою очередь, к укреплению состояния экономической безопасности региона.


Заключение

 

По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Экономическая безопасность региона - это характеристика функционирования региональной экономики, выражающая ее способность:

создавать и поддерживать благоприятные условия жизни людей;

обеспечивать стабильное и устойчивое развитие регионального хозяйства;

своевременно реагировать на возникающие неблагоприятные факторы и условия;

нейтрализовывать действующие угрозы благосостоянию населения и региональному хозяйству.

Экономическая безопасность региона представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Ее систему можно рассматривать в различных аспектах. Экономическая безопасность предстает как многоярусная система концептуализируемая с различных позиций:

как потребность всех экономических субъектов, определяемая, в то же время, степенью удовлетворения других социально-экономических потребностей;

как свойство экономической системы, пронизывающее все производственные отношения и детерминированное родовым признаком, «матрицей безопасности».

как состояние региональной экономики, характеризуемое оптимальным соотношением продуктивности, эффективности, гибкости, адаптогенности;

как функция государства по обеспечению необходимого и достаточного уровня безопасности.

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция <garantF1://10003000.0> РФ, Закон <garantF1://10036200.0> «О безопасности», законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Закон <garantF1://10036200.0> «О безопасности» содержит базовые правовые понятия в сфере безопасности. Данный Закон <garantF1://10036200.0> указывает принципы обеспечения безопасности, обозначает угрозы безопасности, определяет ее систему и порядок финансирования деятельности по ее обеспечению, а также регламентирует вопросы контроля и надзора за деятельностью по обеспечению безопасности.

Отдельные аспекты обеспечения экономической безопасности регулируются специально принятыми федеральными законами.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...