Алгоритм обеспечения экономической безопасности в регионе
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Управление безопасностью - непрерывный процесс обеспечения и защиты экономических интересов региона от внутренних и внешних угроз, обеспечиваемый путем осуществления комплекса мер, направленного на поддержание устойчивости и потенциала развития экономики региона. Основными задачами управления безопасностью являются: оценка и выработка направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности; разработка предложений о совершенствовании взаимодействия между участниками системы; планирование и проведение контрольных и профилактических мероприятий по безопасности. Функционирование системы обеспечения безопасности региона можно представить в виде особого алгоритма. Последовательное выполнение всех стадий на этапах мониторинга и управления экономической безопасности позволит не только отслеживать все негативные процессы в экономике региона, но и своевременно предотвращать все критические угрозы безопасности. Результаты функционирования системы проявятся в следующем: создание единой информационной базы данных (системы индикаторов); определение основных угроз и разработка мер по их устранению; координация и методическое руководство деятельностью администраций городов и районов, государственных предприятий и учреждений региона, общественных организаций по вопросам, антикризисного управления; внедрение в практику органов власти принципов профессионального поведения антикризисных управляющих; выработка единых стандартов и методов антикризисного управления; разработка программ развития проблемных территорий региона. Основными преимуществами предлагаемой системы являются:
возможность непрерывно отслеживать негативные изменения в социально-экономических отношениях региона; малозатратность при ее создании и функционировании; стимулирование работы региональных органов власти по принципу взаимодействия государства и общества; высокая эффективность функционирования, за счет коллегиального принятия решений, четкого распределения ответственности за возникновение кризисных ситуаций и их нейтрализацию за конкретными ведомствами. В связи с тем, что основным барьером на пути возникновения кризисных ситуаций в социально-экономических отношениях региона должна стать скоординированная деятельность органов власти, возникает необходимость в определении инструмента реализации ими своих функций и полномочий по обеспечению безопасности. Таким инструментом должна стать региональная целевая программа по обеспечению экономической безопасности. Под региональной целевой программой понимается комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение системных проблем в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития региона. Использование ПЦМ управления в процессе обеспечения экономической безопасности региона получает конкретное проявление в разработке и реализации целевой комплексной программы обеспечения экономической безопасности, представляющей собой комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. В исследовании выделены этапы разработки программы обеспечения экономической безопасности региона: . Выявление наличия проблемной ситуации (ситуаций) в анализируемом регионе; формулировка конкретной проблемы (проблем). . Выбор программно решаемой проблемной ситуации.
определение желаемого состояния объекта экономической безопасности, т.е. такого состояния, которое не оценивается как угрожающее; выявление и оценка действующих факторов дестабилизации, оказывающих влияние на объект экономической безопасности, выявление совокупности угроз; определение и оценка предполагаемых ущербов от реализации выявленных угроз; оценка угроз экономической безопасности по степени их важности, времени наступления и т.д.; выбор проблемной ситуации для программного решения. . Формирование программных целей и задач (формирование «дерева целей»). . Предварительная ресурсная проработка разрешения проблемной ситуации (установление ограничений по видам ресурсов). . Выработка стратегии обеспечения экономической безопасности как комплекса мероприятий (нахождение методов, способов, средств достижения программных целей, описание действий для решения поставленных задач). . Окончательная ресурсная проработка программы - распределение ресурсного обеспечения по видам мероприятий и по времени. . Подготовка проекта программы, ее сопряжение с другими, уже действующими программами и подпрограммами. . Утверждение программы и ее доведение до исполнителей. . Создание организационного механизма управления программой. Вследствие осуществления постоянного мониторинга состояния экономической безопасности региона данная система управления способна гибко реагировать на постоянно изменяющиеся экономические, социальные и политические условия как внешнего, так и внутреннего характера. Качество системы управления экономической безопасностью региона обеспечивается эффективностью принятия управленческих решений, учитывающих систему взаимных экономических интересов, как хозяйствующих субъектов, так и региональных органов управления (как федерального, так и регионального уровня). В работе выделены и рассмотрены основные сферы пересечения экономических интересов региональных органов управления и субъектов хозяйствования в процессе обеспечения экономической безопасности региона: . Развитие регионального рынка товаров и услуг и межрегиональных связей. . Обеспечение эффективного функционирования регионального рынка труда.
. Проведение эффективной бюджетной политики в регионе. . Развитие производственной и социальной инфраструктуры. . Использование природных ресурсов и природоохранная деятельность. . Энергетическое обеспечение региона. . Информационное обеспечение управленческой деятельности органов власти и субъектов хозяйствования, прозрачность деятельности органов управления (дебюрократизация). Указанные основные сферы пересечения экономических интересов региональных органов управления и субъектов хозяйствования напрямую затрагивают большинство составляющих экономической безопасности региона, с другими прослеживается косвенная взаимосвязь через эффективную деятельность предприятий, занятость, улучшение благосостояния населения и др. Таким образом, взаимодействие региональных органов управления и хозяйствующих субъектов в системе программно-целевого управления экономической безопасностью должно строиться на основе применения совокупности экономических регуляторов хозяйственной деятельности (налогового, финансово-кредитного и др.), связанных с экономическими интересами субъектов хозяйствования региона. В сложившихся условиях специфика взаимодействия региональных органов власти и субъектов хозяйствования заключается в формировании первыми благоприятных условий, способствующих развитию производительных сил, эффективности и конкурентоспособности производств, расположенных на территории региона, развитию предпринимательства, рыночной инфраструктуры, улучшению информационного обеспечения, сферы подготовки кадров и т.п., что ведет к повышению эффективности хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и, в свою очередь, к укреплению состояния экономической безопасности региона. Заключение
По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Экономическая безопасность региона - это характеристика функционирования региональной экономики, выражающая ее способность: создавать и поддерживать благоприятные условия жизни людей;
обеспечивать стабильное и устойчивое развитие регионального хозяйства; своевременно реагировать на возникающие неблагоприятные факторы и условия; нейтрализовывать действующие угрозы благосостоянию населения и региональному хозяйству. Экономическая безопасность региона представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Ее систему можно рассматривать в различных аспектах. Экономическая безопасность предстает как многоярусная система концептуализируемая с различных позиций: как потребность всех экономических субъектов, определяемая, в то же время, степенью удовлетворения других социально-экономических потребностей; как свойство экономической системы, пронизывающее все производственные отношения и детерминированное родовым признаком, «матрицей безопасности». как состояние региональной экономики, характеризуемое оптимальным соотношением продуктивности, эффективности, гибкости, адаптогенности; как функция государства по обеспечению необходимого и достаточного уровня безопасности. Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция <garantF1://10003000.0> РФ, Закон <garantF1://10036200.0> «О безопасности», законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией. Закон <garantF1://10036200.0> «О безопасности» содержит базовые правовые понятия в сфере безопасности. Данный Закон <garantF1://10036200.0> указывает принципы обеспечения безопасности, обозначает угрозы безопасности, определяет ее систему и порядок финансирования деятельности по ее обеспечению, а также регламентирует вопросы контроля и надзора за деятельностью по обеспечению безопасности. Отдельные аспекты обеспечения экономической безопасности регулируются специально принятыми федеральными законами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|