Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование профессионального экологического мышления

И.В. Анисимова

ФАРМ ФИЛИАЛ ГБОУ СПО СОМК

nastia182@olympus.ru

 

Ухудшение качества окружающей природной среды часто воспринимается как естественная данность, при этом качество жизни связывается не с состоянием природы, а с материальными ресурсами и достижениями науки и технологий, с помощью которых кажется возможным компенсировать негативное воздействие экологических факторов. Искусственно созданные ценности, заполняют собой мировоззрение, вытесняя мироощущение целостной реальности. На живую естественность переносятся правила и законы, отработанные при общении и работе с предметами искусственными.

Каждому из нас нужна вся Земля. Это главная мысль постижения Человечеством «общего дела». Но у каждого человека, сообщества людей, есть свое место – пространство, единение ландшафта и этноса, образ своего мира, своей малой Родины. Как бы глобально мы ни мыслили, - действовать, жить и развиваться нам приходится в антропоэкосистеме, которая и есть предмет экологии Человека.

Наблюдая за происходящим в мире, мы возвращаемся к древнему философскому вопросу о сознании и бытие. У каждого из нас есть своя система ценностей, принципов жизни, сознание, частью которого является и экологическое сознание.

Экологическое сознание – сознание, созвучное природе, ее законам.

Это форма общественного сознания; индивидуальная и коллективная способность понимания неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека и использования этого понимания в практической деятельности.

Современному экологическому сознанию присущи следующие основные особенности:

· преобладание в нем элементов утилитарного, прагматического сознания;

· неоднородность развитости экологического сознания различных групп людей, проживающих в разных регионах, наличие в нем элементов и природоодухотворенного, и утилитарного, и ноосферного сознания;

· появление и бурное развитие виртуализированного экологического сознания в странах Запада с перспективой его распространения по всему миру;

· увеличение объема экологических знаний населения в большинстве стран;

· наличие напряженности между экологическим сознанием различных групп населения;

· недостаточная ориентированность массового экологического сознания на активные природоохранные действия;

· активизация воздействия экологического сознания различных природоохранных организаций и движений на массовое экологическое сознание;

· постепенное увеличение доли ноосферного сознания по отношению к другим его элементам.

Эти же особенности характерны и для экологического сознания общества в целом, человека в частности в современной России.

Однако оно обладает рядом специфических особенностей. Данные особенности обусловлены, как отмечено в Экологической доктрине Российской Федерации, следующими факторами:

«чрезмерная зависимость экономики от природных ресурсов, что уже приводит к сокращению природного капитала страны;

- высокая доля "теневой" экономики в использовании природных ресурсов и неэффективные механизмы природопользования и охраны окружающей среды;

- отсутствие рентных платежей за пользование ресурсами;

- резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды и использования биологических ресурсов;

- низкий организационный и технологический уровень производства и жилищно-коммунального хозяйства и высокая степень изношенности основных фондов;

- последствия экономического кризиса и снижение уровня жизни населения;

- низкий уровень экологического сознания и культуры» [1, с. 1, 2].

Экологическое сознание человека в современной России, подвержено воздействию тех же процессов, что и глобальное, но отличается значительной межрегиональной и социальной неоднородностью, относительно низким уровнем экологической культуры, образованности и воспитанности при низкой его экологической озабоченности и неготовности к экологическому протесту.

Недостаточный уровень развития экологического сознания человека в современной России определяется физико-географическими условиями нашей страны, политической, социальной и экономической обстановкой, относительно низкой деятельной активностью населения, слабой развитостью экологического воспитания и просвещения.

Экологически образованный человек не допустит «стихийного» отношения к окружающей его среде жизни. Отсюда следует, что в настоящее время остановить нарушение экологических законов можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества.

Целью эколого-профессиональной подготовки в сфере педагогической деятельности является экологическая культура, а интегральной характеристикой эколого-профессиональной готовности будущего специалиста выступает формирование целостной личности, стержнем которой является также экологическая культура. Исходя из данной концепции, экологическое сознание — есть общечеловеческое сознание.

Внешняя среда выступает как импульс внутреннего развития. Мысли и цель определяют поведение человека. Таким образом, главная цель формирования эколого-психологического сознания состоит в том, чтобы помочь каждому участнику образовательного процесса, при формировании профессиональных компетенций, осознать такие мысли и цели, потребности и мотивы которые выводят личность на новый, более высокий уровень познания себя в окружающем мире.

Не признавая научной и медицинской деятельно­сти вне гражданственности, Иван Петрович Павлов с гордостью писал: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, насколько позволяют мне мои силы, прежде все­го моему Отечеству».

Профессиональное образование должно быть полным, глубоким и совершенным. Однако само по себе такое образование окажется недостаточным, если оно не будет постоянно сопровождаться воспитанием (самовоспитанием) нравственности и стремлением к активной, продуктивной, полезной деятельности.

Экологическое воспитание и образование студентов фармацевтического колледжа формируют профессиональные компетенции и являются важными составляющими элементами обучения на кафедрах общепрофессиональных и специальных дисциплин. Это участие в студенческой научно – исследовательской работе по вопросам экологии, мониторинг состояния здоровья населения Свердловской области, учебно-ознакомительные, производственные практики по сбору и заготовке лекарственного растительного сырья произрастающему на территории Свердловской области, хранению и утилизации химических веществ различной природы (фармацевтическая химия, организация экономики фармации, фармакология).

Студенты также активно участвуют в различных внеклассных и общегородских мероприятиях посвященных здоровому образу жизни.

Требования современного общества к экологической подготовке выпускников требуют профессионально значимых компетенций с учетом экологической составляющей, способности нести личную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности и задачей формирования интегративно-целостных представлений об окружающем мире в ходе профессионального становления будущего специалиста.

Совокупность интегративных знаний о природной среде как важнейшей социальной ценности, возможность взаимодействия человека с окружающей средой, умение творчески решать профессиональные экологические задачи, иметь опыт практического участия в вопросах сохранения и улучшения состояния окружающей среды позволяют расширить общие представления о механизмах влияния социальных и экологических законов на формирование экологически грамотных решений в вопросах обеспечения жизнедеятельности человека. Развитое экологическое сознание способствует формированию таких экологически значимых личностных качеств как гуманность, эмпатия, толерантность, экологическая ответственность за результаты своей деятельности по отношению к природной среде.

Список литературы

1. Экологическая доктрина Российской Федерации, 2002.

2. Е.В. Громов. Формирование экологического сознания. Библиотека ЕГПУ - по материалам www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/.../Default.aspx

3. Е. Н. Джух. Экологическая культура: становление, развитие, формирование: тез. докл. Респ. науч. – практ. конф. Гродно. ГрГУ, 2009 г. – 77—80 с.

4. В. А. Кобылянский. Философия экологии. Краткий курс: Учебное пособие для вузов. М., Академический проект, 2010 г. – 584—589 с.

5. В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. Экология: учебник для вузов. Ростов

н/Д., Феникс, 2007г. – 17—21с.

6. А. О. Лагутин. Экологическая культура как фактор устойчивого развития

общества: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии. Краснодар, 2001г. – 22 с.

7. И. И. Мазур, О. Н. Козлова, С. Н. Глазачев. Путь к экологической культуре. М. Горизонт, 2001г. – 81—82с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...