Сущность и виды эксперимента
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание
Введение Сущность и виды эксперимента Экспериментальные школы как пример педагогического эксперимента Экспериментальные школы в России Заключение Литература
Введение
Обучение в школе должно быть адекватно современным стратегиям обучения – обучать с применением методов, способствующих развитию критического мышления; развивать у учащихся способности и навыки самостоятельного поиска информации с использованием различных информационных ресурсов; в ходе обучения увеличивать внимание к глобальным проблемам; создавать систему связей и совместные проекты образовательных учреждений с общественными и муниципальными органами; требовать от социальных институтов и их представителей устанавливать высокие стандарты гражданской ответственности. Метод педагогики — это способ реализации целей педагогики. Методы педагогики являются главными средствами обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов педагогического процесса. Традиционно методы педагогики рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Подметодами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания — вершина педагогического профессионализма. Каждый метод реализуется различно, в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым нетрадиционным решениям, применив изобретенные им самим или позаимствованные коллег приемы.
Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. В основном эти изменения и представляют собой новые или впервые применяемые данным педагогом приемы воспитания. В связи с этим иногда метод определяют как систему приемов, используемых для достижения поставленной цели. Создание метода — это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать любых целей. В современной педагогике наряду с такими традиционными методами, как рассказ, беседа, дискуссия и т.п., особое внимание уделяется педагогическому эксперименту. Метод педагогического эксперимента относится к группе эмпирических методов педагогики. Эксперимент предполагает преднамеренное внесение нового в педагогический процесс и представляет собой метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого явления. Сущность и виды эксперимента
Эксперимент – это метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого явления.
По форме проведения выделяются естественный и лабораторный эксперимент. ü Естественный эксперимент предложен Лазурским в 1910г. Он проводится в условиях привычной для испытуемых деятельности. Широко используется в педагогике, т.к. изменяя формы и методы обучения, можно выявить, как они влияют на усвоение материала. ü Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, в том числе для исследования познавательных процессов, а также межличностных отношений. В педагогике лабораторный эксперимент практически не используется, т.к. существует проблема переноса полученных результатов лабораторных исследований в реальность педагогической практики. По целям выделяют констатирующий и формирующий эксперимент. ü Цель констатирующего эксперимента – измерение наличного опыта развития. Результатом его является тест, и полученные при его помощи данные составляют основу эксперимента. ü Формирующий эксперимент направлен на активное преобразование и развитие тех или иных сторон психики испытуемого. Благодаря эксперименту появляется возможность не только выявлять качественные особенности психики, но и целенаправленно влиять на их формирование. Метод педагогического эксперимента относится к группе эмпирических методов педагогики. Эксперимент предполагает преднамеренное внесение нового в педагогический процесс и выступает в трех основных качествах: 1) Как синоним педагогического исследования (например, школа Сухомлинского, в которой не было наказаний); 2) Как метод исследования, включающий целый ряд частных методик, теоретических и практических этапов; 3) Как педагогический поиск, выращивание новой практики образования в ходе ее преобразования. Педагогический эксперимент должен соответствовать определенным требованиям: ü Внесение в педагогический процесс принципиально нового с целью получения определенного результата; ü Обеспечение условий, позволяющих выявить связи между воздействием и его результатом; ü Полный документальный учет, показывающий начальное состояние педагогического процесса и результатов экспериментальной работы; ü Эксперимент должен быть доказателен, обеспечивать достоверность выводов.
По различным основаниям можно предложить несколько классификаций видов эксперимента: 1. По цели: 1.1. дидактический (обучающий) 1.2. воспитательный 1.3. частно-методический 1.4. управленческий 1.5. комплексный (объединяет в себе несколько целей) 1.6. смежный (психолого-педагогический, социально-педагогический, медико-педагогический, педо-экономический и т.д.) 2. По масштабности: 2.1. индивидуальный 2.2. групповой 2.3. крупномасштабный 2.4. массовый 2.5. выборочный 3. По времени: 3.1. кратковременный (в течение одного урока) 3.2. средней длительности (в течение изучения одной темы) 3.3. длительный (в течение года и даже нескольких) Различают также следующие типы эксперимента: 1. По цели: 1.1. констатирующий (наличие или отсутствие чего-либо) 1.2. созидательный (создание нового) 1.3. контрольный 1.4. проверочный 1.5. повторный 2. По характеру: 2.1. линейный (сравнивают то, что было в начале эксперимента, с тем, что стало в конце) 2.2. сравнительный (сравнивают две группы: контрольную и опытную) 2.3. перекрестный (меняют контрольную и опытную группы между собой) В эксперименте выделяют две составляющих: независимую переменную (то, что вносит сам экспериментатор) и зависимую переменную (тот результат, который образуется с появлением нововведений). Этапы проведения эксперимента: 1.Диагностический этап: 1) изучение теоретического материала по проблеме 2) ознакомление с передовым опытом, поиск неизученного в изменениях ситуации проблемы 2.Прогностический этап: 3) уточнение формулирования проблемы, темы, цели и задач исследования. 4) выдвижение гипотезы на основе формулирования проблемы через противоречие. Гипотезы бывают двух видов: излагающая и объяснительная. Излагающая объясняет, почему это произошло. Объяснительная не только видит причины явления, но и влияет на его дальнейший ход. Гипотеза должна одновременно рассматривать только одну проблему и должна быть гипотетична, т.е. содержать возможные варианты решения. 5) задачи. Задачи должны постепенно раскрывать основные цели исследования. Задачи должны быть лаконичны и не должны полностью дублировать цель.
3.Организационно-подготовительный этап: 6) мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента 7) формулирование объекта и предмета. Иногда вначале возникает объект и предмет, а затем уже гипотеза. 8) подготовка методических материалов, исследование инструментария 9) проведение разведывательного эксперимента 4.Практический этап: 10) мероприятия констатирующего этапа 11) содержание и сроки формирующего этапа 12) мероприятия контролирующего этапа 5.Обобщающий этап: 13) обработка полученных данных 14) анализ данных и получение выводов 15) написание отчетных материалов 6.Внедрение: 16) отчеты о исследовании 17) применение результатов на практике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|