Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение устной речи. Звуковая природа устной речи. Фонетическая система русского языка




ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Со времени последнего издания методики обучения глухих произношению (См.: Рау Ф. А., Рау Ф. Ф. Методика обучения глухонемых произношению. М., 1959.) прошло более двух десятилетий. За это время были исследованы (Исследования вопросов обучения глухих учащихся произношению были осуществлены Г. С. Александровой, К. А. Александровской, И. Г. Багровой, В. И. Бельтюковым, К. А. Волковой, В. Кацарски, Е. П. Кузьмичевой, В. Д. Лаптевым, А. М. Масюниным, М. М. Мамедовой, Г. Г. Молотковой, Л. В. Николаевой, Л. П. Назаровой, Н. М. Назаровой, Ф. Ф. Pay, Н. Ф. Слезиной, М. 3. Сониным, Э. С. Хупацария, Н. И. Шелгуновой) многие важные вопросы, связанные с формированием у глухих детей произносительной стороны речи. Назовем некоторые из них: роль остаточного слуха в формировании произношения, психологические основы использования остаточного слуха при обучении произношению, факторы внятности речи глухих, темп речи глухих, контроль глухих учащихся за собственной речью, определение разборчивости речи глухих.

Теоретическая разработка этой проблемы нашла свое практическое воплощение в определении содержания обучения произношению, его методов и организации: были созданы новые программы, пособия для студентов и учителей, подготовлены и изданы учебники для учащихся всех классов восьмилетней школы глухих, созданы специальные кинофильмы методического характера.

Постановление Совета Министров СССР от 17 января 1975 года «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития» и Приказ министра просвещения СССР от 27 января 1975 года внесли принципиальное изменение в систему обучения глухих и слабослышащих школьников устной речи (ее восприятию и воспроизведению).

Значительное увеличение времени на индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения в подготовительном — пятых классах (в 4,5 раза), оснащение учебного процесса звукоусиливающей аппаратурой, использование остаточного слуха глухих школьников на всех уроках привели к тому, что в современных условиях формирование произносительных навыков осуществляется двумя путями: в ходе специально организованного обучения (уроки техники речи, фонетические зарядки, индивидуальные занятия) и информально (без специального обучения, на основе подражания речи учителя).

Если путь целенаправленного формирования у глухих звуковой речи традиционен, то информальный путь стал возможен впервые за всю историю обучения глухих произношению за счет широкого использования остаточного слуха глухих.

При подготовке данного пособия были учтены данные, полученные в результате проведенных исследований и в ходе экспериментальной проверки эффективности обучения произношению с широким использованием имеющегося у глухих учащихся остаточного слуха.

Однако все развивающаяся и совершенствующаяся система обучения устной речи (ее восприятия и воспроизведения) выдвигает перед сурдопедагогикой все новые проблемы, решение которых — дело ближайшего будущего.

Данная книга рассчитана прежде всего на учителей школы глухих. Кроме того, она может быть использована учителями школы для слабослышащих и студентами сурдопедагогических отделений дефектологических факультетов. Пособие может быть весьма полезно воспитателям школ для детей с недостатками слуха, родителям детей, страдающих отсутствием или недоразвитием слуха.

Следует отметить ту большую положительную роль, которую сыграли администрация и педагогический коллектив экспериментальной школы глухих при Институте дефектологии АПН СССР в проверке на практике теоретических положений и методических приемов обучения произношению в новых условиях.

I. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ УСТНОЙ РЕЧИ

 

ЗНАЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ. ЗВУКОВАЯ ПРИРОДА УСТНОЙ РЕЧИ. ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи — одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенных слуха детей словесную речь не только в более доступном им письменном или пальцевом виде, но непременно и в виде устного слова. Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструмент мысли.

Рассматривая устную речь в качестве разновидности словесной речи, следует иметь в виду ее лексические, грамматические особенности и главным образом те материальные средства, которые используются в речи для выражения и различения смысла. Эти звуковые по своей природе средства в конечном счете сводятся к варьированию таких свойств звука, как принадлежность его к тонам или шумам, его высота, сила, тембр, длительность, прерывистость или непрерывность.

Все эти вариации звучания укладываются в некоторый определенный динамический и частотный диапазон.

Если говорить о динамическом диапазоне речи, имея в виду разную интенсивность ее звучания в зависимости от силы голоса, то разность между обычной громкой и шепотной речью составляет примерно 60 дБ. Если иметь в виду пределы изменения силы произносимых звуков речи при голосе нормальной интенсивности, динамический диапазон оказывается равным примерно 40 дБ (дБ (децибел) — логарифмическая единица, указывающая отношение данной силы звука к его силе, соответствующей порогу ощущения при нормальном слухе.).

Частотный диапазон речи, начиная с самых низких тонов мужского голоса и кончая самыми высокими составными компонентами, характерными для некоторых согласных, выходит за пределы частот, расположенных между 100 и 10 000 Гц (Гц (герц) — единица измерения частоты колебаний (один период в секунду), с помощью которой определяется высота звука.).

При этом для обеспечения разборчивости речи особенно существенна область частот от 300 до 3000 Гц.

Различные вариации звучания служат тем акустическим материалом, из которого построена фонетическая система языка.

Фонетическую систему языка составляют фонемы, словесное ударение и интонация. С их помощью в устной речи выражаются тончайшие оттенки мыслей, чувств, волевых устремлений. Рассмотрим каждый из этих компонентов в отдельности.

Фонемой называется наименьшая единица звучащей речи, способная служить для различения смысла. Каждая фонема характеризуется определенными акустическими свойствами. Эти свойства претерпевают более или менее значительные изменения в зависимости от так называемых комбинаторных и позиционных условий (соседства с другими фонемами, местоположения в слове, степени ударности), в результате чего образуются различные варианты фонемы. В русском языке имеются 42 фонемы: а, и, о, у, ы, э, б, б', в, в', г, г', д, д', ж, з, з', j (й), к, к, л, л, м, м, н, н', п, п', р, р', с, с', т, т', ф, ф', х, х' ц, ч, ш, щ.

Обычно фонемы сами по себе не облечены значением и служат лишь материалом для образования знаменательных (т. е. облеченных значением) единиц речи — слов, морфем.

Но в некоторых случаях фонема совпадает с морфемой (например, в словоформе стула фонема а совпадает с окончанием) или даже со словом (например, с такими служебными словами, как союз и, предлог с, частица ж и др.). В этих случаях фонема сама облекается значением, становится знаменательной единицей речи.

Акустические различия между вариантами одной и той же фонемы не могут служить для различения смысла: нет таких случаев, когда два слова или две формы слова различались бы за счет употребления разных вариантов фонемы. Замена в слове одного варианта фонемы другим воспринимается лишь как некоторое искажение нормального произношения.

Словесное ударение. Образуя слова, фонемы группируются в слоги. Так, слова рука, школа состоят из двух слогов (ру-ка, шко-ла), слова волосы, картина, карандаш — из трех слогов (во-ло-сы, кар-ти-на, ка-ран-даш). Слова могут состоять также из четырех, пяти и большего числа слогов. Многие слова состоят из одного слога (например, кот, сыр, сад и т. п.).

Членение слова на слоги обусловлено тем, что входящие в его состав фонемы произносятся с чередующимся нарастанием и падением мускульного напряжения, которому в большинстве случаев соответствует нарастание и падение силы звучания. В русском языке слогообразующими являются гласные фонемы.

Слоговое строение слов служит основой словесного ударения, которое в русском языке сводится к выделению одного из слогов посредством главным образом более громкого и обычно более длительного его произнесения. Каждое самостоятельное слово вместе с относящимся к нему служебным словом имеет свое ударение. Таким образом, число самостоятельных слов в произнесенной фразе определяется количеством словесных ударений, что в значительной мере способствует выделению слов из фразы в процессе ее восприятия.

Как известно, русское словесное ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. В разных словах оно может падать на различные по счету слоги от начала или конца слова (например, кошка, рука, паровоз, капуста, пуговица). При изменении формы слова или образовании от него другого слова ударение может переходить с одного слога на другой, с одной морфемы на другую (например: рука — руки).

Разноместность и подвижность придают русскому ударению особую значимость. Ударение в сочетании с числом слогов создает определенный ритмический контур слова — неотъемлемый компонент его акустического облика.

Более громкое и длительное произнесение ударного слога сопряжено с большей четкостью и полнотой воспроизведения входящих в этот слог звуков. От места ударения зависит произношение гласных, которые в безударных слогах редуцируются.

В русском языке словесное ударение выполняет и смыслоразличительную функцию, дифференцируя слова и их формы (например: пили — пили, кружки — кружки, руки—руки, насыпать — насыпать).

Интонация. Третьим элементом фонетической системы языка, чрезвычайно сложным по своему строению и малоизученным, является интонация.

Если фонемы и словесное ударение представляют собой фонетические элементы, из которых построены слова и их формы, то интонация имеет отношение преимущественно к фонетической структуре фразы. Фраза, собственно, и определяется как смысловое единство, целостность и законченность которого выражается интонационными средствами.

В основе интонации лежат ритмико-мелодические средства, главные из которых — изменение громкости и темпа произнесения, модуляция голоса и распределение пауз. Интонация составляет важнейшее средство членения речи на фразы и фраз на синтагмы (синтагмой называют часть фразы, состоящую из группы слов, тесно связанных между собой по смыслу и интонационно. В некоторых случаях синтагма может состоять и из одного слова).

Усиленное ударение, которым отмечается конец синтагмы, называется синтагматическим.

Помимо синтагматического ударения, следует указать на логическое ударение, с помощью которого во фразе выделяются слова, особо важные для передачи ее смысла.

Логическое ударение может совпадать с одним из синтагматических и тем самым усиливать его по сравнению с другими.

Поскольку и синтагматическое, и логическое ударения проявляются в рамках фразы, оба они могут рассматриваться как разновидность фразового ударения.

Особое значение имеет интонация для различения фраз повествовательного, вопросительного, побудительного (повелительного) и восклицательного характера, а также для выражения тончайших синтаксических отношений внутри сложного предложения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...