Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие проблемы общества не решаются рыночной экономикой?




 

Позитивные функции рынка делают его достаточно эффективной системой. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная экономика вместе с тем демонстрирует неспособность решать многие важные социально-экономические проблемы. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов, что порождает неустойчивость экономики, диспропорции между отраслями и сферами народного хозяйства. Восстановление равновесия осуществляется через кризисы и другие потрясения.

Во-вторых, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка образования, здравоохранения, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

В-третьих, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход, допуская колебания спроса на рабочую силу и наличие безработицы.

Рыночные отношения неизбежно ведут к дифференциации доходов, социальному расслоению, усиливают социальную напряженность. Единственным критерием справедливого распределения доходов для рынка служит результативность по итогам конкуренции на рынке рабочей силы.

В-четвертых, естественная жажда ускоренного оборота капитала приводит к тому, что рыночная экономика не стимулирует инвестирование в крупные проекты, не сулящие скорых прибылей и связанные с большим риском.

Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок решить не в состоянии. Сюда относятся неравномерность регионального развития, необходимость удовлетворения общественных потребностей, борьба с инфляцией и монополизмом и многое другое.

Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наиболее эффективный способ хозяйственной организации, а с другой, - у него есть существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства.

Современная экономика - это регулируемая рыночная экономика, в которой решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии с социальными приоритетами.

Рынок выполняет следующие функции:

- регулирует распределение трудовых, материальных, финансовых ресурсов по сферам производства, обеспечивает поддержание пропорций общественного производства:

- стимулирует снижение издержек производства, развитие научно-технического прогресса;

- дифференцирует товаропроизводителей, устраняя неэффективные производства и повышая тем самым общую эффективность всей хозяйственной системы.

 Для того, чтобы рынок реально выполнял свои функции, необходимо:

- во-первых, наличие множества независимых равноправных конкурирующих товаропроизводителей, действующих на основе различных форм собственности. Это обеспечивает возможность выбора для продавцов и покупателей;

- во- вторых, свободное ценообразование;

- в-третьих, устойчивость экономической и политической системы.

 

МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Свойством рыночной экономики является ее многосекторность, то есть разнообразие форм собственности и хозяйствования. Удельный вес каждой формы неодинаков в разных странах, на разных этапах развития. Это зависит от политических традиций, от влияния государства в данной стране, от зрелости той или иной формы собственности. В частности, для модели со значительным удельным весом государственного сектора применяется термин “смешанная экономика”. Он характеризует не только важную роль государственной собственности, но и проблему сочетания государственных и частных интересов, политику компенсации недостатков частного рыночного сектора, его социальных издержек. В отличие от моделей так называемого “чистого капитализма”, где роль государственного сектора несущественна и частный сектор бизнеса обладает максимальной свободой, в странах со “смешанной экономикой” применяются несколько другие политические принципы. Это влияет соответственно на поведение рыночных агентов и отражается в концепциях экономической теории. Такая модель существует в Швеции, Норвегии, Австрии, Франции и ряде других стран.

Определенную модель рыночной экономики, представляемую иногда как третий путь (между чистым капитализмом и государственным социализмом), называют “социальным рыночным хозяйством”.

При этом исходят из того, что социальная справедливость означает наличие шансов у всех. В частности, в образовании это обеспечивается стипендиями для более бедных, но как кредит, а не подарок. Социальная безопасность включает страхование от безработицы и пенсионное страхование. Предусматривается значительное перераспределение доходов для безопасности каждого и жизни, достойной человека.

Чистому капитализму требуются государственные условия для превращения его в гуманное и социальное. Оно нестабильно и ведет к экономическим и социальным деформациям. Рамочные условия, идущие от государства, предназначены для того, чтобы отдельные экономические действия по возможности не вступали в противоречие с социальными целями и свободой других. Важнейшими сферами здесь являются также отношения конкуренции, правовые дополнения в области социальных дел, труда и вопросах участия в управлении, общественная инфраструктура, регулировочный механизм охраны окружающей среды.

Модель “социального рыночного хозяйства “получила максимальное признание в экономике Германии в послевоенный период. И в этой модели существует напряженное отношение между “социальным “ и “эффективным”. Противовесы между обоими элементами могут смещаться внутри определенных допусков, если не затрагиваются основные элементы рыночной экономики.

Социально-экономические преобразования, особенно интенсивно идущие с 1992 года в России, по своей глубине и силе воздействия не имеют аналогов в ее истории. Это объясняется во многом тем, что один тип экономики меняется на принципиально противоположный. Административно-командная плановая экономика на базе абсолютной монополии государственной собственности по своим идеалам и механизму отрицала рыночные принципы. Преимуществом социалистического хозяйства считалась возможность обеспечивать приоритетный рост производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления и на этой основе добиваться высоких темпов роста. Система фиксированных цен и административного распределения потребительских товаров сопровождалась подавленной инфляцией, разрушением функций денег, фактическим превращением советского рубля в фиктивные деньги и, как следствие, неизбежным обесцениванием сберегательных вкладов, которое перешло из неявных форм в явные сразу после либерализации цен. Последствия всего этого также стали тяжелейшим бременем в ходе нынешних реформ.

На начальном этапе реформ отсутствовали многие институциональные предпосылки для создания нормально функционирующих рынков. Как следствие возникают существенные различия между представлениями об идеалах рыночного хозяйства и реалиями рыночной реформы. Экономическая база реформы оказалась уязвима со стороны устаревшего экономического потенциала, включая качество продукции, квалификацию рабочей силы и технику. Модернизация же и переподготовка рабочей силы является трудной задачей и при более благоприятных обстоятельствах. Требуется также такая предпринимательская среда, в которой производители имеют ресурсы, власть и мотивацию для осуществления экономической перестройки своих фирм. А это как раз те факторы, которых остро не хватает на стадии переходного периода.

Выбор модели рыночной экономики для России является существенным моментом политических решений на фоне решения текущих проблем. При этом невозможно прямое копирование любой из существующих моделей развитой рыночной экономики, следовательно, необходима выработка теорией и практикой промежуточной модели переходной экономики от государственно-плановой к рыночной.

Следует учитывать важную роль государства в создании рыночной конкурентной среды, отвечающей национальным интересам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...