Виды и основные принципы психологического консультирования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Виды: 1. С точки зрения пространственной организации консультативного процесса: контактное (очное), при котором консультант сам встречается с клиентом; дистантное, которое подразделяется на письменное и телефонное. . По количеству клиентов, консультируемых одновременно одним психологом: индивидуальное; групповое. . На основе объекта, на который направлены действия консультанта: семейное и супружеское психологическое консультирование; школьное; возрастно-психологическое; профессиональное; консультирование клиническое (психиатрическое) и т.д. Также основанием для выделения разных видов консультирования могут являться задачи консультирования, преобладающие типы проблем, типология личности клиентов, характер взаимодействия консультанта и клиента и т.д. Принципы (правила взаимодействия «психолог-консультант-клиент», основанные на традициях гуманистического подхода к личности человека): 1. Неманипулятивный подход. Быть осторожным с личностью клиента - чрезвычайно важное правило для психолога. Некорректные или неквалифицированные действия могут причинить непоправимый вред. Слова психолога имеют намного большую значимость, чем мнение постороннего человека. Поэтому следует избегать посторонней активности со стороны консультанта в принятии решений. Лучше стимулировать к ним клиента, а не ставит его в позицию объекта, с которым консультант осуществляет те или иные операции, ибо это прямой путь к манипулятивному общению. Если склонность к манипулированию людьми, желание получать наслаждение от ощущения власти над ними превалируют над сопереживанием или стремлением помочь, консультант не работает на клиента, а решает собственные психологические проблемы.
2. Принцип системности. Состоит в том, что в ходе консультации должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психологу-консультанту ситуацию. В причинах возникновения проблем консультант может разобраться только при наличии полной информации о клиенте. Системный подход также предполагает участие и других специалистов, окружения клиента, микросоциальной среды. А также рассмотрение проблем клиента в определенной теоретической системе знаний. 3. Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог-консультант создает условия, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью, независимо от звания, должности, возраста, пола, достатка. Ради создания атмосферы доверия, способствующего более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений. Чтобы ни говорил человек - все достойно доброжелательного внимания. Психолог принимает человека и его проблемы, такими, какие они есть, но имеет право сохранять свою ценностную систему координат. 4. Принцип анонимности. Данный принцип означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми. Из этого правила существуют исключения, о которых клиент всегда должен предупреждаться заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровья.
5. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений. Не рекомендуется переходить с клиентами на дружеские отношения или пытаться оказывать профессиональную консультативную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они как близкие люди начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента. 6. Принцип ориентации на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное взаимодействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на консультацию человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного процесса останутся нереализованными. Для этого консультанту необходимо вырабатывать привычку и умение смотреть на проблему и ситуацию «глазами клиента», практиковать как бы ролевое перевоплощение. Это нужно, прежде всего, для понимания всех граней проблемы без критического суждения, чтобы потом более объективно направлять внимание клиента на непродуктивный стиль его прошлого поведения. 7. Запрет давать советы. Не рекомендуется давать клиентам советы. Каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать другому человеку гарантированный совет практически невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого. Психолог в этом случае выступает в роли «учителя», а клиент остается пассивным. При этом любые неудачи в реализации совета приписываются консультанту, клиент начинает плохо осознавать свою роль в происходящем. Поэтому лучший вариант - это предоставление клиенту объективной информации в нейтральной форме, из которой выводы должен сделать сам клиент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|