Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ Российской переходной экономики в целом




 

Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. До начала реформ 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др.

Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.

Это происходило потому, что регулирующая роль цен не работала, а другого эффективного механизма регулирования и контроля не было. Неэффективность в использовании ресурсов, огромные государственные затраты на оборону, дотирование неприбыльных предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно, что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых странах Востока. Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции. И в середине 1980-х гг. это привело к необходимости реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики - с помощью хозрасчета, самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были проведены определенные политические изменения, но они не были эффективны - из-за огромной оппозиции со стороны консерваторов. Вследствие этого новый тип социализма с рыночным лицом провалился. Последовавший затем развал социалистического лагеря и самого СССР добавил проблем экономике России. Дело в том, что экономика России и республик бывшего СССР, а также стран социалистического лагеря были интегрированы в одну огромную систему. Поэтому ее развал увеличил во много раз количество экономических проблем. После провала "социализма с человеческим лицом" единственным выбором стала “смешанная экономика”. Но при переходе к решению широкого комплекса общих проблем применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых разнообразных специфических условий их национальных хозяйств. К наиболее важным специфическим чертам России можно отнести следующие.

Во-первых, специфические стороны менталитета значительной части населения страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью:

· исторически сложившаяся иерархичность сознания большей части населения страны, являвшейся на протяжении многих веков империей, крестьянский менталитет значительной части ее активно занятого населения и соответствующие ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в последние несколько десятилетий);

· особо укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность мышления;

· глубокий след в мышлении и хозяйственной практики страны оставила практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к социальному расточительству, порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением его реальной собственности), в значительной степени квазиинформативности информационных систем (особенно в случаях, когда речь идет о состоянии хозяйства), отсутствии заинтересованности существенной части населения в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации.

 

Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и климатических условий, обусловливающие прежде всего огромную инерционность хозяйственного потенциала.

В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей - социальных, политических, экономических и др.

Эти три главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них производными - особенностями условий переходного периода, заставляющими с большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России.

Среди производных специфических черт можно выделить следующие:

· укорененность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорциональность в наиболее важных аспектах: "потребление - накопление", "военная - гражданская сферы производства", "промежуточный - конечный продукт" и др.;

· низкие технический и технологический уровни гражданского производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и моральный износ (последнее связано с ресурсорасточительством и экологическо безопасностью);

· доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы, выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и весьма опасном экологическом состоянии среды;

· политическая нестабильность, особенно характерная для последнего времени, отсутствие практических основ для достижения социального и национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни.

 

Учитывая все эти психологические, социальные и экономические особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно - это может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.

Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства, и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и фондов. Частные предприниматели, конкурируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики.

Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: лбготные кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж - как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.

Перечисленные пункты должны были быть включены в программу перехода к рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла на проведение экономических реформ, и их ход замедлился. Было очень рискованно вкладывать денежные средства в производство, так как была неясна их дальнейшая судьба. Но после известных событий сентября-октября 1993 г. экономические реформы и их политические предпосылки стали соответствовать духу времени и рыночным устремлениям российской экономики. Между тем недостаточное внимание к развитию рыночного сектора экономики – собственных производств на основе свободного предпринимательства, а такая излишняя увлеченность финансовыми механизмами типа “пирамид” привели страну к мощнейшему финансовому кризису в августе 1998 года. Этот кризис фактически отбросил страну назад на 5 лет, снизил популярность рыночной экономики в глазах населения и еще более затруднил развитие реального сектора экономики. Это объективно идет на руку реакционным силам, мечтающим о реставрации тоталитарного режима в России. Тем более это опасно в условиях приближающихся выборов.

 

   4.2. Природа Российской инфляции в переходной экономике.

 

   Однако на пути успешного проведения реформы, на пути перехода к системе ценовых рыночных индикаторов в переходной экономике встала длительная и сильная инфляция. Процесс либерализации цен всегда протекает очень болезненно и для предприятий, и для населения, особенно, если либерализация проводится резко и быстро, как это было в России. Резко дестабилизируется положение предприятий, нарушается система платежных отношений между ними, падает уровень реальных доходов населения, обостряются социальные противоречия в обществе. Инфляция обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет “бегство” капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

  Развитие российской экономики сопровождается высокой открытой инфляцией. Ежегодные темпы прироста цен четыре года подряд превышали 100%, что в традиционном понимании существенно выше уровня даже так называемой галопирующей инфляции.

  После либерализации цен в России (а в 1995г. лишь небольшой перечень цен на топливно-энергетические продукты, транспорт, связь и коммунальные услуги регулируется по-прежнему государством) стало ясно, что на смену государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая политика фирмы. Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок, на создание которого направлены усилия современной экономической теории и экономической политики. Широкое распространение получили идеи о достаточности макроэкономической стабилизации и спросовых ограничений для прекращения инфляции и создания эффективного ценового механизма. С другой стороны появились попытки понять и объяснить особенности переходной экономики и специфику формирования рынков в постсоциалистических странах. Для характеристики особенностей инфляционных процессов стал широко применяться термин “инфляции издержек”, связанный со структурными особенностями постсоциалистической экономики. Против этой точки зрения стали выступать сторонники “макроэкономического” направления, пытаясь доказать, что феномена “инфляции издержек” вообще не существует. Вопрос о причинах и природе инфляции в переходной экономике стал предметом острых экономических и политических дискуссий.

  Инфляция как таковая - это безусловно денежный феномен, означающий снижение покупательной способности денег. В условиях свободного рыночного ценообразования инфляция выражается прежде всего в росте цен, в связи с чем говорят об инфляционном росте цен. Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может повышаться и с увеличением скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной динамикой производства(например, при инфляционных ожиданиях). Во всех подобных случаях за счет роста цен восстанавливается нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров. Инфляция быстро распространяется на все отрасли экономики, начинаясь в потребительском секторе, где спрос предъявляется прежде всего. Такой вид инфляции является традиционным и характеризует состояние денежной системы и динамику цен в переходной экономике. Это и объясняет постановку проблемы общей макроэкономической стабилизации.

   Однако проблема инфляции в переходной экономике не исчерпывается лишь названными процессами, получившие название “инфляцией спроса”. В результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях экономики становится возможным длительное завышение цен на их продукцию. При использовании такой продукции для производства других товаров повышаются издержки их производства, что делает невыгодным продолжение производства при прежнем уровне спроса и цен. В результате производство по всей технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. Таким образом перед государством встает задача расширить денежный спрос и дать тем самым некоторый простор для повышения цен за счет расширения денежной массы(повышения доходов потребителей). Это и есть механизм инфляции издержек. Такая инфляция связана как с организацией рынка, так и с существующей структурой национального производства, определяющей структуру и уровни издержек. Она распространяется в экономике более медленно, чем инфляция спроса, но и бороться с ней значительно труднее.

  Проанализируем фактические данные о развитии инфляции в России после либерализации цен. Этот анализ позволит ответить на вопрос о существовании инфляции издержек в современной российской переходной экономике. Изучение динамики российской инфляции за последние три года после либерализации цен показывает наличие и постоянное воспроизведение значительных “ножниц” в изменениях цен на потребительские товары и на средства производства. Это видно из сопоставления общих индексов соответствующих видов цен.


Таблица 3 [5]

Индекс 1992 1993 1994
Потребительских цен 2680 1008 312
Оптовых цен промышленности 6164 1124 335

Как следует из таблицы 3, годовые индексы оптовых цен промышленности постоянно опережают соответствующие индексы потребительских цен. Скорее всего, из сферы производства исходят особые импульсы повышения цен. Рассмотрим эту сферу более детально, воспользовавшись таблицей 4. Видно,что цены на потребляемые в промышленности ресурсы растут быстрее, чем на выпускаемые ею товары. За январь-февраль превышение первых над последними составило 7 процентных пунктов. Следовательно, из глубин промышленности, с наиболее низких стадий переработки исходит особый инфляционный импульс.

Таблица 4[6]

Месяц Индекс оптовых цен Индекс цен ресурсов
Декабрь1994 1.13 1.15
Январь1995 1.22 1.26
Февраль1995 1.17 1.18

 

В отраслевом разрезе особенно выделяется в этом отношении топливно-энергетический комплекс. Это и есть инфляция издержек в российской экономике.

  Корни возникновения инфляции издержек в переходной экономике лежат в недалеком прошлом, а ее механизм постоянно подпитывается современным типом экономического развития страны, ее экономической политикой. Следует вспомнить систему планового ценообразования, а также закрытость, относительную изолированность российской экономики от мирового рынка. В системе планового ценообразования(см. 1 стр.) была заложена концепция дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка. Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет разницы между внутренними и мировыми ценами экспортноориентированные топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциал повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует(пока отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый при этом механизм - инфляция издержек. Пока она продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки сырья до конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин). Экономическая политика России имеет другую направленность - скорейшей либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортноориентированных отраслей останется основным генератором инфляции издержек в современной переходной экономике. Наличие в российской экономике первой половины 1995г. устойчивой инфляции издержек, а также довольно сильных инфляционных ожиданий приводит к заключению, что еще рано говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочной перспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпитываться за счет рынка базовых отраслей производства.

 

 


Заключение

 

Переходная экономика в целом характеризуется следующими основными чертами: временный и промежуточный характер, неоднородность, неустойчивость. Ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, или либерализация цен. Таким образом, переходная экономика всегда сопровождается инфляцией.

В данной курсовой работе были подробно рассмотрены особенности российской переходной экономики и проведен сравнительный анализ с экономиками стран Восточной Европы (бывших социалистических стран).  

Экономические реформы в Восточной Европе и в России очень похожи: используются одни и те же инструменты (приватизация, либерализация цен и так далее), предпринимаются схожие меры по выходу из кризиса социально-экономической системы.

Экономический рост в России оказался в конечном счете более медленным по сравнению не только с любым иным географическим регионом мира, но и со всей группой бывших социалистических стран Восточной Европы. Это определило то, что в этом регионе реформы начались гораздо раньше, чем в СССР, а главное, имели более приближенные к конечному результату базовые условия.

В работе были рассмотрены два типа преобразования плановой экономики. Был сделан вывод, что результат преобразования зависит от исходной точки (начала реформ в конкретно взятой стране). Также подробно были рассмотрены проблемы инфляции в переходной экономике.

 

Литература

 

 

1. А. Бузгалин, А. Колганов. Введение в компаративистику.     М.: Знание, 1996.

2. Экономика переходного периода. Под редакцией В.В. Радаева и И.В. Бузгалина. М.: Вестник МГУ, 1997.

3. Теория переходной экономики. Под редакцией В.В. Герасименко, МГУ, 1997г.

4. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. -М.: ИНФРА-М, 1997.

5. “Вопросы экономики”, №10, №5 1997г.

6. “Вопросы экономики”, №12, 1996г.

 


[1] А. Бузгалин, А. Колганов. Введение в компаративистику. Стр.197.

 

1 А. Бузгалин, А. Колганов. Введение в компаративистику. Стр.95.

 

[2] Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. М. 1997

[3] Исключение составляют Чехия и Словакия: хотя доля государственного сектора в этих странах выше, чем в СССР, тем не менее, "рыночные" отношения в этих странах были развиты больше, а также сказалась, историческая направленность этих экономик на страны Западной Европы.

[4] А.В. Бузгалин Вестник МГУ, 1997 год

[5] Вопросы экономики. 1995г. №3. С.5.

[6] Коммерсант. 1995г. 4 апреля. С. 59.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...