Тесты для самоконтроля к главе 2
1. Какой сборник, относимый к Ведам, является наиболее древним и основополагающим: а) Ригведа; б) Самаведа; в) Яджурвада; г) Атхарваведа.
2. Для избежания действия кармических законов в индуистской философской традиции необходимо: а) четко соблюдать ритуал и обряды, содержащиеся в Ведах; б) следовать Восьмеричному пути; в) соблюдать принцип ахимсы; г) следовать пути боттхисатвы.
3. Смысл концепции пратитья самутпада раскрывается тем, что: а) все, что существует, существует потому, что для этого созданы специальные условия; б) все, что должно произойти, обусловлено уже существующими факторами; в) мир находится в постоянном развитии и все в нем взаимосвязано; г) смысл концепции раскрывается всем вышеперечисленным.
4. Основателем философско-религиозной системы традиционного буддизма является: а) Лао-цзы; б) Кун фу цзы; в) Вардхамана Махавира; г) Сиддхартха Гаутама.
5. Исходной истиной буддизма является то, что: а) жизнь есть страдание; б) жизнь есть радость и наслаждение; в) жизнь есть форма существования белковой материи; г) жизнь есть борьба.
6. Какая религиозно-философская система Востока утверждает, что с избавлением от чрезмерной привязанности к жизни и ее ложным ценностям, исчезает причина страдания: а) индуизм; б) буддизм; в) конфуцианство г) даосизм.
7.Главными принципами джайнизма являются: а) карма и мокша; б) ахимса и анекантавада; в) дукха и нирвана; г) гуманность и почитание предков.
8.Основателем джайнизма принято считать: а) Лао-цзы; б) Кун фу цзы; в) Вардхаману Махавиру; г) Сиддхартху Гаутаму.
9. Смысл принципа ахимсы сводится к: а) неприченению вреда всему живому;
б) воздержанию от половых отношений; в) отречению от ценностей и благ жизни; г) следованию ритуалам и обрядам. 10. Кому принадлежит высказывание: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе: а) Лао-цзы; б) Конфуцию; в) Вардхамане Махавире; г) Сиддхартхе Гаутаме. Глава 3. Своеобразие античного типа философствования Периодизация и основные черты античной философии Античная философия (философия Древней Греции и Древнего Рима)в своем развитии прошла четыре основных этапа: 1) демократический (или досократичесский) – VII – V вв. до н. э.; 2) классический (сократический) – середина V – конец IV вв. до н. э.; 3) эллинистический – конец IV – IIвв. до н. э.; 4) римский – Iв. до н. э. – V в. н. э. Древнегреческой называется философия(учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием «античная философия». Античную философию можно с уверенностью считать собственно философией и прообразом любой следующей по времени философии. Такое утверждение правомерно по двум основаниям: 1) именно в античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени. В более широком смысле античность – это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры, в том числе и философии. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Знакомство древних греков с достижениями других культур помогло им расширить свой собственный кругозор, обогатившись за счет освоения их достижений;
2) именно в античности зародилось понятие «философия». В восточных культурах, философию которых мы кратко рассмотрели, имелись понятия, по смыслу отдаленно напоминающие понятия, выработанные в античной философии, но именно в античности было сформулировано понятие бытия, которое сыграло определяющую роль в истории европейской философии. В античности эта проблема изначально рассматривалась как вопрос о первоначале мира. К VI веку до нашей эры греки достигли высокого уровня культуры. Среди обычных греков появились люди, которые были странными и отличались от обывателей – философы. Эти люди получали огромное удовольствие от процесса познания. Таким образом, первые философы – это личности, появившиеся в VI веке до нашей эры и отличающиеся от своих современников своеобразной структурой ценностей. В чем цель философствования? Цель этой деятельности находится внутри самой деятельности. Что же становится предметом античного философствования? Предметом являются тайны самого космоса и мироздания. Исходным вопросом становится поиск архе, то есть первоначала всего сущего, субстанции. Направленность античного философствования связана со спецификой философского мировоззрения, которое основывалось на космоцентризме. Космоцентризм – признание первичности природной реальности. Синонимом природы для греков была красота. Способ познания, к которому они прибегали, – абстрактное мышление, то есть работа мысли в пространстве, где нет чувственных образов. Именно они обрабатывают теоретические (логические) операции абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, индукции и дедукции. Резюмируя и дополняя вышеизложенное, следует отметить, что в целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности: · материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); · древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
· стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира); · на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); · допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям; · человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; · были заложены два направления в философии – идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период – материалистическое, в классический – имели одинаковое влияние, в эллинистический – материалистическое, в римский – идеалистическое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|