Глава 10. Как решать проблемы
В медитации вы непременно столкнетесь с проблемами. С ними встречается каждый. Проблемы могут быть самые разные, но в одном вы можете быть уверены: они обязательно будут. Когда мы имеем дело с препятствиями, главная хитрость состоит в том, чтобы выработать правильное отношение. Трудности — это неотъемлемая часть вашей практики. Их не следует избегать. Это нечто такое, что необходимо использовать. Благодаря им нам открываются прекрасные возможности для обучения. Как показывает жизнь, все мы увязли в грязи по той простой причине, что неустанно убегаем от проблем и гонимся за своими желаниями. Медитация создает такую ситуацию, когда мы как в лаборатория можем исследовать этот синдром и разработать особую стратегию для того, чтобы его победить. Трудности и препятствия, возникающие во время медитации, идут лишь на пользу практикующему. Они являются именно тем материалом, с которым мы работаем. Не бывает удовольствия без некоторого привкуса боли, не бывает и боли без некоторого привкуса удовольствия. Жизнь состоит из радостей и горестей, они идут рука об руку. Не является исключением и медитация. Вас ждут хорошие времена и плохие, вы испытаете минуты восторга и страха. Поэтому не удивляйтесь, если у вас возникнет такое чувство, будто перед вами выросла глухая стена. Не считайте себя особенными. Каждому продвинутому практику не раз доводилось оказываться перед собственной глухой стеной. Эти стены вырастают снова и снова. Просто ждите, когда они появятся и будьте готовы к встрече с ними. Умение справляться с трудностями зависит от вашего отношения. Если вы научитесь относиться к этим преградам как к возможности, как к шансу продвинуться в практике, вы добьетесь успеха. Способность справляться с трудностями, приобретенная во времена медитации, может быть использована и в повседневной жизни, что позволит вам сглаживать серьезные проблемы, которые вас действительно тревожат. Если же вы пытаетесь избежать даже мелких неприятностей, возникающих во время медитации, вы просто усиливаете привычку, которая уже неоднократно делала вашу жизнь столь невыносимой.
Необходимо учиться смотреть в лицо не столь приятным аспектам существования. Наша работа, как практиков медитации, состоит в том, чтобы учиться проявлять терпение к самим себе, относиться к себе беспристрастно, видеть все наши достоинства и недостатки, все наши страдания и несовершенства. Нам нужно учиться проявлять доброту к самим себе. В конечном счете избегать неприятного — значит относиться плохо к самим себе. Хотя это и звучит парадоксально, доброта заставляет противодействовать неприятному, если нечто подобное возникает. При встрече с трудностями люди, как правило, используют свой излюбленный прием, а именно самовнушение: когда внезапно появляется нечто, что вызывает отвращение, вы убеждаете себя, что этого не существует, или вы убеждаете себя в том, что это скорее приятно, чем неприятно. Тактика, которую применял Будда, совершенно противоположна. Вместо того чтобы скрывать неприятное или как–то его маскировать, в учении Будды говорится о том, что неприятное надо исследовать до самых глубин. Буддизм советует вам не вызывать чувств, которых у вас в действительности нет, и не скрывать те чувства, которые вы на самом деле испытываете. Если вы несчастны, вы несчастны; такова реальность, так уж произошло, поэтому принимайте то, что есть. Смотрите правде прямо в лицо и не отступайте. Если для вас наступили тяжелые времена, исследуйте это несчастье, наблюдайте его внимательно, изучайте это явление и пытайтесь понять, как устроен его механизм. Чтобы найти выход из ловушки, надо понять, как она построена. И вы делаете это, разбирая ее и изучая часть за частью. Вы не попадетесь в ловушку, если она разобрана на части. В результате вы обретаете свободу.
Этот пункт существенно важен; однако он остается одним из наименее понятных аспектов буддизма. Люди, поверхностно изучавшие буддизм, делают поспешное заключение, полагая, что это пессимистическое учение, где без конца говорится о таких неприятных вещах, как страдание, где нас побуждают встречаться с неприглядной реальностью боли, смерти и болезни. Буддийские мыслители отнюдь не считают себя пессимистами, в действительности их представления совершенно противоположны пессимизму. Боль существует во Вселенной, и в какой–то степени она неизбежна. Учиться работать с ней — это не пессимизм, а весьма прагматичная форма оптимизма. Как вы сможете пережить смерть вашей жены (вашего мужа)? Что бы вы почувствовали, если бы завтра потеряли мать? Или сестру? Или самого близкого друга? Предположим, вы потеряли работу, все свои сбережения и лишились рук — и все это в один и тот же день… Как бы вы восприняли перспективу провести остаток жизни в инвалидной коляске? Как вы собираетесь выносить боль на последней стадии рака, если вы больны этой болезнью? И как вы встретите собственную смерть, когда она придет к вам? Многих бед вы сможете избежать, но вам не удастся спастись от всех. Многим из нас приходилось в жизни терять друзей и родных, все мы иногда болеем, и в конце концов мы все когда–то умрем. Вы можете страдать вследствие этого или открыто, лицом к лицу, встретиться со всеми превратностями судьбы. Выбор остается за вами. Боль неизбежна, но не страдание. Боль и страдание — две разные вещи. Если в нынешнем состоянии ума вас постигнет одна из этих трагедий, вы будете страдать. Из–за привычных стереотипов, которые в настоящее время контролируют ваш ум, вы будете пребывать в страдании, и выхода оттуда не будет. Даже если вы потратите несколько минут на то, чтобы выработать альтернативы этим привычным стереотипам, вы проведете время с большой пользой для себя. В большинстве своем люди тратят всю свою энергию, измышляя всевозможные способы увеличения удовольствия и уменьшения боли. Буддизм не советует вам полностью прекращать эту деятельность. Деньги и безопасность — это прекрасно. Следует избегать боли, если это возможно. Никто не предлагает вам отказаться от всего своего имущества или искать случая испытать ненужную боль, но буддизм действительно советует вам потратить часть времени и энергии на то, чтобы научиться работать с неприятной стороной жизни, потому что боль все равно неизбежна. Если вы видите, что прямо на вас мчится грузовик, что есть силы бегите в сторону. Но стоит потратить некоторое время и на медитацию. Научиться справляться с болью и неудобствами — это единственный способ, с помощью которого вы сможете спастись от грузовика, которого не заметили.
В вашей практике неизбежно будут возникать проблемы. Одни из них будут физическими, другие — эмоциональными, а некоторые будут связаны с установками. Все эти проблемы вполне решаемы, для каждой из них можно найти решение. Все они дают нам возможность достичь освобождения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|