Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные и философская картины мира




 

Картина мира – это «образ мира», отражающий закономерности природы, совокупность создаваемых исследователями представлений об объектах внешнего мира, из которых логическим путем можно получить сведения относительно поведения этих объектов.

Картина мира, которая складывается из существующих научных представлений о строении и развитии природы, называется естественнонаучной картиной мира. Научные картины мира изменяются в процессе развития науки и имеют относительный характер. Научная картина мира представляет собой систему общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития научного познания.

Философская картина мира представляет собой систему наиболее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающую на определенном историческом этапе представление о мире в целом.

Указанные картины мира не существуют изолированно, в отрыве друг от друга. Философская картина мира опирается на положения естествознания, подтверждающие и конкретизирующие ее положения и выводы. В свою очередь, естественнонаучная картина мира обязательно связана с теми или иными философскими представлениями, свойственными той или иной эпохе.

История научного познания сопровождалась периодической сменой картин мира, сменой парадигм. Парадигма – определенная совокупность общепринятых в научном сообществе на данном историческом этапе идей, понятий, теорий, а также методов научного исследования.

Смена парадигм происходит в результате научных революций. Научные революции – это переломные этапы в развитии научного знания, решающие этапы в прогрессивном развитии знаний, радикально меняющие прежнее видение мира. Научные революции – не кратковременные события, а представляют собой более или менее длительный исторический период, поскольку коренные изменения в научных знаниях требуют определенного времени. Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы его познания.

В истории естествознания выделяют четыре глобальные научные революции.

Первая научная революция произошла в период XV – XVI в., в эпоху перехода от средневековья к Новому времени, получившей название Эпохи Возрождения. Первая научная революция характеризуется сменой космологической картины мира, (переход от аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира: «Земля – центр мироздания» к гелиоцентрическому учению астронома Коперника: «Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам). Учение Коперника подрывало опирающуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира.

Вторая научная революция: (XVII в.) – рождение современной науки, нового механистического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон. Основные особенности:

· применение метода научного рассуждения, математических расчетов и эксперимента;

· заложены основы физики, открыты законы движения тел, падения тел, вращение Солнца вокруг своей оси (Галилей), законы движения планет вокруг Солнца, теории солнечных и лунных затмений (Кеплер), теории «вихрей в мировом космическом пространстве», аналитической геометрии (Р. Декарт), создание дифференциального и интегрального исчисления, теории «динамики» – учение о силах и их взаимодействии, законах движения, которые легли в основу механики как науки: закон инерции, закон ускорения тела, закон равенства действия и противодействия, закон всемирного тяготения (И. Ньютон);

· законы, установленные для механической сферы явлений, переносили на самые различные явления природы;

· метафизический подход: все объекты изучаются как изолированные друг от друга, без учета их развития и взаимосвязей.

Третья научная революция (с конца XVII в. – до конца XIX в.) характеризуется диалектизацией естествознания: Основные открытия и положения:

· попытки рассмотреть развитие Солнечной системы — космогоническая гипотеза Канта – Лапласа о происхождении Солнечной системы из газовой туманности;

· учение об эволюции органического мира Лапласа под влиянием изменения условий окружающей среды; теория Дарвина о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхождения человека; теория клеточного строения растений и животных Шлейдена и Шванна;

· открытие закона сохранения и превращения энергии: химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются равноценными (Майер, Джоуль, Колдинг);

· вся природа – это непрерывный процесс превращения универсального движения материи из одной формы в другую;

· открытие периодического закона химических элементов Д. Менделеева: свойства химических элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов; открытие возможности получения органических веществ путем синтеза из исходных неорганических веществ (Ф. Велер) – законы химии едины для неорганического и органического мира;

· принципы диалектики: принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи получили естественнонаучное обоснование;

· разоблачение ошибочности натурфилософских механистических гипотез о наличии теплорода (тепловой жидкости), флогистона (горючей субстанции, «жизненной силы организма», электрических и магнитных жидкостей, мирового эфира;

· формирование диалектико-материалистической картины мира (Энгельс, Маркс);

· виды материи: вещество и поля (электромагнитное поле и др.); развитие науки к концу XIX в. заставило отказаться от естественнонаучных подходов в толковании материи (отождествляли материю с атомами) и перейти к философскому ее пониманию;

· переход от метафизико-механического понимания движения к диалектико-материалистическому пониманию движения (движение как способ существования материи: основные формы движения материи: механическое движение, физическое движение, химическое, биологическое, социальное движение);

· переход к диалектическому пониманию пространства и времени как форм бытия движущейся материи;

· диалектический принцип материального единства мира (открыты законы закономерного превращения одних видов материи в другие, одних форм движения в другие).

Четвертая научная революция (XX в.) – формирование квантово-релятивистских представлений о мире. Основные открытия и положения:

· открытие радиоактивного распада, электронов, позитронов;

· создание квантовой теории строения атомов (Резерфорда – Бора);

· создание теории относительности (А. Энштейн), зависимость свойств пространства и времени от движения материи и друг от друга;

· взаимосвязь закона сохранения массы с законом сохранения энергии – взаимопревращение видов материи и форм движения;

· открытие волновых свойств материи (Л. Бройль), корпускулярно-волновая двойственность элементарных частиц: распространяются как волны, излучаются и поглощаются как частицы;

· движение микрочастиц подчиняется законам квантовой механики, законы классической механики непригодны для микромира: положение микрочастицы в пространстве в каждый момент времени не может быть определено, внутриядерные процессы не могут быть объяснены исходя из законов квантовой механики, так как она не отражает внутренние связи, структуру микрочастиц;

· открытие сотен микрочастиц: элементарные частицы сами обладают внутренней структурой, состоят из кварков; создание кварковой гипотезы;

· развитие генетики, расшифровка молекулы ДНК;

· развитие диалектико-материалистической картины мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...