Аксиологическая многомерность духовной культуры
Итак, духовная культура даже на ближайшем иерархическом уровне имеет многокомпонентную структуру, включая в себя религию, науку, искусство, мораль, право и т.д. (рис. 1.1). В чем природа такого разделения и по каким признакам оно осуществляется? Ответы на эти вопросы дает аксиология - философское учение о духовных ценностях и о структуре ценностного мира. Человек как объект живой природы находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, получая с помощью органов чувств необходимую информацию о ее текущем состоянии и на основании этой информации адекватно реагируя на изменение внешних условий. В отличие от многих представителей животного мира, реакции которых являются инстинктивными (строго запрограммированными), поведение человека, значительно более гибкое и «свободное», связано со специфическим способом обработки получаемой информации, которая осознается человеком в виде субъективного образа внешнего мира (рис. 1.2). Сам по себе этот образ ничего не говорит человеку и, следовательно, не приводит в действие исполнительные механизмы человеческих реакций, обеспечивающих саморегуляцию функций организма, их подстройку к изменяющимся внешним условиям. Включение человеческих реакций происходит после оценки субъективного образа, которая осуществляется путем его сравнения с соответствующим идеальным образом (идеалом), также присутствующим в сознании человека. Идеал концентрирует в себе весь видовой (филогенетический) и индивидуальный (онтогенетический) опыт реагирования на те или иные воздействия1.
Человеческое сознание Онтогенетическая коррекция идеала
Внешний
мир
Рис. 1. 2. Отражение в сознании человека образов внешнего мира
Для нас сейчас важно, что такая оценка субъективного образа происходит с разных сторон, в соответствии с разными критериями. При этом объекты и явления внешнего мира становятся для человека носителями различных духовных ценностей. Эта многогранность оценки субъективного образа (а значит и внешнего мира) и лежит в основе дифференциации компонентов духовной культуры, каждый их которых отвечает за тот или иной критерий оценки. Так, например, моральная оценка субъективного образа основывается на этических нормативно-оценочных категориях («добро» - «зло»). Для оценки с точки зрения «красоты» используются эстетические категории («прекрасное» - «безобразное», «возвышенное» - «низменное» и т.п.). В области права оценка действительности связана с категориями «справедливости» и «несправедливости». Наука, как составляющая духовной культуры, также имеет свой специфический подход к информации о внешнем мире, который основан на применении оценочных категорий «истина» и «ложь». Именно поэтому одной из основных функций науки, наряду с производством нового знания, является обоснование истинности этого знания. Оценки одного и того же явления, одной и той же информации с разных точек зрения могут быть различными, часто «противоположными». Рассмотрим несколько примеров. На презентации знаменитой картины В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (рис. 1.3) автору были высказаны справедливые упреки в том, что изображенная им сцена нереальна, так как в походных условиях солдаты не могут быть одеты в парадные мундиры и держать ружья с примкнутыми штыками. Суриков согласился с этим, заметив, однако, что «хотя это и нереально, но зато красиво!» Таким образом, не всегда «ложь» выглядит «безобразной», и это часто оказывает влияние на результат научной деятельности. С другой стороны, ученому часто приходится подавлять в себе те или иные эмоциональные (например, эстетические) реакции на пути к истине1.
Другой пример связан с замечательным фильмом братьев Васильевых «Чапаев», где имеется психологически очень точно сделанная сцена каппелевской атаки, вызвавшей эстетическое восхищение даже у тех, кому она несла смерть: «Здорово идут!», - воскликнул в эти драматические мгновения один из красноармейцев. В этом примере эстетическая оценка явления с точки зрения «прекрасного» находится в конфликтном отношении с утилитарной оценкой («благо»). В качестве еще одного примера вспомним строки из стихотворения А.С. Пушкина «Герой»: «Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман...», которые, фактически, допускают возможность сочетания «добра» и «лжи» при оценке той или иной ситуации. Используя математическую терминологию, можно сказать, что человеческое сознание, в которое «погружен» субъективный образ
Рис 1.3. И. В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»
внешнего мира, является, с точки зрения аксиологии, многомерным пространством, «оси координат» которого соответствуют различным духовным ценностям. В этом же смысле следует понимать и название настоящего параграфа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|