Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




1. Нарисуйте схему строения эндокарда.

2. Нарисуйте схему ультраструктуры вставочного диска.

1. Перечислите функции мезотелия эпикарда и перикарда.

 

Заключение

Цель занятия достигнута, если Вы научились определять на препаратах оболочки сердца, особенности гистологического строения эндокарда, миокарда и эпикарда.

Теперь Вы знаете морфологические признаки, по которым следует различать:

1) оболочки сердца;

2) слои эндокарда;

3) кардиомиоциты желудочка/предсердия и проводящие кардиомиоциты;

4) слои эпикарда.

 

Основная литература

1. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2003-2004. –С. 198-201.

2. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. –С. 265-268.

3. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. –С. 239-246.

 

Дополнительная литература

Руководство по гистологии. В 2 т. Т II. – СПб.: СпецЛит, 2001. – С. 259-279.

 

ДИАГНОСТИКА ПРЕПАРАТОВ

ПО КОЖЕ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ, СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМАМ

Цель занятия

Обобщить знания гистогенеза, строения и гистофизиологии кожи и органов пищеварительной, сердечно-сосудистой систем.

Отработать умение анализировать гистологические препараты по данному разделу.

 

Ориентировочная основа действий

Задание 1. Уметь диагностировать на гистологических препаратах следующие органы и входящие в их состав морфофункциональные единицы и ткани: кожу ладонной поверхности пальца, спины, волосистой части головы; продольный шлиф однокорневого зуба, продольный срез декальцинированного зуба с десной, стадию закладки зубного зачатка (срез челюсти зародыша); язык, нитевидные, грибовидные, листовидные и желобоватые сосочки; миндалину взрослого (небную), околоушную железу, поднижнечелюстную железу, подъязычную железу; пищевод, переход пищевода в желудок, дно желудка, пилорическую часть желудка, переход желудка в двенадцатиперстную кишку, тонкую (тощую) кишку, толстую кишку, червеобразный отросток, поджелудочную железу, печень, желчный пузырь; артериолы, капилляры и венулы мягкой мозговой оболочки, сосудисто-нервный пучок (артерия и вена мышечного типа), аорту, нижнюю полую вену, вену с клапаном, стенку желудочка сердца.

Задание 2. При подготовке к занятию ответить на следующие вопросы:

Строение и гистофизиология кожи, ее регионарные особенности; строение придатков кожи; механизмы регенерации кожи после различных травм.

Гистогенез, строение и гистофизиология зуба, миндалины, слюнных желез; пищевода и желудка; тонкой и толстой кишки, червеобразного отростка; поджелудочной железы, печени и желчного пузыря.

Иметь представление о возрастных изменениях, реакции на воздействие неблагоприятных экологических факторов, особенностях физиологической и репаративной регенерации тканей и органов пищеварительной системы.

Гистогенез, строение, функции и регенерация кровеносных (артерии, вены, капилляры) и лимфатических сосудов и сердца.

Задание 3. Составить протокол описания, уметь нарисовать схемы гистологического строения и объяснить особенности строения: кожи пальца, спины, головы, а также волоса, сальной и потовой желез; стенок артерии и вены мышечного типа; артерии эластического типа, верхней и нижней полых вен, сосудов отдела микроциркуляции, разных типов кровеносных капилляров, артерио-венулярных анастомозов, эндокарда правого и левого желудочков сердца, кардиомиоцитов желудочков и предсердий.

Уметь нарисовать схемы гистологического строения слизистой части губы, ранней стадии развития зуба, развития зуба на стадии образования эмали и дентина; дольки и концевого отдела белковой слюнной железы, стенок вставочного, исчерченного и междолькового выводных протоков слюнной железы; миндалины; стенки пищевода, собственной и кардиальной желез пищевода; стенки желудка, фундальной и пилорической желез желудка; двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок, ворсинки и крипты с обозначением клеточных дифферонов эпителия и структуры собственной пластинки; слизистой оболочки толстой кишки, стенки червеобразного отростка; дольки печени, пластинки гепатоцитов, печеночной триады, сосудов дольки печени; дольки поджелудочной железы, панкреатического островка.

Задание 4. Уметь ответить на контрольные вопросы и решать тесты и ситуационные задачи, приведенные в заданиях по частной гистологии соответствующих тем.

Задание 5. Представить преподавателю для контроля изложенные письменно вопросы раздела «Задания для самостоятельной работы», конспекты лекций и дополнительной литературы, рекомендованной к практическим занятиям.

 

Заключение

Цель занятия достигнута: если Вы правильно решили не менее 75% предложенных Вам тестовых задач; в индивидуальном собеседовании показали умение анализировать гистологические препараты, знание теоретического материала по разделам данного занятия, а также наличие у Вас представлений об источниках регенерации и диапазоне регенераторных возможностей изученных тканевых и органных структур.

 

Основная литература

1. Конспекты лекций.

2. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2004.- С.146 –157; 158 – 189; 189 - 201.

3. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С. 197 – 209; 212-253; 254-268.

4. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов.- М.: Медицина, 2004.- С. 374-388; 293-355; 224-246.

5. Использовать материалы, приведенные в заданиях к практическим занятиям.

 

Дополнительная литература

Руководство по гистологии. В 2 т. Т. II.– СПб.: СпецЛит, 2001.- С. 9-52; 60-

189; 228-278.

Дыхательная система

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ

ВНЕ­ЛЕ­ГОЧ­НЫЕ ВОЗ­ДУ­ХО­НОС­НЫЕ ПУ­ТИ:

ПО­ЛОСТЬ НО­СА

ГОРТАНЬ

ТРА­ХЕЯ

ЛЕГ­КОЕ

БРОН­ХИ ЛЕГ­КО­ГО

РЕС­ПИ­РА­ТОР­НЫЙ ОТ­ДЕЛ

 

Цель занятия

Знать тканевое строение, функции, гистогенез и реактивность воздухоносных путей и легких.

Уметь определять на гистологических препаратах трахею и легкие, а также их структурные компоненты, ткани и клеточные диффероны.

Ознакомиться с возрастными особенностями, реактивностью и регенерацией органов дыхательной системы.

 

Работа с препаратами. Ориентировочная основа действий

Задание 1. Препарат “Трахея” (окраска - гематоксилин и эозин).

При большом увеличении зарисовать стенку трахеи и обозначить респираторную слизистую оболочку, подслизистую основу, волокнисто-мышечно-хрящевую оболочку и адвентициальную оболочку; многорядный столбчатый реснитчатый эпителий, а в нем столбчатые реснитчатые эпителиоциты, слизистые (бокаловидные) и вставочные (базальные) эпителиоциты; собственную пластинку слизистой оболочки, железы трахеи в подслизистой основе.

 

Опи­са­ние пре­па­ра­та

В стен­ке тра­хеи хо­ро­шо вид­ны респираторная сли­зи­стая оболочка, под­сли­зи­стая основа, волокнисто-мышечно-х­ря­ще­вая и ад­вен­ти­ци­аль­ная обо­лоч­ки. Сли­зи­стая оболочка со­сто­ит из мно­го­ряд­но­го столбчатого реснитчатого эпи­те­лия и соб­ст­вен­ной пла­стин­ки, пред­став­лен­ной рых­лой со­еди­ни­тель­ной тка­нью. Соб­ст­вен­ная пла­стин­ка сли­зи­стой оболочки сли­ва­ет­ся с под­сли­зи­стой основой (рых­лой со­еди­ни­тель­ной тка­нью), в ко­то­рой на­хо­дят­ся кон­це­вые от­де­лы бел­ко­во-сли­зи­стых же­лез трахеи. Кна­ру­жи от под­сли­зи­стой основы рас­по­ла­га­ет­ся волокнисто-мышечно-хря­ще­вая обо­лоч­ка, включающая хря­щи трахеи, гладкую мышечную и плот­ную со­еди­ни­тель­ную тка­ни. На­руж­ная обо­лоч­ка тра­хеи - ад­вен­ти­ци­аль­ная - со­сто­ит из рых­лой со­еди­ни­тель­ной тка­ни.

Задание 2. Препарат “Легкое” (окраска - гематоксилин и эозин).

При малом увеличении зарисовать участок легкого. Обозначить бронх, в котором указать респираторную слизистую оболочку, подслизистую основу, бронхиальные железы и пластинки гиалиновой хрящевой ткани; бронхиолу, в стенке которой хорошо развита гладкая мышечная ткань, но отсутствуют хрящевая ткань и железы; легочные альвеолы, кровеносные сосуды.

С этого препарата при малом увеличении отдельно зарисовать участок с продольным разрезом легочного ацинуса и обозначить респираторную бронхиолу, в которую открываются единичные альвеолы; альвеолярные ходы с многочисленными альвеолами и альвеолярные мешочки, стенки которых образованы альвеолами, вплотную прилежащими друг к другу.

Опи­са­ние пре­па­ра­та

При ма­лом уве­ли­че­нии на фо­не мно­же­ст­вен­ных легочных альвеол встре­ча­ют­ся по­пе­реч­ные, ко­сые и про­доль­ные се­че­ния брон­хов и бронхиол. Брон­хи мож­но уз­нать по при­сут­ст­вию в их стен­ке участков гиа­ли­но­вой хря­ще­вой тка­ни. Брон­хиолы име­ют звезд­ча­тые про­све­ты из-за со­кра­ще­ния глад­ких миоцитов. Од­но­слой­ный столбчатый реснитчатый эпи­те­лий респираторной сли­зи­стой оболочки по ме­ре ветв­ле­ния брон­хов ста­но­вит­ся однослойным кубическим реснитчатым. Хря­ще­вой тка­ни и же­лез в брон­хиолах нет.

Задание 3. Учебная таблица “Схема строения легочной альвеолы ”.

Зарисовать схему и обозначить альвеолярный эпителий, базальную мембрану и кровеносные капилляры. В эпителии обозначить пневмоциты (альвеолярные клетки) I и II типов, сурфактант.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...