Задания для самостоятельной работы
1. Нарисуйте схему строения эндокарда. 2. Нарисуйте схему ультраструктуры вставочного диска. 1. Перечислите функции мезотелия эпикарда и перикарда.
Заключение Цель занятия достигнута, если Вы научились определять на препаратах оболочки сердца, особенности гистологического строения эндокарда, миокарда и эпикарда. Теперь Вы знаете морфологические признаки, по которым следует различать: 1) оболочки сердца; 2) слои эндокарда; 3) кардиомиоциты желудочка/предсердия и проводящие кардиомиоциты; 4) слои эпикарда.
Основная литература 1. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2003-2004. –С. 198-201. 2. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. –С. 265-268. 3. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. –С. 239-246.
Дополнительная литература Руководство по гистологии. В 2 т. Т II. – СПб.: СпецЛит, 2001. – С. 259-279.
ДИАГНОСТИКА ПРЕПАРАТОВ ПО КОЖЕ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ, СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМАМ Цель занятия Обобщить знания гистогенеза, строения и гистофизиологии кожи и органов пищеварительной, сердечно-сосудистой систем. Отработать умение анализировать гистологические препараты по данному разделу.
Ориентировочная основа действий Задание 1. Уметь диагностировать на гистологических препаратах следующие органы и входящие в их состав морфофункциональные единицы и ткани: кожу ладонной поверхности пальца, спины, волосистой части головы; продольный шлиф однокорневого зуба, продольный срез декальцинированного зуба с десной, стадию закладки зубного зачатка (срез челюсти зародыша); язык, нитевидные, грибовидные, листовидные и желобоватые сосочки; миндалину взрослого (небную), околоушную железу, поднижнечелюстную железу, подъязычную железу; пищевод, переход пищевода в желудок, дно желудка, пилорическую часть желудка, переход желудка в двенадцатиперстную кишку, тонкую (тощую) кишку, толстую кишку, червеобразный отросток, поджелудочную железу, печень, желчный пузырь; артериолы, капилляры и венулы мягкой мозговой оболочки, сосудисто-нервный пучок (артерия и вена мышечного типа), аорту, нижнюю полую вену, вену с клапаном, стенку желудочка сердца.
Задание 2. При подготовке к занятию ответить на следующие вопросы: Строение и гистофизиология кожи, ее регионарные особенности; строение придатков кожи; механизмы регенерации кожи после различных травм. Гистогенез, строение и гистофизиология зуба, миндалины, слюнных желез; пищевода и желудка; тонкой и толстой кишки, червеобразного отростка; поджелудочной железы, печени и желчного пузыря. Иметь представление о возрастных изменениях, реакции на воздействие неблагоприятных экологических факторов, особенностях физиологической и репаративной регенерации тканей и органов пищеварительной системы. Гистогенез, строение, функции и регенерация кровеносных (артерии, вены, капилляры) и лимфатических сосудов и сердца. Задание 3. Составить протокол описания, уметь нарисовать схемы гистологического строения и объяснить особенности строения: кожи пальца, спины, головы, а также волоса, сальной и потовой желез; стенок артерии и вены мышечного типа; артерии эластического типа, верхней и нижней полых вен, сосудов отдела микроциркуляции, разных типов кровеносных капилляров, артерио-венулярных анастомозов, эндокарда правого и левого желудочков сердца, кардиомиоцитов желудочков и предсердий.
Уметь нарисовать схемы гистологического строения слизистой части губы, ранней стадии развития зуба, развития зуба на стадии образования эмали и дентина; дольки и концевого отдела белковой слюнной железы, стенок вставочного, исчерченного и междолькового выводных протоков слюнной железы; миндалины; стенки пищевода, собственной и кардиальной желез пищевода; стенки желудка, фундальной и пилорической желез желудка; двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок, ворсинки и крипты с обозначением клеточных дифферонов эпителия и структуры собственной пластинки; слизистой оболочки толстой кишки, стенки червеобразного отростка; дольки печени, пластинки гепатоцитов, печеночной триады, сосудов дольки печени; дольки поджелудочной железы, панкреатического островка. Задание 4. Уметь ответить на контрольные вопросы и решать тесты и ситуационные задачи, приведенные в заданиях по частной гистологии соответствующих тем. Задание 5. Представить преподавателю для контроля изложенные письменно вопросы раздела «Задания для самостоятельной работы», конспекты лекций и дополнительной литературы, рекомендованной к практическим занятиям.
Заключение Цель занятия достигнута: если Вы правильно решили не менее 75% предложенных Вам тестовых задач; в индивидуальном собеседовании показали умение анализировать гистологические препараты, знание теоретического материала по разделам данного занятия, а также наличие у Вас представлений об источниках регенерации и диапазоне регенераторных возможностей изученных тканевых и органных структур.
Основная литература 1. Конспекты лекций. 2. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2004.- С.146 –157; 158 – 189; 189 - 201. 3. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С. 197 – 209; 212-253; 254-268. 4. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов.- М.: Медицина, 2004.- С. 374-388; 293-355; 224-246.
5. Использовать материалы, приведенные в заданиях к практическим занятиям.
Дополнительная литература Руководство по гистологии. В 2 т. Т. II.– СПб.: СпецЛит, 2001.- С. 9-52; 60- 189; 228-278. Дыхательная система ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ ВНЕЛЕГОЧНЫЕ ВОЗДУХОНОСНЫЕ ПУТИ: ПОЛОСТЬ НОСА ГОРТАНЬ ТРАХЕЯ ЛЕГКОЕ БРОНХИ ЛЕГКОГО РЕСПИРАТОРНЫЙ ОТДЕЛ
Цель занятия Знать тканевое строение, функции, гистогенез и реактивность воздухоносных путей и легких. Уметь определять на гистологических препаратах трахею и легкие, а также их структурные компоненты, ткани и клеточные диффероны. Ознакомиться с возрастными особенностями, реактивностью и регенерацией органов дыхательной системы.
Работа с препаратами. Ориентировочная основа действий Задание 1. Препарат “Трахея” (окраска - гематоксилин и эозин). При большом увеличении зарисовать стенку трахеи и обозначить респираторную слизистую оболочку, подслизистую основу, волокнисто-мышечно-хрящевую оболочку и адвентициальную оболочку; многорядный столбчатый реснитчатый эпителий, а в нем столбчатые реснитчатые эпителиоциты, слизистые (бокаловидные) и вставочные (базальные) эпителиоциты; собственную пластинку слизистой оболочки, железы трахеи в подслизистой основе.
Описание препарата В стенке трахеи хорошо видны респираторная слизистая оболочка, подслизистая основа, волокнисто-мышечно-хрящевая и адвентициальная оболочки. Слизистая оболочка состоит из многорядного столбчатого реснитчатого эпителия и собственной пластинки, представленной рыхлой соединительной тканью. Собственная пластинка слизистой оболочки сливается с подслизистой основой (рыхлой соединительной тканью), в которой находятся концевые отделы белково-слизистых желез трахеи. Кнаружи от подслизистой основы располагается волокнисто-мышечно-хрящевая оболочка, включающая хрящи трахеи, гладкую мышечную и плотную соединительную ткани. Наружная оболочка трахеи - адвентициальная - состоит из рыхлой соединительной ткани.
Задание 2. Препарат “Легкое” (окраска - гематоксилин и эозин). При малом увеличении зарисовать участок легкого. Обозначить бронх, в котором указать респираторную слизистую оболочку, подслизистую основу, бронхиальные железы и пластинки гиалиновой хрящевой ткани; бронхиолу, в стенке которой хорошо развита гладкая мышечная ткань, но отсутствуют хрящевая ткань и железы; легочные альвеолы, кровеносные сосуды. С этого препарата при малом увеличении отдельно зарисовать участок с продольным разрезом легочного ацинуса и обозначить респираторную бронхиолу, в которую открываются единичные альвеолы; альвеолярные ходы с многочисленными альвеолами и альвеолярные мешочки, стенки которых образованы альвеолами, вплотную прилежащими друг к другу. Описание препарата При малом увеличении на фоне множественных легочных альвеол встречаются поперечные, косые и продольные сечения бронхов и бронхиол. Бронхи можно узнать по присутствию в их стенке участков гиалиновой хрящевой ткани. Бронхиолы имеют звездчатые просветы из-за сокращения гладких миоцитов. Однослойный столбчатый реснитчатый эпителий респираторной слизистой оболочки по мере ветвления бронхов становится однослойным кубическим реснитчатым. Хрящевой ткани и желез в бронхиолах нет. Задание 3. Учебная таблица “Схема строения легочной альвеолы ”. Зарисовать схему и обозначить альвеолярный эпителий, базальную мембрану и кровеносные капилляры. В эпителии обозначить пневмоциты (альвеолярные клетки) I и II типов, сурфактант.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|