Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бланк для применения паттернов «Фокусов языка»




Ограничивающее убеждение: __________________________________________________

______________________________________________________________означает/является причиной_____________________________________________________________________ 1. Намерение; «Какова позитивная цель или намерение этого убеждения?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Переопределение: «Каким словом можно заменить одно из использованных в формулировке данного убеждения, чтобы сохранить смысл высказывания, но наделить его новым позитивным подтекстом?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Последствия: «К какому позитивному результату может привести это убеждение или определяемая им взаимосвязь?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. «Разделение»: «Какие меньшие элементы или составляющие заключены в данном убеждении, взаимосвязи внутри которых были бы богаче или более позитивными, чем та, которая определяется убеждением?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. «Объединение»: «Какие более крупные элементы или составляющие заключены в данном убеждении, взаимосвязи внутри которых были бы богаче или более позитивными, чем та, которая определяется убеждением?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Аналогия: «Какая взаимосвязь аналогична той, которая определяется убеждением (метафора для убеждения), но обладает другим подтекстом?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

7. Изменение размера фрейма: «Какой временной фрейм (более длительный или более краткий), какое изменение количества людей, вовлеченных в ситуацию, какая широта перспективы могут сменить подтекст убеждения наболев позитивный?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Другой результат: «Какой другой результат (или проблема) может обладать большей значимостью, чем заключенный в данном убеждении?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Модель мира: «Какая модель мира представит это убеждение в совершенно ином ракурсе?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Стратегия реальности: «Какие когнитивные процессы участвуют в создании данного убеждения? Как именно должен человек воспринимать мир, чтобы это убеждение оказалось верным?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Противоположный пример: «Какой пример или переживание, является исключением к правилу, определяемому данным убеждением?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. Иерархия критериев: «Какой критерий обладает потенциально большей значимостью, чем те, с которыми связано данное убеждение?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

13. Примени к себе: «Как можно оценить формулировку убеждения по определяемой им взаимосвязи или критериям?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

14. Метафрейм: «Какое убеждение относительно данного убеждения может изменить или расширить его восприятие?»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Пример

Возьмем такое распространенное ограничивающее убеждение, как: «Рак заканчивается смертью» (рис. 56). Ниже приводятся примеры, в которых показано, как с помощью данных вопросов можно найти новые перспективы в этой ситуации. Помните, что конечный результат действия того или иного утверждения «Фокусов языка» в значительной мере определяется тоном вашего голоса, а также степенью раппорта, установленного между говорящим и слушателем.

Убеждение: «Рак заканчивается смертью».

1. Намерение: «Я знаю, что ваше намерение — избежать ложных надежд, но не стоит отказываться от всех надежд вообще».

2. Переопределение: «В конечном итоге, к смерти приводит не рак, а истощение иммунной системы. Давайте поищем способ укрепить иммунную систему. Наше восприятие рака может вызвать страх и потерю надежды, а с этим жить еще труднее».

3. Последствия: «К сожалению, подобные убеждения склонны становиться самоисполняющимися пророчествами, поскольку люди прекращают поиск альтернативных возможностей».

4. «Разделение»: «Мне всегда было интересно: сколько "смерти" содержится в одной раковой клетке?»

5. «Объединение»: «Вы хотите сказать, что изменение или мутация небольшого участка системы всегда вызывает разрушение всей системы?»

6. Аналогия: «Рак подобен полю, которое зарастает сорняками, если на нем как следует не попаслись овцы. Белые клетки иммунной системы подобны овцам. Если стрессы, отсутствие спортивной нагрузки, бедная диета и т. д. снижают количество овец, то травы становится слишком много и она превращается в сорняки. Если количество овец увеличить, они могут снова вернуть поле в состояние экологического равновесия».

7. Изменение размера фрейма: «Если каждый будет думать так же, мы никогда не найдем лекарства от рака. Вам хотелось бы, чтобы ваши дети разделяли то же убеждение?»

8. Другой результат: «На самом деле, вопрос заключается не столько в том, что именно вызывает смерть, сколько в том, ради чего стоит жить».

9. Модель мира: «Многие медики разделяют ту точку зрения, что в организме каждого из нас постоянно присутствует некоторое количество клеток-мутантов. Это превращается в проблему, только если ослабевает наша иммунная система. Врачи считают, что наличие злокачественных клеток является лишь одним из многих факторов (таких как диета, внутренняя установка, стресс, соответствующее лечение и т. д.), которые определяют длительность нашей жизни».

10. Стратегия реальности: «Как именно вы представляете себе это убеждение? В вашем воображении рак — смышленый захватчик вашего организма? Какие внутренние репрезентации соответствуют реакциям вашего организма? Являются ли в вашем представлении организм и иммунная система более смышлеными, чем рак?»

11. Противоположный пример: «Существует множество документально подтвержденных случаев, когда люди переболели раком и прожили в добром здравии еще много лет. Как с этим согласуется ваше убеждение?»

12. Иерархия критериев: «Вероятно, самое важное для вас — сконцентрироваться на смысле жизни и собственной миссии, а не на отмеренном вам сроке».

13. Примени к себе: «Это убеждение, подобно раку, разрасталось в вас последние несколько лет и само по себе представляет серьезную угрозу для вашей жизни. Интересно было бы посмотреть, что случится, если это убеждение исчезнет».

14. Метафрейм: «Излишне упрощенное убеждение, подобное этому, возникает в тех случаях, когда нам не хватает модели, с помощью которой можно было бы исследовать и проверить все сложные переменные, которые оказывают влияние на процессы жизни и смерти».


Рис. 56. Паттерны «Фокусов языка»

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первый том «Фокусов языка» посвящен «магии языка» и могуществу слов, позволяющим формировать наше восприятие и установки по отношению к собственному поведению и окружающему миру. Основываясь на принципе «карта не есть территория», мы исследовали воздействие языка на наш опыт, а также на обобщения и убеждения (как ограничивающие, так и расширяющие наши возможности), которые производны от нашего опыта. Мы рассмотрели способы, с помощью которых различные типы слов и вербальные паттерны создают и изменяют фреймы для нашего восприятия, расширяя или ограничивая количество возможностей, которые кажутся нам доступными.

Кроме того, мы провели глубокий анализ лингвистической структуры убеждений и установили, что ограничивающие убеждения помещают наш опыт во фреймы проблемы, ошибки и невозможности. Если строить модели мира на основе подобных убеждений, может возникнуть чувство безнадежности, беспомощности или никчемности по отношению к жизни в целом и отдельным поступкам в частности. Ввиду этого цель применения паттернов «Фокусов языка» заключается в том, чтобы помочь людям переключать внимание:

1) с фрейма проблемы на фрейм результата;

2) с фрейма ошибки на фрейм обратной связи;

3) с фрейма невозможности на фрейм «как если бы».

Паттерны «Фокусов языка» включают в себя четырнадцать различных моделей вербального рефрейминга. Задача этих моделей состоит в том, чтобы создать новые связи, объединяющие, с одной стороны, наши обобщения и ментальные модели мира, а с другой - наш опыт и другие аспекты, составляющие метаструктуру убеждений: внутренние состояния, ожидания и ценности (рис. 57). В этой книге представлены специфические определения и примеры каждого паттерна и использования этих паттернов как единой системы. Данные паттерны можно использовать для того, чтобы добиться определенных результатов. В частности, это рефрейминг критических замечаний, воздействие на иерархии критериев с целью формирования мотивации, укрепление позитивных убеждений с помощью действий «как если бы», а также создание «готовности усомниться» в ограничивающем убеждении за счет новых, расширяющих восприятие перспектив.

Рис. 57. Паттерны «Фокусов языка» помогают нам обновлять убеждения за счет соединения их с опытом, ценностями, ожиданиями и внутренними состояниями

Базовая стратегия использования паттернов «Фокусов языка» включает в себя, во-первых, установление позитивного намерения, лежащего в основе ограничивающего убеждения и поддерживающих его ценностей, и во-вторых, поиск других, более приемлемых и полезных способов удовлетворить эти позитивные намерения. Различные паттерны «Фокусов языка» подсказывают нам, как:

— «расставлять знаки препинания» и правильно группировать свой опыт;

— распознавать и понимать другие точки зрения и альтернативные модели мира;

— выявлять внутренние стратегии, с помощью которых мы оцениваем «реальность», а также формируем и обновляем собственные убеждения;

— исследовать способы построения ментальных карт, позволяющих формировать ожидания, устанавливать причинно-следственные связи и определять значение нашего опыта;

- осознавать влияние внутреннего состояния на наши убеждения и установки;

- подстраиваться к естественному процессу изменения убеждений;

- лучше понимать воздействие языка и убеждений на формирование различных уровней нашего опыта;

- в большей мере осознавать потенциальные вербальные «мысли-вирусы», а также невысказанные допущения и предположения.

В этой книге представлены лишь первые попытки потенциального применения паттернов «Фокусов языка». Эти паттерны создают действенную систему языковых моделей, применение которой способно привести к глубоким и всеобъемлющим изменениям. В ходе всей истории человечества данные паттерны являлись основным средством стимулирования и направления процессов социальных изменений, а также служили развитию коллективных моделей мира. Следующий том «Фокусов языка», в частности, будет посвящен тому, как исторические персонажи (Сократ, Иисус, Линкольн, Ганди, Эйнштейн и др.) применяли подобные паттерны для создания религиозных, научных, политических и философских систем, на которых основан современный мир. Нам предстоит рассмотреть, с помощью каких средств эти деятели боролись с мыслями-вирусами, скрытыми за расизмом, насилием, экономическим и политическим угнетением и т. д.

Второй том «Фокусов языка» определит базовые стратегии, позволяющие использовать эти паттерны группами и последовательно. Также в нем будет исследована структура убеждений или стратегий «убеждающего», с помощью которых мы формируем и оцениваем системы убеждений (подобно паттернам «правдоподобного умозаключения» Джорджа Ноля). Кроме того, вы увидите, как принципы, особенности и паттерны, описанные в данной книге, помогают: 1) выявлять и прорабатывать логические ошибки, ограничивающие убеждения и мысли-вирусы; 2) управлять ожиданиями и «кривой Бандуры»; 3) бороться с «двойными связями» и т. д.

Послесловие

Я надеюсь, вы получили удовольствие от путешествия в мир «Фокусов языка». Если вас заинтересовала возможность более глубокого исследования данных паттернов или других аспектов нейро-лингвистического программирования, существует множество дополнительных источников информации и средств дальнейшего развития и применения понятий, стратегий и навыков, описанных в этой книге.

Университет НЛП — организация, которая ставит своей задачей проведение тренингов высочайшего класса по основному и усовершенствованному курсу НЛП, а также обеспечивает развитие новых моделей и способов применения НЛП в различных областях здоровья, бизнеса и управления, творчества и педагогики. Каждое лето Университет НЛП проводит программы в Калифорнийском университете (Санта-Крус), в рамках которых читаются разнообразные курсы по навыкам НЛП, включая языковые паттерны «Фокусов языка».

За информацией обращайтесь:

NLP University

Р. О. Box 1112

Ben Lomond, California 95005

Тел.: (831)3363457

Факс: (831)3365854

E-mail: [email protected]

Homepage: http: //www.nlpu.com

Помимо ведения курсов в Университете НЛП я много езжу по другим странам, представляя семинары и отдельные программы, посвященные различным аспектам НЛП и «Фокусов языка». Я также написал много других книг, компьютерных программ и аудиокурсов, основанных на принципах и определениях НЛП.

Например, недавно я закончил работу над несколькими компьютерными курсами по моделированию «стратегий гениальности»: «От видения к действию» (Vision to Action), «Стратегия воображения» (Imagineering Strategy) и «Путешествие к гениальности» (Journey to Genius Adventure).

За более полной информацией об этих компьютерных программах, расписании моих семинаров или других источниках информации по НЛП обращайтесь:

Journey to Genius

Р. О. Box 67448

Scotts Valley, CA 95067-7448

Тел.: (831)4388314

Факс: (831)4388571

E-mail: info@journeytogenius. com

Homepage: http: //www. journeytogenius.com

Приложение

Модель ROLE

Термин «модель ROLE» был изобретен Робертом Дилтсом в 1987 г. для того, чтобы описать четыре основных элемента НЛП, входящих в моделирование когнитивных стратегий. Задача процесса ROLE заключается в том, чтобы идентифицировать существенные элементы мышления и поведения, с помощью которых можно добиться определенной реакции или результата. Это включает определение критических этапов психической стратегии и той роли, которую каждый этап играет в общей неврологической программе. В определении этой роли участвуют четыре следующих фактора, первые буквы которых составляют аббревиатуру ROLE: репрезентативные системы (representational systems), ориентация (orientation), связи (links), эффект (effect).

Репрезентативные системы связаны с тем, какие из пяти чувств доминируют на том или ином мыслительном этапе стратегии, и подразделяются на визуальную (зрение), аудиальную (слух), кинестетическую (тактильная чувствительность), обонятельную (обоняние) и вкусовую (вкусовая чувствительность) (рис. 1).

Каждая репрезентативная система рассчитана на восприятие определенных базовых качеств переживаний. Сюда входят такие характеристики, как цвет, яркость, тон, громкость, температура, давление и т. д. Эти качества в НЛП получили название «субмодальности», поскольку являются составными компонентами каждой из репрезентативных систем.

Рис. 1. Наши репрезентативные системы, связанные с пятью чувствами

Ориентация связана с тем, направлена ли конкретная сенсорная репрезентация на внешний мир или вовнутрь, на вспоминаемые или конструируемые переживания (рис. 2). Например, если вы видите что-либо, находится ли этот объект во внешнем мире, в вашей памяти или в вашем воображении?

Рис. 2. Виды ориентации

Связи относятся к тому, как тот или иной шаг или сенсорная репрезентация связаны с другими репрезентациями. К примеру, связано ли то, что мы видим во внешнем окружении, с внутренними ощущениями, вспоминаемыми образами, словами? Связано ли данное ощущение с конструируемыми образами, воспоминаниями о звуках или другими ощущениями?

Репрезентации могут быть связаны одним из двух способов: последовательно или одновременно. Последовательные связи (рис. 3) служат якорями, или «триггерами», так что одна репрезентация следует за другой в линейной цепочке событий.

Одновременные связи проявляются в так называемой синестезии (рис. 4), при которой происходит пересечение сенсорных репрезентаций. Определенные качества ощущений могут быть связаны с определенными качествами образов, например визуализация формы звука или слуховое ощущение цвета.

Рис. 4. Синестезические связи

Разумеется, оба эти вида связей являются существенными для мышления, обучения, творчества и общей организации наших переживаний (рис. 5).

Рис. 5. Два вида связей

Эффект относится к результатам, последствиям или задаче каждого этапа мыслительного процесса (рис. 6). Например, функцией этих этапов может быть создание сенсорной репрезентации, проверка или оценка той или иной репрезентации, изменение какой-либо части переживания или поведения в связи с сенсорной репрезентацией.

Рис. 6. Функции этапов мыслительного процесса

Физиологические ключи: превращение ROLE в BAGEL

Элементы модели ROLE имеют отношение прежде всего к когнитивным процессам. Однако для осуществления этих ментальных программ необходимы определенные физические усилия и физиологические процессы. Эти соматические реакции играют важную роль при передаче или развитии определенных психических процессов, а также для их внешнего наблюдения и подтверждения. В число первичных поведенческих элементов, участвующих в моделировании ROLE, входят:

поза (body posture);

ключи доступа (accessing cues);

— жесты (gestures');

движения глаз (eye movements');

— языковые паттерны (language patterns).

Поза (В)

Обычно люди, находясь в состоянии глубокой задумчивости, принимают закономерные, привычные позы. Эти позы могут

немало рассказать о репрезентативной системе, которую использует данный человек. Вот несколько типичных примеров:

A. Визуальная репрезентативная система: наклон назад, голова поднята вверх, плечи подняты или ссутулены, дыхание поверхностное.

Б. Аудиальная репрезентативная система: тело наклонено вперед, голова поднята вверх, плечи отведены назад, руки сложены.

B. Кинестетическая репрезентативная система: голова и плечи опущены, дыхание глубокое.

Ключи доступа (А)

В процессе размышления люди с помощью целого ряда способов, или ключей вызывают определенные типы репрезентаций. В число этих ключей входят частота дыхания, невербальные «ворчание и стоны», выражение лица, щелканье пальцами, почесывание головы и т. д. Некоторые из них носят индивидуальный характер и нуждаются в «калибровке» применительно к конкретному человеку. Однако многие из ключей ассоциируются с определенными сенсорными процессами:

A. Визуальная репрезентативная система: частое неглубокое дыхание, прищуривание глаз, высокий тон голоса, ускоренный темп речи.

Б. Аудиальная репрезентативная система: грудное дыхание, нахмуренные брови, меняющиеся тон голоса и темп речи,

B. Кинестетическая репрезентативная система: глубокое брюшное дыхание, низкий голос с придыханием, медленный темп речи,

Жесты (G)

Нередко люди с помощью жестов или прикосновений указывают на тот орган чувств, который участвует в процессе мышления. Вот типичные примеры таких жестов:

А. Визуальная репрезентативная система: дотрагиваются до глаз или указывают на них.

Б. Аудиальная репрезентативная система: Указывают на уши, жестикулируют в этой области; дотрагиваются до губ или челюсти.

В. Кинестетическая репрезентативная система: дотрагиваются до грудной клетки и области желудка; жестикулируют ниже уровня шеи.

Движения глаз (Е)

Автоматические, неосознанные движения глаз нередко сопровождают определенные мыслительные процессы, указывая на доступ к одной из репрезентативных систем. В НЛП эти ключи классифицированы следующим образом (рис. 7):

Языковые паттерны (L)

Основным методом нейро-лингвистического анализа является поиск определенных лингвистических паттернов, таких как «предикаты», которые указывают на ту или иную неврологическую репрезентативную систему или субмодальность, а также на то, как эта система или качество используются в общей мыслительной программе. Предикаты представляют собой слова, — глаголы, наречия и прилагательные, — которые указывают на действия или качества, а не на предметы. Выбор этой категории языка обычно осуществляется на бессознательном уровне; таким образом, она отражает неосознаваемые структуры, лежащие в ее основе. Ниже приводится ряд распространенных предикатов, соответствующих определенным репрезентативным системам:

Визуальная Аудиальная Кинестетическая
       
видеть смотреть наблюдать ясный яркий изображать туманный высвечивать показывать слышать звучать слушать звучный громкий выражать шумный звонить рассказывать хватать трогать чувствовать твердый тяжелый обращаться грубый связывать двигать  
 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...