Бланк для применения паттернов «Фокусов языка»
⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Ограничивающее убеждение: __________________________________________________ ______________________________________________________________означает/является причиной_____________________________________________________________________ 1. Намерение; «Какова позитивная цель или намерение этого убеждения?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Переопределение: «Каким словом можно заменить одно из использованных в формулировке данного убеждения, чтобы сохранить смысл высказывания, но наделить его новым позитивным подтекстом?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Последствия: «К какому позитивному результату может привести это убеждение или определяемая им взаимосвязь?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. «Разделение»: «Какие меньшие элементы или составляющие заключены в данном убеждении, взаимосвязи внутри которых были бы богаче или более позитивными, чем та, которая определяется убеждением?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5. «Объединение»: «Какие более крупные элементы или составляющие заключены в данном убеждении, взаимосвязи внутри которых были бы богаче или более позитивными, чем та, которая определяется убеждением?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6. Аналогия: «Какая взаимосвязь аналогична той, которая определяется убеждением (метафора для убеждения), но обладает другим подтекстом?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
7. Изменение размера фрейма: «Какой временной фрейм (более длительный или более краткий), какое изменение количества людей, вовлеченных в ситуацию, какая широта перспективы могут сменить подтекст убеждения наболев позитивный?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 8. Другой результат: «Какой другой результат (или проблема) может обладать большей значимостью, чем заключенный в данном убеждении?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 9. Модель мира: «Какая модель мира представит это убеждение в совершенно ином ракурсе?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 10. Стратегия реальности: «Какие когнитивные процессы участвуют в создании данного убеждения? Как именно должен человек воспринимать мир, чтобы это убеждение оказалось верным?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 11. Противоположный пример: «Какой пример или переживание, является исключением к правилу, определяемому данным убеждением?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 12. Иерархия критериев: «Какой критерий обладает потенциально большей значимостью, чем те, с которыми связано данное убеждение?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 13. Примени к себе: «Как можно оценить формулировку убеждения по определяемой им взаимосвязи или критериям?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 14. Метафрейм: «Какое убеждение относительно данного убеждения может изменить или расширить его восприятие?» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Пример Возьмем такое распространенное ограничивающее убеждение, как: «Рак заканчивается смертью» (рис. 56). Ниже приводятся примеры, в которых показано, как с помощью данных вопросов можно найти новые перспективы в этой ситуации. Помните, что конечный результат действия того или иного утверждения «Фокусов языка» в значительной мере определяется тоном вашего голоса, а также степенью раппорта, установленного между говорящим и слушателем.
Убеждение: «Рак заканчивается смертью». 1. Намерение: «Я знаю, что ваше намерение — избежать ложных надежд, но не стоит отказываться от всех надежд вообще». 2. Переопределение: «В конечном итоге, к смерти приводит не рак, а истощение иммунной системы. Давайте поищем способ укрепить иммунную систему. Наше восприятие рака может вызвать страх и потерю надежды, а с этим жить еще труднее». 3. Последствия: «К сожалению, подобные убеждения склонны становиться самоисполняющимися пророчествами, поскольку люди прекращают поиск альтернативных возможностей». 4. «Разделение»: «Мне всегда было интересно: сколько "смерти" содержится в одной раковой клетке?» 5. «Объединение»: «Вы хотите сказать, что изменение или мутация небольшого участка системы всегда вызывает разрушение всей системы?» 6. Аналогия: «Рак подобен полю, которое зарастает сорняками, если на нем как следует не попаслись овцы. Белые клетки иммунной системы подобны овцам. Если стрессы, отсутствие спортивной нагрузки, бедная диета и т. д. снижают количество овец, то травы становится слишком много и она превращается в сорняки. Если количество овец увеличить, они могут снова вернуть поле в состояние экологического равновесия». 7. Изменение размера фрейма: «Если каждый будет думать так же, мы никогда не найдем лекарства от рака. Вам хотелось бы, чтобы ваши дети разделяли то же убеждение?» 8. Другой результат: «На самом деле, вопрос заключается не столько в том, что именно вызывает смерть, сколько в том, ради чего стоит жить». 9. Модель мира: «Многие медики разделяют ту точку зрения, что в организме каждого из нас постоянно присутствует некоторое количество клеток-мутантов. Это превращается в проблему, только если ослабевает наша иммунная система. Врачи считают, что наличие злокачественных клеток является лишь одним из многих факторов (таких как диета, внутренняя установка, стресс, соответствующее лечение и т. д.), которые определяют длительность нашей жизни».
10. Стратегия реальности: «Как именно вы представляете себе это убеждение? В вашем воображении рак — смышленый захватчик вашего организма? Какие внутренние репрезентации соответствуют реакциям вашего организма? Являются ли в вашем представлении организм и иммунная система более смышлеными, чем рак?» 11. Противоположный пример: «Существует множество документально подтвержденных случаев, когда люди переболели раком и прожили в добром здравии еще много лет. Как с этим согласуется ваше убеждение?» 12. Иерархия критериев: «Вероятно, самое важное для вас — сконцентрироваться на смысле жизни и собственной миссии, а не на отмеренном вам сроке». 13. Примени к себе: «Это убеждение, подобно раку, разрасталось в вас последние несколько лет и само по себе представляет серьезную угрозу для вашей жизни. Интересно было бы посмотреть, что случится, если это убеждение исчезнет». 14. Метафрейм: «Излишне упрощенное убеждение, подобное этому, возникает в тех случаях, когда нам не хватает модели, с помощью которой можно было бы исследовать и проверить все сложные переменные, которые оказывают влияние на процессы жизни и смерти». Рис. 56. Паттерны «Фокусов языка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Первый том «Фокусов языка» посвящен «магии языка» и могуществу слов, позволяющим формировать наше восприятие и установки по отношению к собственному поведению и окружающему миру. Основываясь на принципе «карта не есть территория», мы исследовали воздействие языка на наш опыт, а также на обобщения и убеждения (как ограничивающие, так и расширяющие наши возможности), которые производны от нашего опыта. Мы рассмотрели способы, с помощью которых различные типы слов и вербальные паттерны создают и изменяют фреймы для нашего восприятия, расширяя или ограничивая количество возможностей, которые кажутся нам доступными. Кроме того, мы провели глубокий анализ лингвистической структуры убеждений и установили, что ограничивающие убеждения помещают наш опыт во фреймы проблемы, ошибки и невозможности. Если строить модели мира на основе подобных убеждений, может возникнуть чувство безнадежности, беспомощности или никчемности по отношению к жизни в целом и отдельным поступкам в частности. Ввиду этого цель применения паттернов «Фокусов языка» заключается в том, чтобы помочь людям переключать внимание:
1) с фрейма проблемы на фрейм результата; 2) с фрейма ошибки на фрейм обратной связи; 3) с фрейма невозможности на фрейм «как если бы». Паттерны «Фокусов языка» включают в себя четырнадцать различных моделей вербального рефрейминга. Задача этих моделей состоит в том, чтобы создать новые связи, объединяющие, с одной стороны, наши обобщения и ментальные модели мира, а с другой - наш опыт и другие аспекты, составляющие метаструктуру убеждений: внутренние состояния, ожидания и ценности (рис. 57). В этой книге представлены специфические определения и примеры каждого паттерна и использования этих паттернов как единой системы. Данные паттерны можно использовать для того, чтобы добиться определенных результатов. В частности, это рефрейминг критических замечаний, воздействие на иерархии критериев с целью формирования мотивации, укрепление позитивных убеждений с помощью действий «как если бы», а также создание «готовности усомниться» в ограничивающем убеждении за счет новых, расширяющих восприятие перспектив. Рис. 57. Паттерны «Фокусов языка» помогают нам обновлять убеждения за счет соединения их с опытом, ценностями, ожиданиями и внутренними состояниями Базовая стратегия использования паттернов «Фокусов языка» включает в себя, во-первых, установление позитивного намерения, лежащего в основе ограничивающего убеждения и поддерживающих его ценностей, и во-вторых, поиск других, более приемлемых и полезных способов удовлетворить эти позитивные намерения. Различные паттерны «Фокусов языка» подсказывают нам, как: — «расставлять знаки препинания» и правильно группировать свой опыт; — распознавать и понимать другие точки зрения и альтернативные модели мира; — выявлять внутренние стратегии, с помощью которых мы оцениваем «реальность», а также формируем и обновляем собственные убеждения; — исследовать способы построения ментальных карт, позволяющих формировать ожидания, устанавливать причинно-следственные связи и определять значение нашего опыта; - осознавать влияние внутреннего состояния на наши убеждения и установки; - подстраиваться к естественному процессу изменения убеждений;
- лучше понимать воздействие языка и убеждений на формирование различных уровней нашего опыта; - в большей мере осознавать потенциальные вербальные «мысли-вирусы», а также невысказанные допущения и предположения. В этой книге представлены лишь первые попытки потенциального применения паттернов «Фокусов языка». Эти паттерны создают действенную систему языковых моделей, применение которой способно привести к глубоким и всеобъемлющим изменениям. В ходе всей истории человечества данные паттерны являлись основным средством стимулирования и направления процессов социальных изменений, а также служили развитию коллективных моделей мира. Следующий том «Фокусов языка», в частности, будет посвящен тому, как исторические персонажи (Сократ, Иисус, Линкольн, Ганди, Эйнштейн и др.) применяли подобные паттерны для создания религиозных, научных, политических и философских систем, на которых основан современный мир. Нам предстоит рассмотреть, с помощью каких средств эти деятели боролись с мыслями-вирусами, скрытыми за расизмом, насилием, экономическим и политическим угнетением и т. д. Второй том «Фокусов языка» определит базовые стратегии, позволяющие использовать эти паттерны группами и последовательно. Также в нем будет исследована структура убеждений или стратегий «убеждающего», с помощью которых мы формируем и оцениваем системы убеждений (подобно паттернам «правдоподобного умозаключения» Джорджа Ноля). Кроме того, вы увидите, как принципы, особенности и паттерны, описанные в данной книге, помогают: 1) выявлять и прорабатывать логические ошибки, ограничивающие убеждения и мысли-вирусы; 2) управлять ожиданиями и «кривой Бандуры»; 3) бороться с «двойными связями» и т. д. Послесловие Я надеюсь, вы получили удовольствие от путешествия в мир «Фокусов языка». Если вас заинтересовала возможность более глубокого исследования данных паттернов или других аспектов нейро-лингвистического программирования, существует множество дополнительных источников информации и средств дальнейшего развития и применения понятий, стратегий и навыков, описанных в этой книге. Университет НЛП — организация, которая ставит своей задачей проведение тренингов высочайшего класса по основному и усовершенствованному курсу НЛП, а также обеспечивает развитие новых моделей и способов применения НЛП в различных областях здоровья, бизнеса и управления, творчества и педагогики. Каждое лето Университет НЛП проводит программы в Калифорнийском университете (Санта-Крус), в рамках которых читаются разнообразные курсы по навыкам НЛП, включая языковые паттерны «Фокусов языка». За информацией обращайтесь: NLP University Р. О. Box 1112 Ben Lomond, California 95005 Тел.: (831)3363457 Факс: (831)3365854 E-mail: Teresanlp@aol.com Homepage: http: //www.nlpu.com Помимо ведения курсов в Университете НЛП я много езжу по другим странам, представляя семинары и отдельные программы, посвященные различным аспектам НЛП и «Фокусов языка». Я также написал много других книг, компьютерных программ и аудиокурсов, основанных на принципах и определениях НЛП. Например, недавно я закончил работу над несколькими компьютерными курсами по моделированию «стратегий гениальности»: «От видения к действию» (Vision to Action), «Стратегия воображения» (Imagineering Strategy) и «Путешествие к гениальности» (Journey to Genius Adventure). За более полной информацией об этих компьютерных программах, расписании моих семинаров или других источниках информации по НЛП обращайтесь: Journey to Genius Р. О. Box 67448 Scotts Valley, CA 95067-7448 Тел.: (831)4388314 Факс: (831)4388571 E-mail: info@journeytogenius. com Homepage: http: //www. journeytogenius.com Приложение Модель ROLE Термин «модель ROLE» был изобретен Робертом Дилтсом в 1987 г. для того, чтобы описать четыре основных элемента НЛП, входящих в моделирование когнитивных стратегий. Задача процесса ROLE заключается в том, чтобы идентифицировать существенные элементы мышления и поведения, с помощью которых можно добиться определенной реакции или результата. Это включает определение критических этапов психической стратегии и той роли, которую каждый этап играет в общей неврологической программе. В определении этой роли участвуют четыре следующих фактора, первые буквы которых составляют аббревиатуру ROLE: репрезентативные системы (representational systems), ориентация (orientation), связи (links), эффект (effect). Репрезентативные системы связаны с тем, какие из пяти чувств доминируют на том или ином мыслительном этапе стратегии, и подразделяются на визуальную (зрение), аудиальную (слух), кинестетическую (тактильная чувствительность), обонятельную (обоняние) и вкусовую (вкусовая чувствительность) (рис. 1). Каждая репрезентативная система рассчитана на восприятие определенных базовых качеств переживаний. Сюда входят такие характеристики, как цвет, яркость, тон, громкость, температура, давление и т. д. Эти качества в НЛП получили название «субмодальности», поскольку являются составными компонентами каждой из репрезентативных систем. Рис. 1. Наши репрезентативные системы, связанные с пятью чувствами Ориентация связана с тем, направлена ли конкретная сенсорная репрезентация на внешний мир или вовнутрь, на вспоминаемые или конструируемые переживания (рис. 2). Например, если вы видите что-либо, находится ли этот объект во внешнем мире, в вашей памяти или в вашем воображении? Рис. 2. Виды ориентации Связи относятся к тому, как тот или иной шаг или сенсорная репрезентация связаны с другими репрезентациями. К примеру, связано ли то, что мы видим во внешнем окружении, с внутренними ощущениями, вспоминаемыми образами, словами? Связано ли данное ощущение с конструируемыми образами, воспоминаниями о звуках или другими ощущениями? Репрезентации могут быть связаны одним из двух способов: последовательно или одновременно. Последовательные связи (рис. 3) служат якорями, или «триггерами», так что одна репрезентация следует за другой в линейной цепочке событий. Одновременные связи проявляются в так называемой синестезии (рис. 4), при которой происходит пересечение сенсорных репрезентаций. Определенные качества ощущений могут быть связаны с определенными качествами образов, например визуализация формы звука или слуховое ощущение цвета. Рис. 4. Синестезические связи Разумеется, оба эти вида связей являются существенными для мышления, обучения, творчества и общей организации наших переживаний (рис. 5). Рис. 5. Два вида связей Эффект относится к результатам, последствиям или задаче каждого этапа мыслительного процесса (рис. 6). Например, функцией этих этапов может быть создание сенсорной репрезентации, проверка или оценка той или иной репрезентации, изменение какой-либо части переживания или поведения в связи с сенсорной репрезентацией. Рис. 6. Функции этапов мыслительного процесса Физиологические ключи: превращение ROLE в BAGEL Элементы модели ROLE имеют отношение прежде всего к когнитивным процессам. Однако для осуществления этих ментальных программ необходимы определенные физические усилия и физиологические процессы. Эти соматические реакции играют важную роль при передаче или развитии определенных психических процессов, а также для их внешнего наблюдения и подтверждения. В число первичных поведенческих элементов, участвующих в моделировании ROLE, входят: — поза (body posture); — ключи доступа (accessing cues); — жесты (gestures'); — движения глаз (eye movements'); — языковые паттерны (language patterns). Поза (В) Обычно люди, находясь в состоянии глубокой задумчивости, принимают закономерные, привычные позы. Эти позы могут немало рассказать о репрезентативной системе, которую использует данный человек. Вот несколько типичных примеров: A. Визуальная репрезентативная система: наклон назад, голова поднята вверх, плечи подняты или ссутулены, дыхание поверхностное. Б. Аудиальная репрезентативная система: тело наклонено вперед, голова поднята вверх, плечи отведены назад, руки сложены. B. Кинестетическая репрезентативная система: голова и плечи опущены, дыхание глубокое. Ключи доступа (А) В процессе размышления люди с помощью целого ряда способов, или ключей вызывают определенные типы репрезентаций. В число этих ключей входят частота дыхания, невербальные «ворчание и стоны», выражение лица, щелканье пальцами, почесывание головы и т. д. Некоторые из них носят индивидуальный характер и нуждаются в «калибровке» применительно к конкретному человеку. Однако многие из ключей ассоциируются с определенными сенсорными процессами: A. Визуальная репрезентативная система: частое неглубокое дыхание, прищуривание глаз, высокий тон голоса, ускоренный темп речи. Б. Аудиальная репрезентативная система: грудное дыхание, нахмуренные брови, меняющиеся тон голоса и темп речи, B. Кинестетическая репрезентативная система: глубокое брюшное дыхание, низкий голос с придыханием, медленный темп речи, Жесты (G) Нередко люди с помощью жестов или прикосновений указывают на тот орган чувств, который участвует в процессе мышления. Вот типичные примеры таких жестов: А. Визуальная репрезентативная система: дотрагиваются до глаз или указывают на них. Б. Аудиальная репрезентативная система: Указывают на уши, жестикулируют в этой области; дотрагиваются до губ или челюсти. В. Кинестетическая репрезентативная система: дотрагиваются до грудной клетки и области желудка; жестикулируют ниже уровня шеи. Движения глаз (Е) Автоматические, неосознанные движения глаз нередко сопровождают определенные мыслительные процессы, указывая на доступ к одной из репрезентативных систем. В НЛП эти ключи классифицированы следующим образом (рис. 7): Языковые паттерны (L) Основным методом нейро-лингвистического анализа является поиск определенных лингвистических паттернов, таких как «предикаты», которые указывают на ту или иную неврологическую репрезентативную систему или субмодальность, а также на то, как эта система или качество используются в общей мыслительной программе. Предикаты представляют собой слова, — глаголы, наречия и прилагательные, — которые указывают на действия или качества, а не на предметы. Выбор этой категории языка обычно осуществляется на бессознательном уровне; таким образом, она отражает неосознаваемые структуры, лежащие в ее основе. Ниже приводится ряд распространенных предикатов, соответствующих определенным репрезентативным системам:
|
|
|