Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема интегративных связей.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для студентов педиатрического факультета

по проведению практического занятия

по учебной дисциплине «Детские инфекционные болезни»

на5- 6 курсе по специальности 060103 – Педиатрия

Тема «Микоплазменная инфекция.

Врожденный уремикоплазмоз. Диагностика врожденных инфекций»

 

 

 

СОСТАВИТЕЛИ: профессор Лазарев В.В., профессор Корсунский А.А.,

доцент Кондрикова И.В., доцент Иванова Ю.В.

 

Рецензенты:

 

Москва-2017

 

 

1. Тема практического занятия: «Микоплазменная инфекция.

Врожденный уремикоплазмоз. Диагностика врожденных инфекций»

2. Продолжительность занятия – 7учебных часов (315 минут) Общая продолжительность 330 минут.

Актуальность темы.

Частота обнаружения микоплазменной инфекции у беременных составляет 15-40%. Часто микоплазмы вызывают латентную инфекцию, которая может реактивироваться.

Частота внутриутробного инфицирования составляет 3-20%. Среди недоношенных детей инфицированность микоплазмами в 3 раза выше, чем среди доношенных. Микоплазмы способны как к внутриклеточному (при наиболее тяжелом течении заболевания), так и внеклеточному размножению (при легких формах). Для человека патогенны 11 видов микоплазм, из них три вида (М. hominis, М. genitalium, Ureaplasma urealiticum) способны вызывать воспалительные заболевания урогенитального тракта и инфекцию у новорожденных.

При микоплазменной колонизации урогенитального тракта отмечается высокая частота патологии беременности - преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты, аномалии прикрепления плаценты, многоводие, пиелонефрит беременных, цервицит, хориоамнионит, дородовое излитие околоплодных вод. Восходящая микоплазменная инфекция может явиться причиной бесплодия (спаечный процесс) и привычного невынашивания беременности. В 70-80% случаев урогенитального микоплазмоза угроза прерывания беременности и неразвивающаяся беременность связана с M. hominis.

Специфичность поражения плода зависит от путей проникновения инфекции. Чаще всего наблюдается восходящий путь инфицирования. Возможен трансплацентарный путь передачи, протекающий тяжело и прогностически неблагоприятно, что связано с полиорганным характером поражения и интранатальная контаминация ребенка. Неблагоприятное влияние микоплазмоза на плод может привести к гибели плода, порокам развития, генерализованному воспалительному процессу, гипотрофии плода.

Учебные и воспитательные цели.

4.1.Общая цель: Уметь диагностировать различные клинические варианты врожденного уреамикоплазмоза у детей первых месяцев жизни. Знать признаки лабораторной верификации внутриутробного уреамикоплазмоза. Уметь дифференцировать заболевание с неинфекционной патологией. Знать принципы комплексной терапии микоплазменной инфекции.

Частные цели.

4.2.1. Студент должен уметь:

1. Соблюдать основные правила поведения у постели больного и этику взаимоотношений с родителями и родственниками.

2. Выявить жалобы, собрать и проанализировать анамнез (социальный, акушерский, наследственный, эпидемиологический, заболевания).

3. Осмотреть больного и выявить патологические симптомы со стороны различных органов и систем.

4. Отразить данные анамнеза и результатов осмотра в истории болезни с последующим обоснованием предварительного диагноза.

5. Составить план дополнительного обследования матери и ребенка.

6. По показаниям сделать спинно-мозговую пункцию и оценить результаты исследования жидкостью

7. Обосновать клинический диагноз.

8. Назначить лечение с учетом клинической формы заболевания, фазы заболевания.

9. Написать этапный и выписной эпикриз с оценкой течения болезни, результатов обследования, лечения, прогнозом, рекомендациями по реабилитации.

 

4.2.2. Студент должен знать:

1. Историю изучения микоплазменной инфекции.

2. Определение болезни и место в структуре инфекционной заболеваемости населения и структуре ВУИ.

3. Этиологическую структуру уреамикоплаз. Свойства возбудителя, имеющие практическое значение.

4. Эпидемиологические особенности инфекции. Механизмы и пути инфицирования матери и плода. Эпидемиологическое значение беременных женщин с различными (манифестными, латентными) формами инфекции.

5. Современные представления о патогенезе уреамикоплазмоза. Особенности иммунитета.

6. Патоморфологические изменения со стороны органов (ЦНС, легкие, сердце и т.д.).

7. Клинические формы врожденной и приобретенной микоплазменной инфекции. Многообразие клинических проявлений.

8. Зависимость клинических форм заболеваний от срока внутриутробного инфицирования плода.

9. Клиническую симптоматику различных вариантов болезни (приобретенной и врожденной).

10. Течение, исход, прогноз в зависимости от формы заболевания.

11. Этапы и методы лабораторной диагностики уреамикоплазмоза (серологический, иммунологический, молекулярно-биологический, инструментальный).

12. Диагностическое значение определения специфических иммуноглобулинов класса Ig M и IgG.

13. Принципы этиотропной, интерферонотерапии, иммунотерапии, патогенетической и симптоматической терапии.

14. Профилактику внутриутробного инфицирования.

Морально-этические аспекты работы педиатра при установлении диагноза врожденного уреамикоплазмоза.

 

4.2.3. Иметь представление:

 

о методике ранней диагностики микоплазменной инфекции.

с учетом особенностей течения;

о тактике осуществления лечения, диспансеризации;

о программе проведения неспецифической и специфической профилактики, организации противоэпидемических мероприятий.

4.2.4. Обладать набором компетенций:

ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-4 Способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы профессиональной деятельности
ОПК-5 Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок
ОПК-6 Готовность к ведению медицинской документации
ПК-5     Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания  
ПК-6     способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)
ПК-8 Способность к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами.

 

Схема интегративных связей.

Микробиология – знание свойств урамикоплазм.

Патологическая анатомия – особенности морфологических изменений в различных органах при микоплазменной инфекции.

Неонатология – особенности адаптации в периоде новорожденности, возрастные особенности функционирования органов и систем.

Пропедевтика детских болезней – основы практических навыков в оценке состояния больных.

Педиатрия – разделы пульмонологии, ревматологии, нефрологии.

Клиническая фармакология – знание принципов фармакологической коррекции.

 

6. Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:

 

Вопрос Установочная инструкция
Актуальность проблемы Уточнить распространенность, летальность, наличие тяжелых форм, персистенции, индукции ИДС, соматической патологии.
Характеристика возбудителя Особенности репродукции, структура возбудителей, тропность.
Эпидемиология Знать основные механизмы м пути передачи инфекции, закономерности внутриутробного инфицирования в различные сроки при первичной инфекции или реактивации.
Патогенез Обратить внимание на предпосылки реактивации инфекции, связь вне- и внутриклеточной локализации с тяжестью течения.
Клиника Оценить особенности вариантов приобретенной и врожденной инфекции.
Обследование лабораторное Уточнить эффективность различных методов диагностики в антенатальном периоде, во время родов и после рождения. Обратить внимание на важность мониторирования иммунохимических показателей, ПЦР диагностику
Лечение Знать принципы лечения врожденной и приобретенной микоплазменной инфекции.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

а). По базисным знаниям:

1. Перечислите виды уреамикоплазм, вызывающих инфицирование новорожденных. Дайте характеристику уреамикоплазм.

2. Перечислите свойства уреамикоплазм, имеющие практически важное значение.

3. Назовите возможные пути передачи инфекции при врожденных и приобретенных формах, расположите их по эпидемиологической значимости.

4. Оцените неврологический статус новорожденного (физиологические и патологические рефлексы).

5. Семиотика поражения мозговых оболочек, ЧМН, периферических нервов.

б). По теме занятия:

1. Какова распространенность уреамикоплазмоза среди населения, статистика внутриутробного инфицирования, показатели летальности.

2. Эпидемиологические особенности врожденной микоплазменной инфекции. Назовите наиболее значимые пути заражения плода и новорожденного при микоплазменной инфекции.

3. Охарактеризуйте основные звенья патогенеза приобретенной и врожденной микоплазменной инфекции.

4. Факторы риска развития врожденной микоплазменной инфекции..

5. Клиническая классификация приобретенной и врожденной форм микоплазменной инфекции.

6. Укажите клинические симптомы приобретенной микоплазменной инфекции.

7. Какие клинические формы врожденной микоплазменной инфекции возможны?

8. Клинические проявления инфицирования в различные периоды внутриутробного развития плода.при врожденном уреамикоплазмозе.

9. Морфологические изменения при врожденной микоплазменной инфекции.

10. Перечислите методы лабораторной диагностики уреамикоплазмоза.

11. Укажите принципы лечения уреамикоплазмоза.

12. Профилактика уреамикоплазмоза у новорожденных (антенатальная и постнатальная).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...