Схема интегративных связей.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для студентов педиатрического факультета по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Детские инфекционные болезни» на5- 6 курсе по специальности 060103 – Педиатрия Тема «Микоплазменная инфекция. Врожденный уремикоплазмоз. Диагностика врожденных инфекций»
СОСТАВИТЕЛИ: профессор Лазарев В.В., профессор Корсунский А.А., доцент Кондрикова И.В., доцент Иванова Ю.В.
Рецензенты:
Москва-2017
1. Тема практического занятия: «Микоплазменная инфекция. Врожденный уремикоплазмоз. Диагностика врожденных инфекций» 2. Продолжительность занятия – 7учебных часов (315 минут) Общая продолжительность 330 минут. Актуальность темы. Частота обнаружения микоплазменной инфекции у беременных составляет 15-40%. Часто микоплазмы вызывают латентную инфекцию, которая может реактивироваться. Частота внутриутробного инфицирования составляет 3-20%. Среди недоношенных детей инфицированность микоплазмами в 3 раза выше, чем среди доношенных. Микоплазмы способны как к внутриклеточному (при наиболее тяжелом течении заболевания), так и внеклеточному размножению (при легких формах). Для человека патогенны 11 видов микоплазм, из них три вида (М. hominis, М. genitalium, Ureaplasma urealiticum) способны вызывать воспалительные заболевания урогенитального тракта и инфекцию у новорожденных. При микоплазменной колонизации урогенитального тракта отмечается высокая частота патологии беременности - преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты, аномалии прикрепления плаценты, многоводие, пиелонефрит беременных, цервицит, хориоамнионит, дородовое излитие околоплодных вод. Восходящая микоплазменная инфекция может явиться причиной бесплодия (спаечный процесс) и привычного невынашивания беременности. В 70-80% случаев урогенитального микоплазмоза угроза прерывания беременности и неразвивающаяся беременность связана с M. hominis.
Специфичность поражения плода зависит от путей проникновения инфекции. Чаще всего наблюдается восходящий путь инфицирования. Возможен трансплацентарный путь передачи, протекающий тяжело и прогностически неблагоприятно, что связано с полиорганным характером поражения и интранатальная контаминация ребенка. Неблагоприятное влияние микоплазмоза на плод может привести к гибели плода, порокам развития, генерализованному воспалительному процессу, гипотрофии плода. Учебные и воспитательные цели. 4.1.Общая цель: Уметь диагностировать различные клинические варианты врожденного уреамикоплазмоза у детей первых месяцев жизни. Знать признаки лабораторной верификации внутриутробного уреамикоплазмоза. Уметь дифференцировать заболевание с неинфекционной патологией. Знать принципы комплексной терапии микоплазменной инфекции. Частные цели. 4.2.1. Студент должен уметь: 1. Соблюдать основные правила поведения у постели больного и этику взаимоотношений с родителями и родственниками. 2. Выявить жалобы, собрать и проанализировать анамнез (социальный, акушерский, наследственный, эпидемиологический, заболевания). 3. Осмотреть больного и выявить патологические симптомы со стороны различных органов и систем. 4. Отразить данные анамнеза и результатов осмотра в истории болезни с последующим обоснованием предварительного диагноза. 5. Составить план дополнительного обследования матери и ребенка. 6. По показаниям сделать спинно-мозговую пункцию и оценить результаты исследования жидкостью 7. Обосновать клинический диагноз. 8. Назначить лечение с учетом клинической формы заболевания, фазы заболевания.
9. Написать этапный и выписной эпикриз с оценкой течения болезни, результатов обследования, лечения, прогнозом, рекомендациями по реабилитации.
4.2.2. Студент должен знать: 1. Историю изучения микоплазменной инфекции. 2. Определение болезни и место в структуре инфекционной заболеваемости населения и структуре ВУИ. 3. Этиологическую структуру уреамикоплаз. Свойства возбудителя, имеющие практическое значение. 4. Эпидемиологические особенности инфекции. Механизмы и пути инфицирования матери и плода. Эпидемиологическое значение беременных женщин с различными (манифестными, латентными) формами инфекции. 5. Современные представления о патогенезе уреамикоплазмоза. Особенности иммунитета. 6. Патоморфологические изменения со стороны органов (ЦНС, легкие, сердце и т.д.). 7. Клинические формы врожденной и приобретенной микоплазменной инфекции. Многообразие клинических проявлений. 8. Зависимость клинических форм заболеваний от срока внутриутробного инфицирования плода. 9. Клиническую симптоматику различных вариантов болезни (приобретенной и врожденной). 10. Течение, исход, прогноз в зависимости от формы заболевания. 11. Этапы и методы лабораторной диагностики уреамикоплазмоза (серологический, иммунологический, молекулярно-биологический, инструментальный). 12. Диагностическое значение определения специфических иммуноглобулинов класса Ig M и IgG. 13. Принципы этиотропной, интерферонотерапии, иммунотерапии, патогенетической и симптоматической терапии. 14. Профилактику внутриутробного инфицирования. Морально-этические аспекты работы педиатра при установлении диагноза врожденного уреамикоплазмоза.
4.2.3. Иметь представление:
о методике ранней диагностики микоплазменной инфекции. с учетом особенностей течения; о тактике осуществления лечения, диспансеризации; о программе проведения неспецифической и специфической профилактики, организации противоэпидемических мероприятий. 4.2.4. Обладать набором компетенций:
Схема интегративных связей. Микробиология – знание свойств урамикоплазм. Патологическая анатомия – особенности морфологических изменений в различных органах при микоплазменной инфекции. Неонатология – особенности адаптации в периоде новорожденности, возрастные особенности функционирования органов и систем. Пропедевтика детских болезней – основы практических навыков в оценке состояния больных. Педиатрия – разделы пульмонологии, ревматологии, нефрологии. Клиническая фармакология – знание принципов фармакологической коррекции.
6. Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:
Вопросы для самоконтроля. а). По базисным знаниям: 1. Перечислите виды уреамикоплазм, вызывающих инфицирование новорожденных. Дайте характеристику уреамикоплазм. 2. Перечислите свойства уреамикоплазм, имеющие практически важное значение. 3. Назовите возможные пути передачи инфекции при врожденных и приобретенных формах, расположите их по эпидемиологической значимости. 4. Оцените неврологический статус новорожденного (физиологические и патологические рефлексы). 5. Семиотика поражения мозговых оболочек, ЧМН, периферических нервов. б). По теме занятия: 1. Какова распространенность уреамикоплазмоза среди населения, статистика внутриутробного инфицирования, показатели летальности. 2. Эпидемиологические особенности врожденной микоплазменной инфекции. Назовите наиболее значимые пути заражения плода и новорожденного при микоплазменной инфекции. 3. Охарактеризуйте основные звенья патогенеза приобретенной и врожденной микоплазменной инфекции. 4. Факторы риска развития врожденной микоплазменной инфекции.. 5. Клиническая классификация приобретенной и врожденной форм микоплазменной инфекции. 6. Укажите клинические симптомы приобретенной микоплазменной инфекции. 7. Какие клинические формы врожденной микоплазменной инфекции возможны? 8. Клинические проявления инфицирования в различные периоды внутриутробного развития плода.при врожденном уреамикоплазмозе. 9. Морфологические изменения при врожденной микоплазменной инфекции. 10. Перечислите методы лабораторной диагностики уреамикоплазмоза. 11. Укажите принципы лечения уреамикоплазмоза. 12. Профилактика уреамикоплазмоза у новорожденных (антенатальная и постнатальная).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|