Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность по организации подготовки проектной документации.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(ФГБОУ ВПО "МГСУ")

Национальный исследовательский университет

 

Институт строительства и архитектуры

 

Кафедра: Технологий и организации строительного производства (ТОСП)

 

Самостаятельная работа

по дисциплине: «Основы нормативной базы в строительстве»

 

Тема: «Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность по организации подготовки проектной документации»

 

Вариант № 52.

 

Выполнил: ИСАм 1-6 Морозов А. В.

Преподаватель: Синенко С.А.

 

г. Москва, 2016 г.

Содержание.

1. Содержание..........................................................................................................2

2. Введение...............................................................................................................3

3. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность по организации подготовки проектной документации.............................................5

4. Заключение.........................................................................................................21

5. Список использованной литературы...............................................................23

 

 

Введение.

Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов - защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельной и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства.

Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями организациями. Информационно-справочные системы "Техэксперт" содержат наиболее актуальное и полное собрание технических норм по строительству, которые применяются на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей, общества и государства.

Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России технических норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Основой Системы нормативных документов в строительстве являются Градостроительный кодекс РФ и Закон «О техническом регулировании».

В неё включены все нормативно-технические документы: регламенты, национальные стандарты, сборники технических норм по строительству и другие. Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Основой системы нормативных документов в строительстве являются Градостроительный кодекс РФ и Закон «О техническом регулировании».

В неё включены все нормативно-технические документы: технические регламенты, национальные стандарты, сборники норм и правил и другие.

 

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность по организации подготовки проектной документации.

Проектирование, являясь одним из важнейших звеньев инвестиционного процесса, оказывает активное влияние на распространение достижений научно-технического прогресса и реализацию моделей будущих объектов различных сфер экономики. Через проектирование осуществляется внедрение прогрессивных технологических, архитектурных и конструктивных решений, которые, в конечном итоге, определяют эффективность инвестиций и решение многих социальных задач.

С переходом на новые экономические условия хозяйствования, изменившие систему управления как строительством, так и проектированием, основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор, заключаемый Заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами, имеющими разрешение (лицензию) на осуществление соответствующего вида строительной деятельности, т.е. Проектировщиком.

За последние годы в процессе становления рыночных отношений произошли существенные изменения в области проектно-изыскательской деятельности. Расширился спектр услуг, выполняемых проектными организациями, что ввиду недостаточной практики и слабой нормативной базы вызывает недоразумения у договаривающихся сторон.

В этой связи Госстроем России проделана определенная работа по перестройке нормативной базы проектирования, устанавливающей новые подходы и методы осуществления инвестиционно-проектной деятельности. Так, Минстрой России постановлениями от 30 июня 1995 г. № 18-63 и № 18-64 принял и ввел в действие с 1 июля того же года соответственно СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» и СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» взамен ранее действовавшей в течение десяти лет «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» СНиП 1.02.01-85. Ранее постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. № 18-39 утверждена «Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства» РДС 11-201-95, введенная в действие с 1 июля 1995 г.

Основой для создания этих нормативных документов послужило постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства».

Правовая составляющая организации проектирования в основном соответствует действующему законодательству - Гражданскому кодексу Российской Федерации и законодательству об инвестиционной деятельности. Нормативным документом СНиП 11-01-95 определена роль договора подряда на выполнение проектных работ, предоставляющего право Заказчику и Проектировщику самостоятельно в рамках закона устанавливать все обязательства сторон. Значительное место в формировании договорных отношений занимают разработка задания на проектирование с указанием в нем стадийности проектирования, а также определение договорной цены за выполнение работ и услуг, номенклатура, порядок и сроки представления исходных материалов для проектирования.

Заказчики и Проектировщики с трудом начинают привыкать к тому, что технико-экономическое обоснование и проект строительства рассматриваются в целях преемственности (поскольку в 1995 г. в разработке находилось много ТЭО) идентичными по содержанию. Они продолжают пренебрегать разработкой обоснований инвестиций, заказывая разработку ТЭО в соответствии с «Указаниями о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости и по другим объектам)», утвержденными постановлением Госплана СССР и Госстроя СССР от 24 апреля 1985 г. № 95/60.

Много вопросов возникает в связи с письмом Госстроя РСФСР от 28 июня 1990 г. № 15-118/8 о порядке разработки и утверждения эскизного проекта, выполнение которого не является обязательной стадией. Предоставляя Заказчику и Проектировщику выбор в вопросе организации проектного процесса, установленные СНиП 11-01-95 стадии проектирования, тем не менее, являются обязательными, что, однако, не исключает введение в этот процесс других стадий (например, эскизный проект), которые не подлежат утверждению и строительство, по которым не осуществляется.

Направление ценовой политики и ведение мониторинга базовых цен в проектной сфере требуют своевременного внесения изменений в справочники (сборники) цен, подготовки новых справочников, ежеквартального установления поправочных коэффициентов, отражающих текущий уровень цен на проектные и изыскательские работы. Определенные сложности возникают у договаривающихся сторон в связи с использованием при определении базовых цен коэффициентов к стоимости проектных работ, устанавливаемых органами субъектов Российской Федерации.

Отсутствует ясность у Заказчиков в связи с отводом участков под строительство. Земельным законодательством определена роль органов местного самоуправления: только при наличии решения органа местного самоуправления о предварительном закреплении земельного участка для строительства объекта может осуществляться разработка проектной документации независимо от формы собственности Заказчика и источника финансирования.

К сожалению, проектным организациям приходится заниматься и непрофильными работами, и услугами, где также возникают различные вопросы, связанные с налогообложением этой деятельности. В условиях передела собственности возникают имущественные проблемы.

Практически нет вопросов от частных проектных фирм и творческих мастерских, которые в количественном отношении составляют 79 % общего числа проектных организаций и выполняют 38 % общего объема проектных работ. Это наводит на мысль, что здесь «игра» идет не на правовом поле. Зато много вопросов поступает в Госстрой России от акционерных обществ, бывших государственных организаций, руководство которых по старинке старается переложить решение своих организационных проблем на федеральный орган управления.

Кроме того, введение в действие с 1 марта 1996 г. второй части Гражданского кодекса Российской Федерации вызвало ряд вопросов, ответы на которые не могут быть отражены в нормативных документах Госстроя России. Определенные сложности вызывает отсутствие разъяснений по ряду вопросов, связанных как с подготовкой и заключением договоров, так и с выполнением самой проектной документации.

При изучении приведенных вопросов и ответов, надеемся, читатель поймет, что некоторые ответы носят формальный характер в силу ограниченности функций Госстроя России, определяемых Правительством Российской Федерации. Давать развернутые ответы и консультации не представляется возможным, поскольку для получения такого ответа соответствующий конкретный вопрос должен нести достаточный объем информации.
Порядок определения экономического эффекта от внедрения мероприятий подрядчика, удешевляющих выполнение строительно-монтажных работ, в том числе и от совершенствования проектных решений, установлен письмом Минстроя России от 22.05.92 № 12-6/254, а порядок оценки и стимулирования мероприятий, удешевляющих строительство, определен письмом Минстроя России от 21.02.95 № 8-16/29.

Принципы ценообразования на проектную продукцию в условиях рыночной экономики установлены письмом Минархстроя России от 20.12.91 № Ц-1/9. В соответствии с этим письмом стоимость проектных и изыскательских работ устанавливается организациями на договорной основе исходя из уровня базовых цен, которые могут быть определены по сборникам цен на проектные и изыскательские работы для строительства (издания 1987 г.) с дополнениями и изменениями к ним, справочникам базовых цен на проектные работы для строительства и другим ценникам, издаваемым с 1994 г. Порядок формирования себестоимости проектной продукции (работ, услуг) регламентируется «Методическими рекомендациями по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства, и формированию финансовых результатов», утвержденными Госстроем России от 06.04.94 № БЕ-19-10/9 по согласованию с Минэкономики России и Минфином России. Согласно указанным Методическим рекомендациям учет затрат может осуществляться проектными организациями как по отдельным объектам проектирования, так и по организации в целом. При этом следует иметь в виду, что учет затрат и прибыли должен осуществляться раздельно по каждому из видов деятельности предприятия, например, от основной деятельности (проектных работ и услуг) и внереализационной деятельности (доходов от сдачи имущества в аренду). В этом случае доходы от внереализационной деятельности должны быть уменьшены на сумму расходов по содержанию этого имущества.

На основании постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20.06.93 № 585 в пунктах 2.4, 2.6 и 5.1 СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» предусмотрены следующие стадии проектирования: технико-экономическое обоснование (ТЭО), проект, рабочий проект (утверждаемая часть с рабочей документацией) и рабочая документация. По решению Заказчика и Проектировщика или по рекомендации экспертного органа разработка ТЭО может предусматриваться при создании крупных, технически сложных производственных комплексов, строительство которых обычно осуществляется по очередям.

Проекты разрабатываются на строительство технически и архитектурно сложных объектов, при особых природных и экологических условиях места строительства, при технически сложном выполнении строительных работ при возведении этих объектов. В случае выделения в утвержденных ТЭО очередей строительства по каждой очереди целесообразно разрабатывать проект.

Рабочие проекты выполняются для объектов, строящихся по типовым проектам и проектам повторного применения, а также для других технически несложных объектов, указанных в п. 2.6.

В договоре обязательно следует указывать все стадии разработки проектной документации, на которые устанавливаются договорные отношения.
Инженерные изыскания имеют целью получение сведений о природных условиях строительства, которые должны служить важной частью исходных данных для составления проекта. Инженерные изыскания выполняются обычно специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии. В ряде случаев исполнителями могут быть отдельные структурные подразделения проектных организаций (изыскательские отделы), которые также должны иметь лицензии. Это особенно характерно для проектных организаций гидромелиоративного или гидротехнического профиля, которые чаще всего пользуются услугами собственных изыскательских отделов.

В зависимости от размеров и сложности проектируемых объектов, сложности инженерно-геологических условий изыскания выполняются одной или несколькими изыскательскими организациями. В последнем случае одна из организаций выполняет функцию генерального исполнителя, а остальные работают на правах субподряда (т.е. на основе договоров с генеральным исполнителем). В подавляющем большинстве случаев весь объем работ для конкретного строительства производится одной организацией. В период экономических реформ большинство существующих изыскательских организаций РФ стали акционерными обществами (ЗАО, ОАО), реже унитарными предприятиями (ГУП, МУП), некоторые разделились на более мелкие предприятия (преимущественно ООО). Многие из них не изменили своих названий, сохраняя аббревиатуру ТИСИЗ (трест инженерно-строительных изысканий).

Задачи изысканий, требования к результатам, исходные данные устанавливаются в техническом задании, которые выдает проектная организация (реже сам заказчик) изыскателям. Согласно СНиП 11.02-96 "Инженерные изыскания для строительства" выделяют пять основных видов изысканий.

Кроме пяти видов изысканий, к инженерным изысканиям СНиП относит около десятка видов работ вспомогательного характера (геотехнический контроль, обследование грунтов оснований фундаментов существующих зданий и сооружений, оценка опасности и риска от природных и техногенных процессов, обоснование мероприятий по инженерной защите территорий, авторский контроль за использованием изыскательской продукции и другие подобные им виды работ). Тем не менее, такие работы нормами СНиП 11.02-96 подробно не регламентируются и выполняются в соответствии со специальными нормативами по этим вопросам и рекомендациями научных учреждений.

Кроме инженерных изысканий, при решении задач природообустройства могут проводиться целый ряд других изысканий "нестроительного" направления, связанных с изучением природных условий - агротехнических, почвенных, геоботанических, лесотехнических. Часто используются результаты изысканий, относящихся к изучению неприродных факторов - экономических, хозяйственных и даже археологических. Результаты таких изысканий используются в основном для решения задач, непосредственно не связанных со строительством, поэтому регламентируются не СНиПом, а нормами соответствующих отраслей хозяйства (земледелия, лесоводства и т.д.). Тем не менее, подобные результаты могут иногда существенно влиять на решение многих задач строительного проектирования. Например, рассматриваемая территория может оказаться ареалом ценных растений или других природных объектов, на ней могут быть обнаружены древние захоронения, представляющие историческую ценность и т.д.

Строительство на таких территориях водохранилищ, дамб, оросительных или осушительных систем, карьеров, жилых поселков и т.д. может оказаться недопустимым. Инженер по природообустройству должен быть достаточно компетентным в таких вопросах, чтобы эффективно сотрудничать со специалистами упомянутых сфер деятельности в выполнении главного условия природообустройства - недопущения разрушения окружающей среды и обеспечения нормальных условий материальной и духовной жизни будущим поколениям.

Результаты экономических и хозяйственных изысканий могут существенно повлиять на общую стратегию освоения территорий и ведение на ней строительных работ. На основании таких изысканий выявляется фактическое состояние и перспективы развития сельского хозяйства и промышленности района, возможность привлечения и использования местных трудовых ресурсов и существующей производственной базы выполнения строительных работ и эксплуатации создаваемых объектов и систем. По каждому из названых на рисунке 20 видов изысканий действует более конкретный нормативный документ рекомендательного характера в виде свода правил (СП).

Инженерным изысканиям предшествует процедура получения различных согласований и разрешений на их проведение, в том числе разрешения местных органов исполнительной власти о предварительном выборе места размещения объекта или предоставлении земельного участка, договора об использовании земельного участка для изыскательских работ, заключенного с застройщиком (собственником, землевладельцем, землепользователем или арендатором), регистрации (разрешения) производства инженерных изысканий. Регистрация производства изысканий оформляется заказчиком или по его поручению исполнителем инженерных изысканий с оплатой соответствующих услуг.

Независимо от вида изысканий первым этапом работы изыскателя должно быть тщательное изучение и обобщение имеющихся архивных и литературных данных об условиях изучаемого района, в том числе материалов ранее проводившихся изысканий, опыта строительства в данной местности.

Проект организации строительства (ПОС) - это документация, в которой укрупнено решаются вопросы рациональной организации строительства всего комплекса объектов данной строительной площадки.

Проект организации строительства (ПОС) является обязательным документом, разрабатываемым, как правило, проектными организациями. Исходными материалами для разработки ПОС являются:

· технико-экономические расчеты, обосновывающие хозяйственную и экономическую целесообразность строительства объекта, задание на проектирование;

· материалы инженерных изысканий;

· объемно-планировочные и конструктивные решения здания;

· технологические схемы основного производства;

· документы, устанавливающие сроки строительства;

· согласования с соответствующими организациями по применению материалов, конструкций, изделий, обеспечению строительства электроэнергией, водой, газом и другими ресурсами;

· сведения об условиях поставки;

· другая информация.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...