1. Подбор признаков к I: предмету У?.навание предмета по признаку. Согласование прилагательных с существительными: яблоко - ароматное.
Образование множественного числа существительных. Яблоко - яблоки.
Согласование числительных, ме стоимений, наречий с существи тельными. Один гранат, мое ябло ко, много груш.
4. Предложно-падежное управление.
(Родительный, Винительный, Предложный падежи.)
«Угощайся» - съешь ломтик яблока, груши...
Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов).
Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем...).
У меня есть, у меня нет...» (работа с картинками).
Предлоги: «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками...).
Загадки.Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
Классификация: крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие - маленькие.
Игры на восприятие цвета, формы, размера:
Узнай изображения по трафарету.
Что внутри? (Косточки, семечки).
Чудесный мешочек.
Узнай на вкус.
Чего не стало?
Раскрась фрукты.
5. Проблемные вопросы:
Как надолго сохранить фрукты?
Почему так называют: садовод, су хофрукты?
6. 4-й лишний:
фрукты - овощи;
фрукты - продукты;
сладкие фрукты - кислые фрукты;
тропические фрукты - фрукты на шей страны.
7. Объясни значение выражений:
— изюминка в человеке.
Загадки - описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно - описательные рас сказы.
Рассказы по темам:
Кто и как ухаживает за садом?
Птицы - друзья сада.
Путь яблочного семечка до яблока.
Рассказ о приготовлении варенья из яблок.
Чем полезны фрукты?
Сказка о любимом фрукте.
Если бы я был яблоком...
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-8).
Обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам.
1. Подбор признаков к предмету. Уз навание предмета по признаку.
Согласование прилагательных с существительными: топор - острый.
Образование множественного числа существительных. Пила - пилы.
Согласование числительных, ме стоимений, наречий с существи тельными. Одна пила, мои ножни цы, много иголок.
Предложно-падежное управление.
(Родительный, Винительный, Творительный падежи.)
Потерянные инструменты (нет мо лотка, нет отвертки...).
Строим скворечник (я возьму моло ток, пилу...).
Что кому нужно? (рубанок нужен сто ляру).
Что чем делают? (рубят топором, шьют иголкой...).
Загадки.Да-нетка (задавая вопросы, угадай
предмет по ответам «да», «нет»).
3. Игры на восприятие цвета, формы, размера:
Узнай предмет по части.
Узнай предмет по контуру, по нало женным изображениям.
Кому какой инструмент нужен?
4. Проблемные вопросы:
Почему пилу делают из железа?
Почему так называют: отвертка, щипцы?
5. 4-й лишний:
инструменты - нет;
музыкальные инструменты - рабо чие инструменты;
острые инструменты - нет.
6. Объясни значение выражений:
Мастер на все руки.
Золотые руки.
Сидеть, как на иголках.
Искать иголку в стоге сена.
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рас сказы (топор — молоток, лопата — мастерок, лопата — совок).
Рассказы по темам:
Зачем нужны инструменты?
Папа чинит велосипед.
Помогаю папе.
Сказка о любом инструменте.
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).
Обведение ломаных пунктирных линий; предметов по контуру, рисование
предметов по клеточкам.
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: елка — зеленая.
Образование множественного числа существительных. Ива - ивы, береза - березы.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одно дерево; моя
береза; много веток.
Предложно-падежное управление.
(Родительный, Винительный, Творительный падежи.)
Пустой лес (в лесу нет грибов, ягод, елок).
Откуда упал лист? (предлог «с»: лист с березы, с дуба...).
Грибы, (предлог «под», предложный падеж, предлог «на»: опята на пне; подберезовик под березой...).
Прогулка по лесу. (Предлоги «меж ду», «к», «от», «за», «из-за»: Шли к высокой березе, между липами, за могучей сосной...).
Загадки.
Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
Классификация: хвойные, лиственные, плодовые деревья.
Игры на восприятие цвета, формы. размера:
Какими красками осень раскрасила лес?
Узнай дерево по листу, по кроне, по стволу, по плоду.
Назови часть от целого. (Елка - шишка; дуб - желудь).
5. Проблемные вопросы:
— Что будет с нашей планетой без деревьев?
6. 4-й лишний:
деревья - цветы;
хвойные деревья - лиственные деревья;
плоды деревьев - овощи.
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рассказы (куст-дерево; сосна - ель.).
Рассказы по темам:
Как семечко превратилось в дерево?
Зачем нужны деревья?
Приключение шишки.
Осенний лес.
Весенний лес.
Путешествие осеннего листочка.
Как вести себя в лесу.
Шишка: что было раньше, что будет потом?
Если бы я был елкой...
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-8).
Обведение прямых и волнистых пунктирных линий, предметов по контуру, дорисовывание симметричных предметов.
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: дом — высокий.
2. Образование множественного числа существительных. Дом -
дома, рама - рамы.
Согласование числительных, ме стоимений, наречий с существи тельными. Один дом; много эта жей; моя квартира.
Родительный, Предложный падежи.)
Чем работают? (топором).
Что забыл нарисовать художник? (У дома нет...).
Из чего построен дом? (предлог «из»: из досок, из кирпича...).
Где живешь? (предлоги «в», «на»).
Загадки.Да-нетка (задавая вопросы, угадай
предмет по ответам «да», «нет»).
3. Игры на восприятие цвета, формы, размера:
Узнай по контуру.
Найди в доме предметы, похожие на геометрические фигуры.
Подбери ключ к замку.
4. Проблемные вопросы:
Как попасть домой, если заблудился?
Зачем человеку дом?
Почему так называют: строитель, землянка, сруб, каменщик, стеколь щик, спальня?
5. 4-й лишний:
жилища человека - жилища живот ных;
строительные профессии - нет.
6. Объясни значение выражений:
Строить воздушные замки.
Как за каменной стеной.
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рас сказы (многоэтажное здание — де ревянный дом).
Рассказы по темам:
Построим дом (по операциям).
Моя квартира.
Моя комната (по плану).
Если бы я был домом...
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-6).
Рисование геометрических фигур, ломаных линий, выполение штриховки, рисование предметов по клеточкам.
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: утюг — горячий.
2. Образование множественного
числа существительных.
утюги.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один утюг; много теле фонов; мой пылесос.
Предложно-падежное управление.
(Родительный, Винительный, Предложный падежи.)
От чего шнур? (От утюга).
Плохо без чего? (Плохо без телефона).
Что ты включил? (Включил телевизор, торшер).
Загадки.
Да-нетка (задавая вопросы, угадай
предмет по ответам «да», «нет»).
3. Игры на восприятие цвета, формы, размера:
Определи предмет по его части (щетка - пылесос; экран - телевизор).
Найди связи. (Веник - пылесос; лампа -свеча...).
4. Проблемные вопросы:
Что будет, если отключат электричество?
Чем пользовались люди до того, как появились электроприборы?
Почему так называют: холодильник, морозилка, пылесос, электрик, светильник, уборщица?
5. 4-й лишний:
электроприборы - мебель;
осветительные приборы - нет.
6. Объясни значение выражений:
— висеть на телефоне.
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рас сказы (топор — молоток, лопата — мастерок, лопата — совок).
Рассказы по темам:
Зачем нужны электроприборы?
Правила пользования электроприборами.
Помогаю маме.
Что было, когда не было электричества?
Если бы я был утюгом...
5. Развитие графических навыков
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-3).
Рисование волнистых линий по пунктирным точкам и по образцу; рисование по клеточкам; выкладывание контура предметов из палочек.
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: стол — деревянный.
Образование множественного числа существительных. Стол -столы.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна софа; моя кровать; много диванов.
Предложно-падежное управление.
(Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.)
Из чего сделана мебель? (предлог «из»: стол из березы).
Сломанная мебель (предлог «без»: стол без ножки).
Разложи вещи (предлоги «в», «на», «за», «под»).
Расставим мебель (использование предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «за», «из-за»; наречий: «слева», «справа»...).
Загадки.
Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
Классификация: кухонная, спальная мебель.
Игры на восприятие цвета, формы, размера:
Определи предмет по части.
На какие геометрические фигуры похожа мебель? Узнай мебель на плане. Нарисуй план комнаты.
5. Проблемные вопросы:
Во что превратится стул без спинки, кресло без спинки и подлокотников?
Почему так называют: спинка, под локотник, стенка, новоселье?
6. 4-й лишний:
мебель - электроприборы;
мебель, похожая на прямоугольник, на круг;
на которой сидят - не сидят (спят);
кухонная мебель- спальная мебель.
7. Объяснизначение выражений:
— сидеть на двух стульях.
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рас сказы (стул -табуретка, стул - кресло, диван - кресло).
Рассказы по темам:
Моя комната (по плану).
Для чего нужна мебель?
Путь от дерева до стола.
Новоселье (расставим мебель).
Как я убрал в квартире.
Сказка о любом предмете мебели.
5. Развитие графических навыков
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).
Выкладывание контуров предметов из палочек; рисование прямых параллельных линий, рисование по клеточкам; упражнения с элементами
конструирования.
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: тарелка — глубокая.
Образование множественного числа существительных. Чашка - чашки, ложка - ложки.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один нож, много вилок, моя чашка
Предложно-падежное управление.
(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)
Старая посуда (предлог «без»: сковорода без ручки, чайник без носика).
Обед (предлог «из»: достанем котлеты из сковородки, нальем суп из кастрюли).
Битая посуда (разбили чашку, стакан, блюдце).
Накроем на стол (предлог «в»: конфеты - в конфетницу, салат - в салатницу).
Порежем ножом (хлеб, колбасу, сыр).
С чем тарелки? (предлог «с»: с салатом, с супом).
Готовим обед (заправим салат маслом, хлеб нарежем ножом).
Налей сок (предлог «в»: в чашку, в стакан).
Загадки.
Да-нетка (задавая вопросы, угадай
предмет по ответам «да», «нет»).
Классификация: чайная, кухонная, столовая, фарфоровая, металлическая, хрупкая, прочная.
Игры на восприятие цвета, формы.
размера:
Узнай по контуру.
Узнай целое по части.
Склей разбитую посуду (разрезанные картинки).
Подбери чашки к блюдцам (цветовые представления, соотнести узоры).
5. Проблемные вопросы:
Что будет, если на плиту поставить кастрюлю, чашку, стакан, глиняный салатник, деревянную миску?
Почему так называют: солонка, терка, масленка, хлебница, соусник, кофейник, чайник, салатник, селедочница, конфетница, мясорубка, домохозяйка, молочник, скороварка.
6. 4-й лишний:
чайная - столовая посуда;
стеклянная посуда - нет;
посуда, которая бьется - посуда, которая не бьется.
7. Объясни значение выражений:
носить воду решетом;
не в своей тарелке;
толочь воду в ступе.
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рас сказы (блюдце, чашка- кружка, бокал - стакан, чайник - кофейник).
Рассказы по темам:
Зачем нужна посуда?
Накроем стол.
Сказка о любом предмете посуды.
Если бы я был чайником...
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).
Выкладывание контуров предметов из палочек; рисование прямых параллельных линий, рисование по клеточкам; дорисовывание частей предметов; раскрашивание предметов.
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: сметана — свежая.
Образование множественного числа существительных. Котлета— котлеты.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна сосиска, мое молоко, много яиц.
Предложно-падежное управление.
(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)
Из чего котлеты? (предлог «из» - из рыбы...).
Что приготовили? (приготовили пюре, чай).
Что съел кот? (рыбу).
Чем будешь кормить? (кашей, супом).
С чем бутерброд? (предлог «с»: с сыром, с колбасой).
Разложи продукты (предлоги «в», «на» - в шкаф, на полку, в холодильник).
Составь меню (предлоги «из», «с», «на» - каша на молоке, с изюмом, бульон из курицы).
Загадки.
Да-нетка (задавая вопросы, угадай
предметно ответам «да», «нет»),
Классификация: мучные; мясные; молочные продукты.
Игры на восприятие цвета, формы, размера:
— Что изменилось на полке?
5. Проблемные вопросы:
Как надолго сохранить продукты?
Почему так называют: мороженое, яичница, продавец, пекарь, комбайнер.
6. 4-й лишний:
молочные продукты - нет;
мучные продукты - нет;
мясные продукты - нет;
скоропортящиеся продукты - нет.
7Объясни значение выражений:
острый соус;
умаслить друга;
в этом есть изюминка;
выжатый лимон;
выжать соки;
калачом не заманишь;
слюнки потекли;
кормить завтраками.
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рас сказы (конфета - шоколадка, торт - пирожное).
Рассказы по темам:
Путь от зернышка до буханки.
Как приготовить твое любимое блюдо?
Сварим картошку. (Алгоритм действий).
Накроем стол.
Что нужно, чтобы испечь блины?
Назови все, что нужно для борща.
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-4).
Рисование волнистых и прямых линий; рисование по клеточкам.
Тема 11: ГОРОД
1. Словарь и словообразование
2. Грамматический строй
3. Развитие психических функций..
4.Связная речь
Предметный словарь: город, улица, переулок, проспект, площадь, парк, аллея, бульвар, тротуар, мостовая, переход, светофор, транс порт, почта, администрация, милиция, магазин, ларек, киоск, школа, детский сад, стадион, больница, поликлиника, аптека, музей, герб, дом, библиотека, цирк, село, деревня, поселок, милиционер, продавец, аптекарь, врач, библиотекарь, почтальон, мэр, дворник, школьник, учитель.
Глагольный словарь: строить, расти, хорошеть, регулировать, учить, убирать.
Словарь признаков: большой, маленький, областной, родной, чистый, многолюдный, тихий, шумный, нарядный.
Словарь наречий: чисто, шумно, на-
рядно, празднично.
Антонимы: чисто - грязно, шумный -тихий, маленький - большой, многолюдный - безлюдный, узкий - широкий.
Словообразование:
1) прилагательных от существительных
(город - городской);
существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (город — городок);
прилагательных от словосочетаний (площадь рядом с вокзалом - привокзальная площадь);
сложных слов (многолюдный).
7.Подбор родственных слов: город,улица, почта, школа, дом.
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: город— большой.
Образование множественного числа существительных. Город - города.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один дом; мой город; много улиц.
Предложно-падежное управление.
(Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)
Что, где? (предлоги: «у», «за», «пе ред», «от», «к», «из-за», «между», «в», «на»).
Куда зашел? (предлоги: «в», «на»).
Что, где делают? (предлоги: «в»).
Загадки.
Да-нетка (задавая вопросы, угадай
предмет по ответам «да», «нет»).
3. Проблемные вопросы:
Как сделать город красивым?
Почему так называют: пригород; улицы: Озерная, Школьная, Парковая, Заречная, Зеленая, Тенистая, Станционная, Почтовая...
4. Объясни значение выражений: не по адресу;
зеленая улица;
строить воздушные замки.
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рас сказы (улица - переулок, улица - площадь, магазин - ларек, школа - детский сад, город - село, дорога - тротуар).
Рассказы по темам:
Мой родной город.
Мой путь от дома до сада.
Путешествие посылки, письма.
Рассказ о городе по плану.
Как работает светофор.
Герб нашего города;
Мой дом.
Самое любимое место в городе.
Прогулка по городу.
Зачем нужны дорожные знаки?
Если бы я был светофором...
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-3).
Рисование прямых и ломаных линий; рисование по клеточкам.
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: машина — легковая.
Образование множественного числа существительных. Лодка -лодки.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один поезд; мой велосипед; много машин.
Предложно-падежное управление.
(Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)
Из каких деталей собрана машина? (предлог «из»: из кабины, из колес).
Сломалась машина (нет колеса).
Что чего быстрее? (машина быстрее велосипеда).
Сколько колес у...? (предлог «у»: у велосипеда - два колеса).
Чем ехать? (ехать автобусом).
Поедем к бабушке (предлог «на», «в»: на поезде).
Использование предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «из», «из-за».
Загадки.
Да-нетка (задавая вопросы, угадай
предмет по ответам «да», «нет»).
Классификация: воздушный, водный, подземный, грузовой, пассажирский, специального назначения.
Игры на восприятие цвета, формы,размера:
Определи предмет по части (штурвал - корабль, крыло - самолет).
Что чего быстрее?
5. Проблемные вопросы:
Чем отличается: самолет от ракеты, катер от лодки?
Почему так называют: самолет, вертолет, молоковоз, бензовоз, само свал, грузовик.
6. 4-й лишний:
транспорт - не транспорт;
водный транспорт - воздушный транспорт;
наземный транспорт - подземный транспорт;
грузовой транспорт - пассажирский транспорт.
7. Объясни значение выражений:
тише едешь, дальше будешь;
вставлять палки в колеса;
сесть на мель.
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рас сказы (самолет - вертолет; троллейбус - автобус; троллейбус -трамвай; лодка - катер; корабль -дом).
Рассказы по темам:
Зачем нужен транспорт?
Починим машину.
Зачем нужны дорожные знаки?
Как я ездил к бабушке.
Машины специального назначения.
Расхвастались трамвай и троллейбус...
Сказка о любом виде транспорта.
Если бы я был машиной...
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-6).
Рисование волнистых и прямых линий; выкладывание контуров предметов из палочек; обведение пунктирных линий; дорисовывание предметов; рисование по клеточкам.
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: бабушка — добрая.
Образование множественного числа существительных. Мама -мамы, сын - сыновья.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна бабушка, мой папа, много внучек.
Предложно-падежное управление.
(Дательный, Предложный падежи.)
Что кому? (бабушке - очки, Коле -кубики, маме - фартук).
Расскажи-ка (предлог «о»: о папе, о маме...)
Загадки.
Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
3.Игры на восприятие цвета, формы. размера:
Кто старше, кто младше?
Какое выражение лица у наказанного мальчика, у играющей девочки и т.д.
4.Проблемные вопросы:
Как сделать грустного человека веселым, ленивого - трудолюбивым?
Как показать маме, что ты ее любишь?
Почему так называют: многодетная, черноволосый, голубоглазый, длинноносый.
5.