Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обычное право в разные эпохи




Введение

 

Обычное право является одним из важнейших источников права и включено в систему правовых норм. Зародившись еще в эпоху разложения первобытного общества, обычное право сыграло значительную роль в развитии правовых норм в рабовладельческих государствах Востока и античности, феодальных и даже буржуазных государствах. Обычное право продолжает играть определенную роль и в настоящее время. Оно сохраняется в правовых системах Африки, значительную роль правовой обычай играет в международном праве, отголоски обычного права, на мой взгляд, можно найти в правовых системах любого современного государства, в том числе и в России, особенно в Закавказском регионе.

Темой моего реферата является «Обычное право в Южном Зауралье во второй половине XIX - начале ХХ в».

В реферате мною определяются следующие задачи:

) Дать краткую историческую справку понятия «Обычного права», привести наиболее характерные примеры обычного права в разных государствах разных эпох.

) Рассмотреть обычное право в различных законодательных системах.

) Показать роль обычного права в Южном Зауралье во второй половине XIX- начале ХХ в.

В своем реферате я опирался на следующие источники: архивные материалы Государственного Архива Курганской области; сборники законодательных актов Древнего Вавилона, Средневековой Франции и т.д.; различную зарубежную и отечественную монографическую литературу, посвященную проблемам обычного права.

1.
Что такое обычное право и его примеры в государствах разных эпох

 

Для начала я хотел бы дать краткие энциклопедические справки понятия «Обычного права».

«Правовой обычай - исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством, и включённое в систему правовых норм.

Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества… его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. В правовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами.

Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

Особая роль обычного права отмечается в неотдифференцированных правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. Однако обнаруживается тенденция к закреплению государством разделения сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права.

В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства. Правовые обычаи есть особая разновидность общегражданских обычаев (к которым принято относить обычаи делового оборота и другие обычаи, обыкновения и заведенный порядок), действующих в обществе. Их содержание образуют конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных отношений и связей вызывают возникновение в индивидуальном, групповом и массовом общественном сознании определенных стереотипов поведения.

Появление обычного права в обществе было обусловлено определенными социально-экономическими и культурными предпосылками.

…Неразрывная связь правового содержания и юридической формы позволяет сформулировать два значения термина «обычное право», как в неюридическом смысле «протоправо», так и в чисто юридическом «правовой обычай». Это дает основание считать, что генезис обычного права начинается с обычной нормы, которая на определенном этапе развития общества выступает индикатором важнейших, жизненно необходимых социальных ситуаций, действует в отношении всех, кто подпадает под ее содержание и, что в дальнейшем, она переходит в разряд норм позитивного права (т.е. права, действующего в данный момент)».

«Обычное прово (англ. customary law) - система норм (правил поведения), основывающихся на обычае, регулирующая общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо для данной этнической или социальной группы. Обычное право формировалось на основе обычаев, существовавших в догосударственном обществе».

«Обычное право - совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государственной властью. Исторически первая форма права. Переходной ступенью к современному писаному праву явились упорядоченные сборники Обычного права (например Законы Двенадцати таблиц, "Русская правда"). В развитых государствах обычное право существенного значения не имеет. Несколько большую роль оно играет в международных отношениях». 

«Обычное право. Обычай - исторически самый ранний (в ранние периоды существования государственности обычай - преобладающий) источник права, который фиксирует правила, вырабатываемые членами общества. Обычаи носят обязательный характер, а их нарушение влечет за собой меры принудительного воздействия со стороны общественной власти. Обычай становится правовым, когда упорядочивает отношения по принципу формального равенства. В легистском правопонимании обычай становится юридическим, когда он тем или иным образом санкционируется государством (ссылкой к обычаю в законе или судебном решении). Совокупность таких обычаев принято называть обычным правом. К свойствам обычного права относятся двойная (внутренняя и внешняя) обязательность, религиозное значение, традиционный и консервативный характер, в то же время отмечается большая гибкость обычного права по сравнению с позитивным.

По мере развития законодательства сфера применения обычного права сужается, оно почти повсеместно полностью вытесняется законом, за исключением стран с традиционными правовыми системами. В развитых государствах правовые обычаи продолжают применяться преимущественно в гражданском, торговом и конституционном праве. Особое значение имеют обычаи в международном праве. Существует также корпоративное обычное право. Так, под обычным церковным правом подразумевается совокупность правил, которые соблюдаются в жизни церкви вследствие убеждения в их правильности».

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать соответствующие выводы.

1. Обычное право является одним из источников права.

2. Обычное право имеет глубокие исторические корни и возникло еще в период разложения первобытного общества.

.   Обычное право применяется в неотдифференцированных правовых системах наряду с обычаями, морально-этическими нормами и другими общественными установлениями.

 

Обычное право в разные эпохи

 

Теперь приведем примеры действия обычного права в различных государственных системах разных эпох.

В своде Законов царя Хаммурапи, созданных в 1750-х годах до нашей эры в Древнем Вавилоне, мы обнаружили следующие статьи, основанные на обычном праве. Статьи 1, 2: «(§1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит. (§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен бытьубит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя». В данном случае я вижу применение в системе наказаний принципа «Божьего суда», действующего в нормах обычного права.

Статья 218: «(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо (?)у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки». В этой статье присутствует один из основных принципов обычного права - право талиона: «Око за око, зуб за зуб».

Действие обычного права можно увидеть и в сфере семейного права в следующих статьях: 129, 131, 132, 133. «(§ 129) Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду…

(§ 131) Если жену человека ее муж обвинит, но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то она может произнести клятву богом и вернуться в свой дом.

(§ 132) Если на жену человека был простерт палец но поводу другого мужчины, но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то ради своего мужа она должна погрузиться в реку.

(§ 133) Если человек был взят в плен, а в его доме имеется пропитание, то его жена должна до освобождения мужа беречь свое тело, в дом другого она не должна вступить. Если эта женщина не берегла свое тело и вошла в дом другого, то эту женщину должны уличить и бросить ее в воду».

Законы XII таблиц были первой кодификацией права в Древнем Риме. Законы были созданы в 451 - 450 гг. до н.э. специальной комиссией из человек (децемвиров, лиц с консульской властью для написания законов). В этих законах тоже присутствуют статьи, основанные на обычном праве.

«Таблица VIII.

. Если причинит членовредительство и не помирится с [потерпевшим], то пусть и ему самому будет причинено то же самое». Право талиона.

«8а. Кто заворожит посевы...

б. Пусть не переманивает на свой участок чужого урожая». Здесь налицо влияние религиозных пережитков.

Интересна статья 12. «Если совершавший в ночное время кражу убит [на месте], то пусть убийство [его] будет считаться правомерным». В обычном праве разных народов преступление, совершенное по злому умыслу (особенно ночью), жестоко каралось, в том числе и смертью.

Таблица III. Статья 6. «В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им [в вину]». Если кредиторов было несколько, они имели право рассечь убитого должника на части пропорционально размерам своих требований; возможная ошибка в определении таких пропорций не ставилась им в вину. Приведенная статья свидетельствует об обычае глубокой древности, когда кредитор мог осуществить фактическую месть за неуплату долга.

Наконец таблица VI о правах отцов семейства (семейное право) свидетельствует, что Семья в древнем Риме была строго патриархальной, замкнутой и изолированной от внешнего мира организацией. Главой семьи, представлявшим ее перед государством, был домовладыка (pater famillas), имевший неограниченную власть над

всеми ее членами, вплоть до наказания их смертью и продажи в рабство, что также свидельствует о несомненном влиянии обычного права.

Обратимся теперь к Отечественным законодательным источникам. Одним из первых правовых кодексов Руси была Русская Правда, основанная на устном законе и обычном праве.

«1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.» 

«2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю».

«5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего)». Примеры кровной мести, одного из главных постулатов обычного права.

«38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него». Пример оправдания самосуда, часто практиковавшегося в обычном праве.

Пространная правда.

«4. Которая ли вервь начнеть платити дикую веру, колико леть заплатить ту виру, зане же безъ головника имь платити. Будеть ли головникъ ихъ въ верви, то зань к нимь прикладываеть, того же деля имъ помагати головнику, любо си дикую веру; но оплати имъ во обчи 40 гривень, а головничьство самому головнику; а въ 40 гривень ему заплатити ис дружины свою часть. Но оже будеть убилъ или въ сваде или в пиру явлено, то тако ему платити по верви ныне, иже ся прикладывають вирою.

Перевод. 4. Если вервь начнет платить дикую виру (когда убийца не обнаружен), то ей предоставляется рассрочка на несколько лет, потому что им (членам верви) приходится расплачиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна помочь ему, так как он вкладывает свою долю в дикую виру. Но платить им (членам верви) общими силами только 40 гривен, а головничество платить самому убийце, внося свою часть и в уплачиваемые вервью 40 гривен. Но так платить по верви, если в ней вкладываются в (общую) виру, в тех случаях, когда виновный убил (человека) в ссоре (драке) или открыто в пиру».

Дикая вира платилась вервью в случаях: а) когда убийца не найден или община не захотела его выдать; б) непреднамеренного убийства в драке, на пиру. Обычай свидетельствует, с одной стороны, о еще прочных связях внутри верви между ее членами, защищающими себя складчиной на непредвиденные случаи, грозящие верви разорением (на 80 гривен можно было купить 40 лошадей).

«17. Искавше ли послуха не налезуть, а истьця начнеть головою клепати, то имъ правду железо. Тако же и во всех тяжахъ, в татбе и в поклепе; оже ли не будеть лиця, то тогда дати ему железо из неволи до полугривны золота; аже ли мне то на воду, оли то до дву гривень; аже мене, то роте ему ити по свое куны. (...)

Перевод. 17. Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию (раскаленным) железом. Так поступать и во всех тяжбах, в воровстве (или в другом) обвинении; если (обвинитель) не предъявит поличного, а сумма иска составляет до полугривны золотом, то подвергнуть его испытанию железом в неволю; если же сумма иска меньше, до двух гривен (серебра), то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву». Славяне знали также и такую форму "божьего суда", как состязание мечами: кто одержит верх над своим противником, в пользу того решается спор.

В классовом обществе "божьи суды" представляли собой форму княжеского суда: в Киевском государстве они производились в присутствии княжеских судий, взимавших в пользу князя особую судебную пошлину - "железное", в XV-XVI вв. - боярина и дьяка, взимавших с тяжущихся "полевые пошлины". обычный право самосуд сахалинец

Таким образом, обычное право, примеры его воздействия на законодательства различных государств мы можем наблюдать в самые разнообразные эпохи, особенно в зарождающихся классовых обществах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...