Задание 2. Структурно-логическая схема
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Диагностика агрессивности Задание 3. Список ученых разрабатывавших данную проблему
Методика Баса-Дарки
Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности. Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше. Комплектация методик для индивидуальной формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовая тетрадь с текстами опросников (1 шт). Комплектация методик для групповой формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовые тетради с текстами опросников (15 шт).
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций: физическая агрессия - использование физической силы против другого лица; косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). негативизм - оппозиционна манера в поведении от пасивногг сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред. вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. При составлении опросника использовались принципы: Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос. Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом: Физическая агрессия: "да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 "нет" =1, "да" = 0: 9, 7 Косвенная агрессия: "да" = 1, "нет" = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63
"нет" =1, "да" = 0: 26, 49 Раздражение: "да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 "нет" =1, "да" = 0: 11, 35, 69 Негативизм: "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28 "нет" =1, "да" = 0: 36 Обида: "да" = 1, "нет" = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58 Подозрительность: "да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 "нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75 Вербальная агрессия: "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 "нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75 Чувство вины: "да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54.61, 67 Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. Протокол Методика Баса-Дарки Экспериментатор: Крышковец Анна Николаевна Испытуемый: Грибовская О. Возраст: 21 Образование: среднее специальное; специальность: лаборант Дата проведения: 22 августа 2009 Опросник
Бланк ответов Фамилия: ______________ Имя___________________ Отчество_______________ Образование____________ Пол___________________ Возраст: _______________ Дата заполнения: ________ Инструкция: Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Вам нужно ответить "да" или "нет". Старайтесь отвечать правдиво и искренне. Ответный лист
Обработка и интерпретация результатов. Физическая агрессия: 8 баллов Косвенная агрессия: 5 баллов Раздражение: 6 баллов Негативизм: 3балла Обида: 5 баллов Чувство вины: 8 баллов Вербальная агрессия: 8 баллов Подозрительность: 5 баллов Индекс агрессивности: 21 Индекс враждебности: 10 Психологический диагноз и прогноз: По результатам проведенной диагностики можно сделать следующий вывод: хотя индекс агрессивности находится в пределах нормы, индекс враждебности показывает верхнюю планку допустимой нормы. Это говорит о том, что испытуемая зачастую недоверчиво относится к окружающим и часто излишне враждебно настроена против них. Высокий индекс чувства вины показывает, что Ольга излишне самокритична и во многих жизненных неурядицах и конфликтах с окружающими винит себя. Индекс вербальной и физической агрессии также высок. Исходя из того, можно сделать вывод, что у испытуемой не всегда получается сдерживать эмоции и чаще всего "сгоряча" она высказывает то, что думает (о чем чаще всего сожалеет), и, может быть, вполне способна ударить человека. Наименьшей индекс - негативизм (3 балла), но, учитывая максимальный индекс в 4 балла можно сделать вывод, что она во многом видит темное, часто впадает в депрессии. Средние индексы показали косвенная агрессия, раздражение, обида и подозрительность также смещены в верхнюю сторону допустимых индексов. Это говорит о том, что испытуемая достаточно обидчива, подозрительна относится к людям, скорее всего необщительна, может затаивать обиду и не всегда высказывать реальные мысли окружающим людям, раздражается по пустякам. Прогноз: Ольге трудно контролировать свое поведение, и хотя из данной диагностики сложно сделать однозначный вывод, т.к желательно проводить ее совместно с другими (личностными тестами (Кеттел, Спилберг), проективными методиками), я полагаю ей нужно учиться контролировать свои эмоции и больше доверять людям. Впоследствии, если не будет предпринято с ее стороны никаких действий, ее агрессивность может привести к частым депрессиям, непониманию окружающими, одиночеству. Яркое выявление вербальной агрессии может привести к появлению недругов и замыканию в себе. Методические рекомендации: Исходя из всего вышеизложенного, можно порекомендовать Ольге упражнения на повышения уровня самооценки, чувства уверенности в себе, снятия тревожности. Родителям стоит обратить внимание на вспышки эмоций и попытаться провести ряд бесед на тему "никто не бывает прав всегда". В первую очередь следует снизить чувство вины, т.к это является главной предпосылкой повышенной агрессивности Терминологический словарь Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. (4) Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. (7) Агрессия - открытая неприязнь, вызывающая враждебность (2). Агрессия - сложное явление, обусловленное множеством причин, трудно прогнозируемое и контролируемое (8). Агрессивность - устойчивая черта личности - готовность к агрессивному поведению. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важны также и истолкование намерений окружающих, возможность получения обратной связи, провоцирующее влияние оружия и т.д. Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д. Психологически Агрессивное поведение выступает одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессия вербальная - Форма поведения агрессивного, в коей используется отреагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонент речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний. Агрессия инструментальная - Поведение агрессивное, в коем агрессивные действия не являются выражением состояний эмоциональных: цель действий субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия применяется лишь как средство достижения этой цели. Агрессия косвенная - Поведение агрессивное, направленность коего против некоего лица или предмета самим субъектом агрессии скрывается или не осознается. Агрессия прямая - Поведение агрессивное намеренного характера, цель коего не скрывается. Агрессия реактивная - Возникает как реакции субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. Здесь выделяются: 1) агрессия аффективная; 2) агрессия импульсивная; 3) агрессия экспрессивная. Агрессия физическая - Поведение агрессивное с использование физической силы, направленное против другого субъекта или объекта. Литература
1. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ ред. А.Ф. Кудряшов, Петрозаводск, Петроком, 1992г. 2. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / Российская академия наук. М., АЗЪ, 1993г. 3. Психологические тесты/ ред.А. А. Карелина в 2 томах. / М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002г. Т.2 4. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова/ М., Педагогика-Пресс, 1996г. 5. Р. Берон, Д. Ричардсон. Агрессия. / Спб, Питер. 2000г. 6. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.1. / Вече-Аст, М., 2000г. Стр.21-22 7. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск, Харвест, 1998г. 8. Психологическая энциклопедия.2-е издание / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха / Спб., Питер, 2003 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|