Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие указания о пении тропарей и кондаков на Литургии в седмичные дни (понедельник – пятница), если случатся святые без праздничного знака или шестеричные, для периода пения Октоиха




А. В храме Господском:

В понедельник, вторник и четверг – тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропари рядовых святых – 1 или 2; кондак дня (в четверг – два), кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В среду и пятницу – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропари рядовых святых – 1 или 2; кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесы́йся на Крест…».

Примечание. В среду и пятницу тропарь и кондак храма Господского не поются, так как заменяются дневными.

Б. В храме Богородицы:

В понедельник, вторник, четверг – тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропари рядовых святых – 1 или 2; кондак дня (в четверг – два), кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В среду и пятницу – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропари рядовых святых – 1 или 2; кондак дня: «Вознесы́йся на Крест…», кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В. В храме святого:

Во все дни седмицы – тропарь дня (в четверг – два), тропарь храма, тропари рядовых святых – 1 или 2; кондак дня (в четверг – два), кондак храма, кондаки рядовых святых – 1 или 2. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. Если храм Предтечи, то во вторник тропарь и кондак храма не поются, потому что Предтеча прославляется в дневных тропаре и кондаке; если храм апостольский или свт. Николая, то в четверг тропарь и кондак храма также не поются.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святителей.

Апостол и Евангелие – понедельника, дня (под зачало) и святителей.

Примечание. Если под понедельник (17 января) не совершалось всенощное бдение: Апостол и Евангелие – дня и святителей.

Может произноситься заупокойная ектения.

Примечание. Заупокойная ектения с кадилом На Литургии возможна лишь в том случае, если по входе полагается по Уставу кондак «Со святыми упокой…». В предпразднства, попразднства, воскресные дни, а также в праздники святых со славословием и выше, заупокойной ектении На Литургии не должно быть 4.

Поется «Достойно есть...» 5.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобных, глас 8-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобных, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «В Чермне́м мо́ри…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобных – 3.

На стиховне стихиры преподобных, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – преподобных, глас 4-й: «В по́двизе роди́тельстем…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…».

По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую...».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны преподобных (по дважды).

Полиелей. Величание преподобных и избранный псалом. Седален преподобных по полиелее, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобных, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – преподобных. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобных…». Стихира преподобных, глас 6-й: «Прииди́те, вси ве́рнии...».

Каноны: Богородицы 6 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобных на 8.

Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – седален преподобных, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобных, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобных (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобных, глас 4-й – 4. «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Прииди́те, празднолю́бцы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, приими́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую...».

На часах – тропарь и кондак преподобных.

На Литургии блаженны преподобных, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобных. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобных; кондак храма. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобных.

Апостол и Евангелие – понедельника, дня (под зачало) и преподобных.

Примечание. Если под понедельник (17 января) не совершалось всенощное бдение: Апостол и Евангелие – дня и преподобных.

_____________________________
1 См.: Минея-Сентябрь. М., 2003. С. 834–845.
2 Эти приложения находятся в дополнительной части всех месячных Миней; приложения 1 и 2 используются при пении стихир, а приложения 3 и 4 – тропарей.
3 Богородичны, помещенные во втором приложении Минеи и в Ирмологии, заимствованы из седмичных служб Октоиха соответствующих гласов, причем для вечерни выбраны Богородичны, указанные в Октоихе для вечерних стихир на стиховне (Богородичны стихир на «Господи, воззвах» Октоиха в данные разделы Месячной Минеи и Ирмология не входят).
Существует практика (ср.: Печерская Минея. Киев, 2007. Ч. 1. С. 356–370; Ч. 2. С. 378–392), согласно которой на «Господи, воззвах» вседневной вечерни (кроме среды и пятницы) поется Богородичен по гласу «Славы» из Октоиха, из цикла стихир на «Господи, воззвах» службы соответствующего дня. Такая практика позволяет избежать пения на «Господи, воззвах» Богородична стиховных стихир Октоиха (из приложения Минеи или из Ирмология), а также повторения На вечерне одного и того же Богородична в случае, если славник Минеи на «Господи, воззвах» поется на тот же глас, что и славник стиховных стихир.
4 Ср.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 212–213.
5 Далее в «Богослужебных указаниях» о входном песнопении, Трисвятом, заупокойной ектении и «Достойно есть...» не упоминается, кроме особых случаев. Особенности пения тропарей и кондаков по входе (в седмичные дни при совершении службы Октоиха) в храме Предтечи во вторник и в храме апостолов или свт. Николая в четверг также не оговариваются.
6 Канон Богородицы заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

 

19 января по старому стилю / 1 февраля по новому стилю среда



Среда. Прп. Мака́рия Вели́кого, Еги́петского. Свт. Ма́рка, архиеп. Ефе́сского. Обре́тение мощей прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигоро́дского (службу зри 3 декабря).

Блж. Фео́дора, Христа ради юродивого, Новгородского. Прп. Мака́рия Ри́млянина, Новгородского.

Прп. Мака́рия, постника Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Мака́рия, диакона Печерского, в Дальних пещерах.

День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла1.

Служба прп. Макария Великого шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Марка, архиеп. Ефесского 2 (Б), и порядок соединения служб прп. Макария Великого и прп. Саввы Сторожевского 3 со службой Октоиха (В).

А. На вечерне кафизма 18-я.

Примечание. Если накануне совершалась полиелейная служба прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (вариант Б), стихословится кафизма 9-я (которая не была прочитана На утрене вторника).

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Веселися, Египте…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Юница Нескве́рная...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Дре́ве Живо́т наш зря́щи...».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й 4. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Твое́ предста́тельство...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Твое́ предста́тельство...».

Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобного на 6.

Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – ин кондак преподобного, глас 4-й; седален преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – преподобного, глас 4-й: «Просия́ша до́брая дела́ твоя́…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «а́гнца и Па́стыря...».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Пречи́стая Богоро́дице...».

На часах – тропарь преподобного. Кондаки преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны Октоиха – 4 и преподобного, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь преподобного; кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобного; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобного; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня, четверга (под зачало) и преподобного.

Примечание. Если под четверг (20 января) не будет совершаться всенощное бдение: Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Взира́юще на равноа́нгельное житие́…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Дух Всесвяты́й…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ра́ди...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. По каждой кафизме – седален святителя (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см., например, 20 января, в службе прп. Евфимия Великого, в седальнах по полиелее: «Яко Де́ву...»).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (дважды; см. в седальнах по кафизмах, по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см., например, 20 января, в службе прп. Евфимия Великого, в седальнах по полиелее: «Яко Де́ву...»; или в Минее общей, в «Службе святителю единому», гл. 10, л. 59 об.: «Небе́сную дверь...»). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его возглаго́лет суд». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Марка…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть...».

Каноны: Богородицы 5 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя (два канона) на 8.

Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – ин кондак святителя, глас 4-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см., например, 20 января, в службе прп. Евфимия Великого, в седальнах по 3-й песни канона: «Благодарственное похвале́ние...»).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 1-й и глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Яко в златоистка́нную оде́жду…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...».

На часах – тропарь святителя. Кондаки святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя; кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя.

Апостол и Евангелие – дня, четверга (под зачало) и святителя.

Примечание. Если под четверг (20 января) не будет совершаться всенощное бдение: Апостол и Евангелие – дня и святителя.

В. На вечерне кафизма 18-я.

Примечание. Если накануне совершалась полиелейная служба прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (вариант Б), стихословится кафизма 9-я (которая не была прочитана На утрене вторника).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Макария, глас 4-й – 3, и прп. Саввы, глас 6-й – 3. «Слава» – прп. Макария, глас 8-й: «Весели́ся, Еги́пте…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Юница Нескве́рная...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – прп. Макария, глас 6-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Дре́ве Живо́т наш зря́щи...».

По Трисвятом – тропарь прп. Макария, глас 1-й 6. «Слава» – тропарь прп. Саввы, глас 8-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «а́гнца, и Па́стыря...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь прп. Макария, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь прп. Саввы, глас 8-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «а́гнца, и Па́стыря...».

Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), прп. Макария на 4 и прп. Саввы на 4.

Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 2, с. 653.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (прп. Саввы).

По 3-й песни – кондак и икос прп. Саввы; седален прп. Саввы, глас 4-й. «Слава» – седален прп. Макария, глас 1-й, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Нескве́рная а́гница...».

По 6-й песни – кондак и икос прп. Макария, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха, светилен прп. Макария. «Слава» – светилен прп. Саввы, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – прп. Макария, глас 4-й: «Просияша до́брая дела́ твоя́…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «а́гнца и Па́стыря...».

По Трисвятом – тропарь прп. Макария, глас 1-й. «Слава» – тропарь прп. Саввы, глас 8-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Плод чрева Твоего...».

На часах – тропарь прп. Макария. «Слава» – тропарь прп. Саввы. Кондаки прп. Саввы и прп. Макария читаются попеременно.

На Литургии блаженны Октоиха – 4, и прп. Макария, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь прп. Макария, тропарь прп. Саввы; кондак прп. Макария, кондак прп. Саввы. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь прп. Макария, тропарь прп. Саввы; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак прп. Макария, кондак прп. Саввы. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь прп. Макария, тропарь прп. Саввы; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак прп. Макария, кондак прп. Саввы. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и прп. Макария.

Апостол и Евангелие – дня, четверга (под зачало) и прп. Макария.

Примечание. Если под четверг (20 января) не будет совершаться всенощное бдение: Апостол и Евангелие – дня и прп. Макария.

_____________________________
1 По случаю дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершается благодарственное молебное пение. При его совершении можно руководствоваться находящимся в Требнике чином «Благодарения о получении прошения и о всяком благодеянии Божии».
2 См.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. С. 114–130.
3 По Типикону служба прп. Саввы Сторожевского не имеет праздничного знака.
4 В Минее-Январь (Ч. 2. М., 1983, 2002. С. 105) опечатка: вместо 1-го гласа указан глас 4-й (ср.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 233; Типикон, 19 января).
5 Канон Богородицы заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).
6 В Минее-Январь (Ч. 2. М., 1983, 2002. С. 105) опечатка: вместо 1-го гласа указан глас 4-й (ср.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 233; Типикон, 19 января).

 

20 января по старому стилю / 2 февраля по новому стилю четверг



Четверг. Прп. Евфи́мия Великого.

Свт. Евфи́мия, Патриарха Те́рновского, Бо́лгарского.

Прп. Евфи́мия Архангелогоро́дского. Прп. Евфи́мия, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Лавре́нтия, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

По Типикону, если изволит настоятель, в честь прп. Евфимия Великого совершается всенощное бдение.

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 1-й и глас 4-й – 8 (стихира: «Иже из чре́ва ма́терня освяще́н...» – дважды) 1. «Слава» – преподобного, глас 3-й: «Освяще́н быв Бо́гу…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На литии стихира храма и литийные стихиры преподобного, глас 2-й. «Слава» – преподобного, глас 4-й: «Просия́ша до́брая дела́ твоя́…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…».

На стиховне стихиры преподобного, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Блажи́м Тя, Богоро́дице Де́во, и сла́вим…» (см. прил. 2-е, «В среду вечера»).

По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды); при полиелее – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Евфи́мия…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…».

Каноны: Богородицы 2 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного (два канона) на 8.

Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Монахов множества...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. Поскольку в честь преподобного совершалось всенощное бдение, по входе На Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

Апостол и Евангелие – преподобного (рядовые чтения переносятся на среду 19 января).

Примечание. Если в честь прп. Евфимия Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения):

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

_____________________________
1 Ср.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 238.
2 Канон Богородицы заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

 

21 января по старому стилю / 3 февраля по новому стилю пятница



Пятница. Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Грека.

Мчч. Евге́ния, Канди́да, Валериа́на и Аки́лы. Ватопе́дской иконы Божией Матери, именуемой «Отра́да», или «Утеше́ние».

Служба прп. Максима Исповедника и мч. Неофита не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Максима Грека (Б).

А. На вечерне кафизмы нет.

Примечание. Если в четверг (20 января) в честь прп. Евфимия Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 15-я (которая не была прочитана На утрене четверга).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и мученика, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «а́гнца Своего́...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Что зри́мое виде́ние...».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), преподобного на 4 и мученика на 4.

Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 2, с. 653.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – ин кондак преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 5-й. «Слава» – седален мученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Своего́ Сы́на…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й, «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́...».

На часах – тропарь преподобного. «Слава» – тропарь мученика. Кондаки преподобного читаются попеременно.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святых.

Апостол и Евангелие – дня и святых.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 2-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 1-й: «В преставлении твоем…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас тот же: «До́ме Святы́я Тро́ицы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Дом Божий…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Егда́ страда́ния…».

Каноны: Богородицы 1 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Минеи, глас 3-й: «Спаси́ нас…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради...».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

_____________________________ <
1 В Минее предписывается петь «кано́н Пресвяте́й Богоро́дице ради Ея́ ико́ны, нарица́емыя Ватопе́дския» (см.: Минея-Январь. Ч. 2. С. 227–233).

 

22 января по старому стилю / 4 февраля по новому стилю суббота



Суббота. Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия Пе́рсянина.

Прп. Мака́рия Жабы́нского, Беле́вского чудотворца.

Прмч. Анаста́сия, диакона Печерского, в Ближних пещерах.

Служба ап. Тимофея и прмч. Анастасия Персянина не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 1-й – 3, и преподобномученика, глас тот же – 3. «Слава» – апостола, глас 8-й: «Бо́гом предопределе́н…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Спасе, не постыди мене…», 3-й: «Слава Тебе, Христе Боже…», 4-й: «Святи́и му́ченицы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов) 1; стих: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их...», и стихира апостола, глас 1-й: «Свети́льника ве́рных...». «Слава» – преподобномученика, глас 2-й: «Возвели́чил еси, Христе́…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Спаси́ от бед...».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».

На малом повечерии – поется служба сщмч. Климента (и мч. Агафангела), с 23 января (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри») 2.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».

Кафизмы 16-я и 17-я 3. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском, Богородицы и святого – канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что Устав не предусматривает пение канона на 3, за исключением уникальных богослужений утрени воскресного дня и дней сырной седмицы.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – седален апостола, глас 4-й. «Слава» – седален преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святых, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен святых. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Память святых Твоих…», 2-й: «Посреде судища…», 3-й: «Еди́но ды́шуще…»; припевы обычные со стиховны – см. Часосл<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...