Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информация, получаемая из окружающей обстановки




Я-концепция

С индивидуально-психологической точки зрения социализация является процессом развития собственного Я, уникальной личностной идентичности. В ходе этого процесса общество, в котором мы живем, становится частью нас с раннего возраста.

 

Ценности этого общества формируют наши идеалы и цели, направляют определенным образом наше поведение. Существует несколько теорий социализации, рассматривающих процесс формирования нашего Я посредством взаимодействия с другими людьми (Coser et al., 1987). Обратимся к этим теориям.

 

Я-концепция и самооценка

 

Как бы мы ни определяли личность, ее понимание в любой современной концепции исходит из тенденции видеть в самом индивиде главный источник регуляции собственного поведения. Сознание как состояние собственного бытия отличает человека от других живых существ. Важнейшим проявлением сознания каждого человека как своеобразного отражения реальности является самосознание. Это выделение человеком себя из окружающего мира, противопоставление себя (своего Я) всему другому (не-Я), осознание себя, своих целей, действий, переживаний, собственного внутреннего мира.

Самосознание, или «психологическое состояние, в котором человек воспринимает себя как объект внимания» (Franzoi, 1996, р. 61) начинает формироваться очень рано.

 

Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Me), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (Г).

«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

- духовное «Я»;

- материальное «Я»;

- социальное «Я»;

- телесное «Я».

Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

 

 

Дальнейшее развитие теории «Я-концепции» шло в направлении унификации концептуально-терминологического аппарата для описания «Я-концепции» и поисков надежных эмпирических референтов для изменения, результатом чего стало представление ее как совокупности, или структуры установок индивида на самого себя (Р. Бернс). Установки группируются в три категории:

- реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);

- социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди)

идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть).

 

В основе характера человека лежит Я-концепция. Я-концепциясовокупность представлений Л о себе и своем месте в мире.

 

Я-концепция - предпосылка и следствие социального взаимодействия. Это - не статическое, а динамическое образование личности, основа формирования его социального поведения и черт характера. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ Я, а множество сменяющих друг друга образов, обретающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия.

 


 

В целом под Я-концепцией понимают совокупность установок. Большинство исследователей выделяют в структуре Я-концепции 3 компонента:

1) Когнитивные компоненты - Я-образ, он складывается из

реальное Я – каким сам себя представляет ч на данный момент,

социальное Я – как по мнению Ч, его представляют др.,

идеальное Я – каким Ч хотел бы видеть себя сам.

2 ) эмоционально-оценочный компонент - самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и др. – суждения на основе

- социокультурных стандартов и норм,

- социальные реакции людей на Ч,

- индивидуальные критерии и стандарты.

3) Конативный (поведенческий, волевой) компонент: стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус, уклониться от критики и т.д.

 

Все эти компоненты являются источником формирования самооценки, что является основой развития социально значимых черт Л у Ч, и являются основой проявления черт Х.

 

Каждый из нас не только видит себя определенным образом, но также оценивает себя и свое поведение. Такой оценочный аспект Я называется самооценкой.

Самооценка личности - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

 

По данным исследований (Taylor et al., 1994), люди с высокой самооценкой

- думают о себе хорошо,

- ставят перед собой соответствующие цели,

- принимают во внимание мнения других людей для увеличения своих успехов,

- хорошо справляются с трудными ситуациями.

 

Люди с низкой самооценкой, с другой стороны,

- не очень хорошо думают о себе,

- часто выбирают нереалистические цели или вообще уклоняются от каких-либо целей,

- с пессимизмом смотрят в будущее и

- враждебно реагируют на критику или другие виды негативной обратной связи.

 

Вдобавок к общей самооценке каждый человек имеет специфические, парциальные, оценки своих способностей в отдельных сферах. Например, какой-либо студент может иметь высокую самооценку в целом, но при этом знать, что ему трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми и он не очень музыкален. Другой студент может иметь низкую самооценку в целом, но знать, что он является хорошим вратарем факультетской футбольной команды.


Формирование Я-концепции

 

З нания о собственном Я человек получает из многих источников.

В течение детства на нас воздействуют определенным образом родители и другие члены семьи, учителя, друзья, знакомые, которые могут выступать как авторитеты. Так, ребенок, которого родители водят на абонементные концерты в филармонию, может прийти к мысли о себе как культурном человеке. Мальчик, занимающийся с успехом в детской футбольной школе, может со временем считать себя ловким и спортивным. Социализация, формирующая ранний опыт личности, закладывает определенную основу наших знаний о себе, Я-концепцию.

 

По данным ряда исследований (Taylor et al., 1994), чувство Я начинает формироваться с младенчества, начиная с осознания ребенком того, что он является отдельным индивидом. В раннем возрасте мы обладаем довольно ясным пониманием своих личностных качеств и самооценкой. Более того, многие изменения, происходящие в среднем и даже позднем возрасте, могут влиять на Я-концепцию личности.

 

Откуда люди получают знания о собственном Я, из ряда источников. Это ранняя социализация, оценки других людей, самонаблюдение, наблюдение за поведением других людей и соответствующие сравнения, членство в различных социальных группах, включая ту или иную этническую общность.

 

Отраженная оценка

Обратная связь

Самовосприятие

Информация, получаемая из окружающей обстановки

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...