Гласные звуки артикуляция гласных
Стр 1 из 3Следующая ⇒ НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ (УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ) Главная особенность произношения слова в русском языке — четкое произнесение гласных в ударном слоге. Что же касается безударных гласных, то все они изменяются по длительности — количественно, а некоторые изменяются и качественно. В русском языке ударение свободное, не прикрепленное к одному определенному слову (начальному, предпоследнему или конечному), как это можно наблюдать в ряде других языков. Разноместность ударения в русском языке представляет большие трудности при освоении норм литературного произношения. Роль ударного слога в слове выступит наглядно, если рассмотреть группы слов, имеющих одинаковое написание, но значение которых зависит от места ударения, например: паром паром скачки скачки дорогой дорогой броня броня острота острота безобразный безобразный пропасть пропасть целую целую Задание Подберите слова, у которых изменение ударного слога меняет их значение. Работая над своей речью, следует особое внимание обращать ** те слова, которые в быту часто произносятся с неправиль-^м Ударением. К распространенным ошибкам относится, на-"Ример, неправильное ударение в слове звонить: «звонишь»,
«звоните», «позвоните» вместо звоню, звонишь, звоните, позвоните. С первых занятий студентам надо усвоить, что многие глаголы, например, понять, отнять, принять, отдать, взять и др., в форме прошедшего времени женского рода требуют ударения на конце слова: поняла, отняла, приняла, взяла, отдала, а не «поняла», «отняла», «приняла», «отдала», «взяла», а употребляя форму прошедшего времени мужского рода следует говорить понял, отдал, отнял, а не «понял», «отдал», «отнял».
Задание Для освоения правильного произношения подобных слов просклоняйте глаголы:
позвоним позвоните позвонят мы приняли вы приняли они приняли В современном русском языке возможны варианты произношения. Например, имя существительное деньги в творительном и предложном падежах, согласно нормам русского современного произношения, следует произносить с ударением на втором слоге: деньгами, о деньгах, но можно ставить ударение и на первом слоге: деньгами, о деньгах. Произнесение этого слова с ударением на первом слоге в словаре указывается как допустимое. Для отработки произношения гласных в ударном слоге мы предлагаем следующие слова: Изверг. Эрос. Астра. Остров. Устрицы. Иволга. Эпос. Арфа. Образ. Угол. Работая с этими словами, произнося их вслух, следите, чтобы темп вашей речи не был быстрым. Произносите каждое слово осмысливая его значение. Мы сознательно поставили здесь точки. Это означает, что каждое слово представляет собой отдельную смысловую единицу и, произнося его вслух, надо ставить точку голосом (точка требует понижения голоса). В тех случаях, когда смысл какого-либо слова вам непонятен, рекомендуем пользоваться толковым словарем русского ЛИ- тературного языка. Можно также пользоваться любым словарем русского литературного языка. В настоящее время наиболее распространенным является «Словарь русского языка» С.И.Ожегова (М., 1963, любое переиздание). Необходимые сведения по вопросам ударения вы найдете в специальных словарях. Таковыми в настоящее время являются «Русское литературное произношение и ударение» (под ред. Р.И.Аванесова и С.И.Ожегова. —М., 1955; 1960), «Словарь ударений для работников радио и телевидения» (под ред. Д.Э.Ро-зенталя. — М., 1967). Эти словари будут вам чрезвычайно полезны для занятий по освоению норм русского литературного произношения.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ АРТИКУЛЯЦИЯ ГЛАСНЫХ Хорошая дикция — качество речи, необходимое для людей всех «речевых профессий». Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов, фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного звуков. Залогом хорошей дикции, внятного и четкого произношения звуков, слов, фраз является прежде всего правильная артикуляция каждого звука. Задание по дикции Прежде чем начинать тренироваться в произношении гласных и согласных звуков, полезно всякий раз выполнять подготовительные упражнения для губ и языка. Гимнастика для губ 1. Раскрыть рот. Положить два пальца ребром один на другой и на это расстояние опустить нижнюю челюсть. Язык положить плоско, корень языка опустить, мягкое нёбо (маленький язычок) приподнять. Если челюсть опускается плохо, поставить локти на стол, подбородком опереться на кисти рук, и, опуская нижнюю челюсть, стараться преодолеть препятствие, которое создано руками. 2. Верхнюю губу подтянуть кверху, обнажая верхние зубы; Десны верхних зубов не должны быть видны. В момент подтягивания губы мышцы лица находятся в спокойном состоянии, 3Убы не сжаты.
3. Нижнюю губу оттянуть к нижним деснам обнажая нижние зубы; челюсть не напряжена. 4. Чередовать движения верхней и нижней губ: а) верхнюю губу поднять (открыть верхние зубы), б) нижнюю губу опустить (открыть нижние зубы), в) верхнюю губу опустить (закрыть верхние зубы), г) нижнюю губу поднять (закрыть нижние зубы). Во время этих упражнений челюсть свободна, зубы не сжаты. 5. И.п.: рот слегка раскрыт (челюсть слегка опущена). Все внимание должно быть направлено на скользящее движение верхней губы. 6. И.п.: то же, что в упражнении 5. Крепко натягивать нижнюю губу на нижние зубы, закрывая их, так чтобы край губы загибался внутрь рта. Ненадолго задержав губу в таком положении, оттянуть ее вниз, обнажая нижние зубы, и вернуть в исходное положение.
7. Делать скользящее движение обеими губами одновременно. Исходное положение и характер движений такие же, как в упражнениях 5, 6. Гимнастика Для языка 1. И.п.: рот широко раскрыт; язык лежит плоско, с небольшим углублением в спинке; кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опущен, как в момент зевка. Высунуть язык как можно дальше изо рта, а затем втягивать как можно глубже, так чтобы образовался лишь мышечный комок, а кончик языка стал незаметным. Затем язык возвращается в исходное положение. 2. И.п.: то же, что в упражнении 1. Нижняя челюсть неподвижна. Кончик языка то поднимается и прижимается к корням верхних передних зубов, то опускается, возвращаясь в исходное положение. 3. И.п.: то же, но рот полуоткрыт. Высовывать язык наружу ♦лопатой» (языку придается плоская, широкая форма), так чтобы он своими боковыми краями касался уголков рта. Затем вернуть язык в исходное положение. I
4. И.п.: то же, что в упражнении 3. Высовывать язык наружу «жалом» (языку придается максимально заостренная форма). Затем вернуть язык в исходное положение. 5. Поочередно высовывать язык то «лопатой», то «жалом». 6. И.п.: рот полуоткрыт. Присасывать язык к нёбу, затем отрывать его со щелканьем. 7. И.п.: рот широко открыт. Кончик языка «жалом» поднимать вверх, касаясь альвеол верхних зубов, затем опускать, касаясь альвеол нижних зубов. Челюсти при этом не сближаются. (В дополнение к этим упражнениям вы найдете другие в любом учебнике по технике речи.) Ежедневная тренировка в течение 5—7 мин артикуляционной гимнастики должна войти в обязательный, так называемый «артикуляционный туалет», и служить подготовительной работой для занятий по технике речи. Некоторые студенты, отрабатывая упражнения артикуляционной гимнастики, сопровождают их движениями лба, глаз, бровей, а иногда — движениями ног, головы, даже раскачиваниями туловища. Необходимо с первых же занятий по технике речи следить, чтобы лоб, брови, глаза, мышцы шеи и корпуса были не напряженными, свободными, как в процессе артикуляционной гимнастикой, так и во время работы над дикцией и литературным произношением.
Упражнения артикуляционной гимнастики следует выполнять медленно, постепенно разогревая мышцы речевого аппарата. Быстрый темп вызывает напряжение, мышц. Чтобы усвоить правильные движения артикуляционной гимнастики, рекомендуем пользоваться маленьким зеркалом, которое у вас должно быть всегда под руками. Характер каждого гласного определяется положением языка, губ, нижней челюсти. Струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через ротовую полость между языком и нёбом, не встречая препятствий, и в зависимости от положения, которое занимает язык, и от формы губ получается определенный гласный звук. В русском языке 6 гласных звуков: и, э, а,о,у,ыи4 йотированных звука: е (йе),я (йа), ё (йо), к> (йу). (Заметим, что в некоторых учебниках йотированные гласные Называют мягкими. Это определение неверное: мягких гласных в русском языке нет — есть только мягкие согласные.) Е, я, ё, ю не обозначают самостоятельные гласные звуки: они либо свидетельствуют о мягкости предшествующего согласного (пел, мял — в отличие от пол, мал), либо передают на письме два звука: е (йе), ё (йо), я (йа), ю (йу) (ел, яма, ёлка, пью). Первый из этих звуков, обозначаемый в транскрипции как [й], является согласным звуком. В зависимости от участия губ в образовании гласных звуков они делятся на лабиализованные, или губные, и нелабиализованные. В русском языке два лабиализованных звука: о— у (при произнесении губы округляются и несколько выдвигаются вперед), остальные гласные звуки нелабиализованные. Рассмотрим артикуляцию гласных звуков и согласного звука й. И — при произнесении звука рот слегка раскрыт, зубы обнажены. Кончик языка касается нижних передних зубов, спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот. Э — рот раскрыт больше, чем при произнесении звука it, зубы обнажены. Кончик языка находится у нижних зубов, но не касается их. Спинка языка приподнята к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот. А — нижняя челюсть опущена, рот раскрыт в вертикальном направлении на два пальца, края передних зубов чуть-чуть обнажены. Язык лежит плоско у нижних зубов. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.
О — губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Язык оттянут назад. Спинка языка поднята к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух свободно проходит через рот. У — губы выдвинуты вперед и имеют округлую форму. Язык оттянут назад больше, чем при произнесении звука о. Спинка языка высоко поднята к нёбу; корень языка сильно отодвинут к задней стенке глотки. Мягкое нёбо закрывает проход в нос; воздух проходит через рот. Ы — рот раскрыт, как при произнесении звука и; задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу, кончик языка оттянут назад. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот. Необходимо заметить, что внутриглоточная артикуляция находится в прямой зависимости от положения языка и губ. Пря произнесении и ротовая полость имеет наименьший объем, а глоточная — наибольший. При произнесении звука а рот максимально, а глоточная полость — минимально. Й — зубы обнажены, как при произнесении гласного «. Кончик языка касается нижних зубов, а спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. При произнесении каждого йотированного гласного спинка языка сначала активно поднимается к твердому нёбу, а затем принимает положение, характерное для артикуляции основного гласного. Губы также занимают положение, как при произнесении основного гласного: я — как на звуке а; е — как на звуке э; е — как на звуке о;ю — как на звуке у. При наличии какого-либо искажения в произношении гласных, ищите причину в работе артикуляционных органов. Отрабатывать произношение гласных звуков рекомендуется двумя способами: вслух и беззвучно. При беззвучном способе мы как бы мысленно произносим каждый слог, внимательно следим за положением языка и движениями губ, чем способствуем формированию внутренней артикуляции. Движения органов речи должны быть ненапряженными, легкими, мягкими, эластичными. Для приобретения более полных и глубоких знаний о гласных звуках мы рекомендуем следующую литературу: Дмитриев Л.Б. Гласные в пении // Вопросы вокальной педагогики. — М., 1962. — Вып. 1; Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. — М., 1962; Морозов В.П. Тайны вокальной речи. — М., 1967. Сведения, которые вы найдете в этих изданиях, помогут вам с первых же дней занятий по технике речи научиться следить за звучанием голоса, за формированием звука в процессе речи, за правильным голосоведением. Рекомендуем на первых порах, работая над гласными звуками, а в дальнейшем и над согласными, пользоваться маленьким зеркалом, чтобы проверять положение органов артикуляционного аппарата и не допускать никаких лишних движений. Необходимо следить, чтобы шея была свободной, отсутствовало напряжение лицевых мускулов, не поднимались брови, на лбу не было морщин. Между всеми разделами работы по технике речи существует тесная взаимосвязь. Занимаясь гласными звуками, а в дальней- шем и согласными, необходимо следить за дыханием и звучанием голоса. Рекомендуется каждое упражнение на гласные звуки проговаривать на одном дыхании, как целое предложение с точкой в конце. Не произносите упражнение, «ставя точку» после каждого гласного. При произнесении упражнений на гласные звуки следите за направлением звука, за его полетностью, добивайтесь правильного посыла звука; необходимо устранять так называемое открытое звучание, носовое звучание и следить за тем, чтобы гортань была свободной. Верная артикуляция, свободное положение шеи и гортани имеют большое значение не только для хорошей дикции, о чем говорилось выше, но и для правильного звучания голоса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|