IV. Коммуникация в менеджменте.
II. Виды коммуникаций. Коммуникации в организации представляют собой сложную многоуровневую систему связей внутри организации и между ее подразделениями (внутренняя коммуникация), и вокруг нее (внешнюю коммуникацию) с конкурентами, клиентами, кредиторами, общественностью и т. д. Коммуникацией с внешней средой занимаются специальные отделы по связи с общественностью («паблик рилейшнз»). Внутренняя коммуникация делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная коммуникация идет как по нисходящей (сверху сообщается подчиненным о стратегических и тактических целях, задачах), так и по восходящей (информация передается в обратном направлении, с помощью нее сообщается о результатах выполнения принятых решений, возникающих препятствиях по их реализации, предложениях по их разрешению). Социологические исследования свидетельствуют, что две трети коммуникативной деятельности руководителя составляет нисходящая коммуникация, ориентированная на сообщение подчиненным цели и задачи их деятельности, выделение ее приоритетов; на передачу им распоряжений, установок, требований; доведение до них критериев эффективности работы и ее оценки; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации эффективного труда и т. п. Горизонтальная коммуникация в отличие от вертикальной устанавливается между равноуровневыми, равноправными сотрудниками и подразделениями организации. Как показывает практика, чем больше прав делегируется руководством на низшие уровни иерархии управления, тем выше эффективность горизонтальной коммуникации. Есть и другие классификации коммуникации. Выделяют формальные и неформальные коммуникации. Одним из первых, кто попытался сформулировать принципы деловых формальных коммуникаций в организации, был Анри Файоль. По его мнению, коммуникации представляют собой однонаправленный акт передачи информации по иерархической вертикали формальной структуры. Согласно принципам коммуникации, с одной стороны, предписывалась необходимость использовать все формально-иерархические звенья при передаче информации, запрещалось прерывать линии коммуникации и «перепрыгивать» при передаче информации «через голову непосредственного руководителя», а также требовалось, чтобы устройство системы коммуникаций позволяло любому работнику передавать сообщение вверх или вниз по иерархии. А с другой – допускались наиболее короткие взаимодействия между работниками разного функционального назначения, но находящимися на одном иерархическом уровне («мостик Файоля»). А. Файолем была также впервые сформулирована проблема «информационной перегрузки» и «закупорки каналов информации».
Неформальные коммуникации в отличие от формальных возникают спонтанно; они основаны на личных и нерегламентируемых взаимоотношениях. Большой вклад в изучение неформальных коммуникаций был внесен представителями школы человеческих отношений Э. Мэйо, Р. Ротлисбергером, У. Диксоном, Д. Макгрегором, Р. Лайкертом, К. Арджирисом, Ч. Барнардом. Они обратили внимание на то, что коммуникации в организации не ограничиваются официальными сообщениями, и указали на важную роль неформальной структуры отношений в организации деловых коммуникаций и на двусторонний характер коммуникации. Ч. Барнард выделял роль неформальных организаций в передаче неофициальных сообщений (слухов). Информация подобного порядка, как известно, отличается обширностью аудитории и высокой степенью распространения в условиях сравнительно меньшей достоверности.
Неформальную коммуникацию можно классифицировать по следующим основаниям: • неформальные элементы общественного мнения (слухи, сплетни, толки, пересуды, байки, молва); • фальсифицирующие элементы информационного пространства (дезинформация, ложь, обман, доносы, наговоры, клевета); • интерпретативные элементы неформальной коммуникации (домыслы, догадки); • фольклорно-ментальные элементы неформальной коммуникации (мифы, легенды, поверья); • публичные элементы (публичные дискуссии, переговоры, скандалы); • сатирические элементы общественного мнения (сатира, ирония, афоризмы, анекдоты, частушки, «веселая брань», насмешки, шутки); • графические формы выражения общественного мнения (граффити, шаржи, карикатуры). Неформальная коммуникация осуществляется в разнообразных формах – вербальной (речевой) и невербальной, осуществляемой с помощью жестикуляции, мимики, поз, взглядов, внешнего вида говорящего, экспрессивности подачи информации (с равнодушием или неприязнью). При рассмотрении видов коммуникаций можно выделить также такие, как: • межличностная (между двумя индивидами); · организационная (внутригрупповая); • групповая (между социальными группами); · массовая (в обществе в целом); • межкультурная (между представителями различных культур). На основании соответствия конкретной сфере человеческой деятельности различают также коммуникативные сферы, под которыми понимаются социально обусловленные области коммуникативного поведения: -обиходно-бытовая, - деловая, -научная, -художественно-творческая, -профессиональная. III. Модели и функции. В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Американский социолог Г. Лассуэл (1948 г.) разработал линейную модель коммуникации (классическая), которая включает пять элементов: 1) кто? (передает сообщение) - 2) что? (передается) - 3) как? (осуществляется передача) - 4) и кому? (направлено сообщение) - 5) с каким эффектом? Лассуэл выделяет следующие компоненты коммуникационного процесса: • источник коммуникации (коммуникатор, т. е. отправитель сообщения); • сообщение (содержательная сторона коммуникаций);
• канал (способ и средство передачи сообщения); • аудитория (адресат, мишень); • эффективность (уровень передачи и приема интенций). Г. Лассуэл выделил три основные функции коммуникации как процесса по своей сути управленческого: • наблюдение за окружающей средой, для выявления угрозы представляемому обществу и определения возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и/или его составных частей; • корреляция соотношения составных частей этого общества при его реализации на «поведение» окружающей среды; • передача социального наследия от поколения к поколению. В продолжение рассмотрения формулы Лассуэла можно выделить несколько общих факторов эффективности коммуникации.
Процесс коммуникации требует, чтобы идеи или функции общения, взаимодействия были тщательно сформулированы, понятны и приняты, переведены в средства письма или речи и затем переданы. Вы должны быть уверены, что человек, получивший послание, понимает и в состоянии понять, что должно быть им понято. Это зависит от многих факторов. Известны 12 основных препятствий на пути полноценной коммуникации:
Модель Лассуэла имеет некоторые недостатки: в ней акцент делается только на активности коммуникатора, а реципиент оказывается лишь объектом коммуникационного воздействия. Однако коммуникация – это процесс, который должен позволить достигнуть определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. Это важное обстоятельство в модели Лассуэла упущено. Поэтому в дополнение к бихевиористической модели Лассуэла в середине 50‑х гг. XX в. появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом. Ньюкомб исправляет предыдущие ошибки в исследовании коммуникативного процесса, признавая равноправность субъектов коммуникации – и коммуникатора, и реципиента, связанных как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффект же коммуникационного взаимодействия проявляется в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что фактически означает расширение либо, напротив, сужение возможностей их взаимопонимания и сотрудничества. Такой подход выдвигает на первый план достижение согласия между партнерами по коммуникации. А коммуникация представляет собой такой обмен идеями, символами, значениями, ценностями, благодаря которому, согласие поддерживается, развивается или разрушается. Канадский социолог Г. Маклуэн разработал Общую теорию коммуникации, которая базируется на идее о том, что развитие коммуникативных средств определяет как общий характер культуры, так и смену исторических эпох. Маклуэн положил в основу развития коммуникационного процесса эволюцию технических средств, выделив следующие этапы его развития: • возникновение речи и мифологического сознания. Это эпоха племенных культур, когда общение людей было ограничено рамками устной речи и мифологическим мышлением, придававшим миру целостность, но вместе с тем локальность и замкнутость; • появление письменности, что отразилось на изменении и типе коммуникации. Введение письменности способствовало надежному сохранению прошлого опыта, значений, знаний и представлений; к тому же возникла возможность принятия новых элементов, хотя бы путем дополнения к прежнему тексту или иной интерпретации старого, которая также может фиксироваться в новом тексте;
• изобретение И. Гутенбергом в XV в. печатного станка, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств; · широкое распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации, которые преобразуют саму среду, в которой живет и общается современное человечество, резко расширяют масштабы и интенсивность его коммуникационных связей со всем миром. Среди функций коммуникации можновыделить: • информативную, или инструментальную, которая проявляется в циркуляции информации и упорядочении информационных потоков; • интегративную, выраженную в обеспечении связи между различными видами человеческой деятельности, организации обмена деятельностью между людьми и группами; • дестабилизирующую, направленную на создание условий для социальной напряженности и конфликтности в обществе; • культурологическую, проявляющуюся в обеспечении преемственности развития материальной и духовной культуры, трансляции накопленного опыта; • экспрессивную – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний; • контактную – установление и поддержание коммуникативного контакта; • регулятивную – социализация и воспитание, социальный контроль, внедрение социальных норм. IV. Коммуникация в менеджменте. Налаживание эффективной коммуникации - одна из важнейших функций менеджмента, поскольку именно с ее помощью достигается единство организации в достижении общей цели, взаимопонимание с партнерами. Любая организация, стремящаяся занять на рынке определенную нишу, должна позаботиться о собственной индивидуальности. К составляющим этой индивидуальности, наряду с фирменным поведением и фирменным дизайном, относится и фирменная - маркетинговая коммуникация. Маркетинговую коммуникацию фирмы обеспечивают: Цели маркетинговой коммуникации:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|