Тема 3. Познание как субъект-объектное отношение. Субъект познания.
ПЛАНЫ Семинарских занятий по курсу «ГНОСЕОЛОГИЯ» Для студентов второго курса отделения философии Составитель – проф. Сокулер З.А.
Москва 2012
Тема 1. Гносеология как философская дисциплина 1. Предмет гносеологии и ее место в системе философского знания. Дилемма гносеологизма и онтологизма. Соотношение гносеологии и онтологии. 2. Современная познавательная ситуация и ее характерные черты. 3. Соотношение гносеологии и конкретных наук, исследующих познавательные способности человека и процесс познания. 4. Основные гносеологические стратегии. 5. Дилемма гносеологического оптимизма или скептицизма. Защита скептической позиции Д.Юмом. Современные формы скептицизма (познаваемая реальность — человеческий конструкт).
Литература обязательная [1]: Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М., 2005. Раздел «Теория познания». Гл.1, 2. «Агностицизм» // Новая философская энциклопедия. Т.1. Фоллмер Г. Мир как мое представление? Спор реализма и солипсизма // Эпистемология и философия науки, 2009. Т.20, № 2. С.62 – 81. Юм Д. О скептицизме и о других философских системах // Юм Д. Трактат о человеческой природе. Ч.4, гл.1. Соч. в 2-х тт. Т.1. М., 1966. С. 289 – 297. Более новое издание: Юм Д. Трактат о человеческой природе. М.: Канон, 1995. Ч. IV, гл.1,2.
Литература дополнительная: Ахутин А.В. Экзистенция познания // Философия науки в историческом контексте. СПб., 2003. С.73 – 100. Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб., 2003. С. 104 – 108; 338 – 344.
Тема 2. Источники человеческого знания о мире
Семинар 2.1. 1. Антитеза эмпиризма и рационализма. Понятия априорного и апостериорного знания.
2. Основные представители эмпиризма и рационализма в философии XVII века и их взгляды. 3. Споры вокруг «врожденных идей»: доводы «за» и «против», их доказательная сила 4. Различение первичных и вторичных качеств, идей внешнего чувства и идей рефлексии, простых и сложных идей в учении сенсуализма (Дж.Локк): какие проблемы призвано разрешить каждое из этих различений? 5.. Сильные и слабые стороны рационализма в объяснении познания. 6. Сильные и слабые стороны сенсуализма в объяснении познания
Литература обязательная: Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т.1. М., 1989. С.78 – 91; 325 - 326. Т.2. С. 16 – 43. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении // Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х тт. Т.2. М., 1983. С.70 – 108; 363 – 399. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Локк Дж. Соч. в 3-х тт. Т.1. М., 1985. С.96 –153. Платон. Теэтет // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. Т.2. М., 1993. С.197 – 245. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Соч. в 2-хтт. Т.1. С. 289 – 331. Более новое издание: Юм Д. Трактат о человеческой природе. М.: Канон, 1995. Ч. IV, гл.1,2.
Литература дополнительная: Беркли Дж. Три разговора Гиласа с Филонусом // Беркли Д. Сочинения. М., 1978. Кондильяк Э. Трактат об ощущениях // Кондильяк Э. Соч. в 3-х тт. Т.2. М., 1982. Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия. М., 1993. С.33 – 50.
Семинар 2.2. 1. Изменения в понятии априорного, произведенные Кантом. Что является критерием априорности знания, согласно Канту? 2. «Синтетические суждения априори» и их роль в познании. В каких сферах познания Кант обнаруживает такие суждения?
Литература обязательная: Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике…(любое издание) §§ 5 –30. Кант И. Критика чистого разума. Предисловие ко второму изданию. М., 1998. – С. 30 – 36 (или: Кант И. Соч. в 6 тт. Т.3. М., 1964. С. 84 – 88). Философия науки / Под ред. Липкина А.И. М., 2007. Гл. 2: §§ 2.1. – 2.5.
Литература дополнительная: Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. М., 1997. С.7 –39; 103 – 198. Семинар 2.3.
Литература обязательная: Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М., 2005. Раздел «Теория познания». Гл. 8. Гл. 9 §1. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. С. 103 – 136. Глазерсфельд Э. фон. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. 2001, № 4. С.59 – 81. http://www.philos.msu.ru/vestnik/philos/art/2001/glazers-introd.htm Кант И. Пролегомены …§§40 – 44, 57. Лоренц К. Кантовская доктрина априори в свете современной биологии // Человек, 1997, № 5. http://ihtik.lib.ru/dreamhost_biology_4janv2007.html Поппер К. Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М., 2000. С.57 – 74. Общая психология. Тексты. Т. 3. Субъект познания. Кн.1. Изд. 2-ое. М., 2005. С. 35 — 41, 113 — 116, 168 — 191, 582 — 596, 605 — 623. Кн.2. Изд. 2-ое. М., 2006. С. 344 – 366. Литература дополнительная: Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. С. 124 – 131; 284 – 297. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1912. http://www.5port.ru/cassirer/poznanie_i_deystvitelnost Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. С. 81 – 119. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М., 1990.
Фоллмер Г. Эволюционная теория познания: врожденные структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. М., 1998. Тема 3. Познание как субъект-объектное отношение. Субъект познания.
Семинар 3.1.
Литература обязательная: Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М., 2005. Раздел «Теория познания». Гл. 3. Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т.1. С. 268 – 273. Кант И. Пролегомены …§36 Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М., 2001. - С.155 –184. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. - М., 1955.- Т. 3. С.1 – 4. . Семинар 3.2.
Литература обязательная: Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М., 2005. Раздел «Теория познания». Гл. 5,6,7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. С. 163 – 184. Панельная дискуссия // Эпистемология и философия науки. 2010, № 1. С.42 – 66
Литература дополнительная: Васильев В.В. Трудная проблема сознания М., 2009. Декомб В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия от собственного лица. М., М., 2011. С. 5 – 11; 153 – 184. Райл Г. Проблема сознания. М., 2000. Сёрл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002. Телесность как эпистемологический феномен. М., 2009.
Тема 4. Язык и познание Семинар 4.1.
Литература обязательная: Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М., 2005. Раздел «Теория познания». Гл. 4. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч.1. С. 113 – 116; 171 - 179. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. М., 2004. С. 28 – 86. Остин Дж. Значение слова // Аналитическая философия. М., 1993. С.105 – 121. Остин Дж. Перформативы — констативы // Философия языка: Редактор – составитель Дж.Р.Сёрл. М. 2004. С. 23 — 34. Рассел Б. Исследование значения и истины. М.,1999. С.21-29; 49 –64. Общая психология. Тексты. Т. 3. Субъект познания. Кн.1. Изд. 2-ое. М., 2005. С. 332 — 392
Литература дополнительная: Гумбольдт В. Избр. Труды по языкознанию. М,, 1984. http://www.razym.ru/47898-izbrannye-trudy-po-yazykoznaniyu.html Куайн У. Слово и объект. М., 2000. Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М.,1996. С.40 – 61. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 1999. Фреге Г. О смысле и значении // Фреге Г. Логика и логическая семантика. - М., 2000. - С.230 – 247.
Семинар 4.2. 1. Гипотеза лингвистической относительности Сепира – Уорфа. Каково ее значение для гносеологии?. 2. Гипотеза Н. Хомского о врожденности языковых правил и ее значение для понимания гносеологического субъекта. 3. Современные обсуждения гипотезы Сепира - Уорфа.
Литература обязательная: Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. М., 2004. С. 395 – 439. Пинкер Ст. Язык как инстинкт. М., 2004. Гл. 2. Симпозиум по врожденным идеям // Философия языка: Редактор – составитель Дж.Р.Сёрл. М. 2004. С. 167 – 197. Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку // Языки как образ мира. М.-СПб., 2003. С.157 – 201. http://www.philosophy.ru/library/katr/1_text.html Коул М., Скрибнер С. Лингвистическая относительность: гипотега Уорфа // Общая психология. Тексты. Т. 3. Субъект познания. Кн. 2. Изд. 2-ое. М., 2006. С. 619 - 639.
Литература дополнительная Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|