Тема 5. Методология. Наука
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» Для студентов II курса дневного отделения ИСИиХК
Тема 1. Место философии в жизни человека и системе культуры Занятие 1 1. Философия в жизни человека. Реальная философия и вечные вопросы человеческой жизни (по мотивам Мамардашвили). Философия и мудрость (Сократ о мудрости и знании, проблема различения мудрости и знания). Философия и любовь. 2. Предмет философии и сложности его определения. Философское удивление. Рефлексия как исток философствования. 3. Философия в системе культуры и ее функции в культуре. Философия и мировоззрение. Философия и миф, религия. Философия и наука: демаркация и сущностное единство. 4. Проблема типологизации философского знания: основной вопрос философии и классификация ее направлений по Ф. Энгельсу. Принципы парадигмального подхода В.А. Конева.
Литература К 1 вопросу: Ахутин А.В. Открытие сознания (древнегреческая трагедия и философия) // Ахутин А.В. Тяжба о бытии. Сб. филос. работ. М., 1997. С. 117-160. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 230-240. Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996. С. 21-24, 57-71, 101-127. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 14-26, 29, 33, 58-60. Никифоров А.Л. Философия как личный опыт // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. Платон. Апология Сократа // Платон. Соч. В 4 т. Т. 1. М., 1990. С. 70-96. К 2 вопросу: Аристотель. Метафизика Кн. 1. Гл. 1,2 // Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1. М., 1987. С. 63-70. Ахутин А.В. Дело философии // Ахутин А.В. Тяжба о бытии. Сб. филос. работ. М., 1997. С. 17-71. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.
Делез Ж., Гватарри Ф. Что такое философия. М., С-Пб., 1998. С. 9-47. Зиммель Г. Сущность философии // Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Под ред. П.В. Алексеева, А.В. Панина. М., 1997. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С. 70-81, 83-108. Риккерт Г. О понятии философии // Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Под ред. П.В. Алексеева, А.В. Панина. М., 1997. Хайдеггер М. Что это такое - философия? // Вопросы философии. 1993. №8. С. 113-123. К 3 вопросу: Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. №7. С. 34-44. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии, 1995, № 1. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. Диакон Андрей Кураев. О вере и знании без антиномий // Вопросы философии. 1992. №7. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. Корольков А.А. Философия как проповедь // Гуманитарное образование. 1994. № 1. Туровский М.Б., Туровская С.В. Мифология и философия как формы знания // Философские науки, 1994, № 10. Туровский М.Б., Туровская С.В. Философия и наука // Философские науки, 1994, № 1-3. Юдин Э.Г. Отношение философии и науки как методологическая проблема // Философия и наука. М., 1972. К 4 вопросу: Конев В.А. Философия культуры в современной философии // Философские науки, 1991, №6. или Онтология культуры. Самара, 1998. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. 1994. № 6. Соловьев Вл. Исторические дела философии // Вопросы философии.188. №8. Степин В.С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. №6. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 21. Гл. 2.
Тема 2. Категория бытия в философии Занятие 2 1. Философский смысл проблемы бытия. Онтология и метафизика в системе философского знания. Типы философских онтологий. 2. Развитие категории бытия в истории философии. Бытие как сущность, бытие как субстанция, бытие как жизнь, бытие и экзистенция, бытие и время.
3. Базовые онтологические различия: бытие и сущее, бытие и ничто. Бытие и трансцендирование. 4. Виды сущего. Проблема вещи в философии. Вещь как предмет. Вещь-в-себе. Подручное и мир.
Литература К 1-2 вопросу: Аристотель. Метафизика Кн.5, гл.2, Кн.12, гл. 7. (концепция причин); Кн. 12, гл.2. (изменения); Кн.5, гл. 7. (сущее); Кн.5, гл. 8, Кн.6, гл.4. (сущность, вещь); Кн.6, гл. 8. (форма, материя) // Аристотель. Соч. В 4 т. Т.1. М., 1975. Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972. Гайденко П.П. Прорыв в трансцендентное. М., 1995. С. 468-480. Губин В.Д. Онтология: Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. М., 1986. Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии // Вопросы философии. 1995. №1. Основы онтологии. СПб., 1997. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 287, 290, 295-296. Платон. Пир, Менон, Федон, Федр // Платон Соч. В 4 т. М., 1990. или Антология мировой философии. В 4 томах. Т. 1. М., 1969. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 2-5, 7-8, 11-13, 15-19, 37-38. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. К 3 вопросу: Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 75. Т. 3. С 407-408. (о Ничто) Гегель Г. Наука логики. В 3 т. Т. 1. М., 1970. С. 139-141, 166-167. Голенков С.И. Философия. Учебное пособие к курсу лекций. Ч. 1. Самара, 2000. Мамардашвили М. Необходимость себя. М., 1996. С. 24-40. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997. С. 56-57, 64. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 168-175. Хайдеггер М. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 17-18, 20-24. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990, № 10. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1993. С. 23, 26, 102-105. К 4 вопросу: Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972. С. 41-44. Губин В.Д. Онтология: Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 52-54, 58, 61, 64, 185-186, 205-206. Конев В.А. Критика способности «быть». (Семинары по «Бытию и времени» Мартина Хайдеггера). Самара, 2000. С. 36-49. Лосев А.Ф. Самое само // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994. Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Тема 3. Проблема сознания в философии Занятие 3 1. Сознание как философская проблема. Смысл проблемы и трудности в ее решении. Сознание как опыт различия. 2. Структурные элементы сознания. Сознание как поток переживаний. Предметное сознание (интенциональный предмет, трансцендентальность). Рефлексивное сознание. 3. Сознание и бессознательное. 4. История сознания, условия становления сознания. Социокультурная детерминированность сознания. Анализ сознания в работах Маркса. 5. Проблема идеального в философии: история вопроса, спор Ильенкова и Дубровского.
Литература Философская энциклопедия. «Сознание», «Бессознательное», «Идеальное», «Интенциональность, «Трансцендентальное» и т.д. В 5 т. М., 1960-1970. или Новая философская энциклопедия. В 5 т. М., 2000-2001. К 1 вопросу: Голенков С.И. Философия. Учебное пособие к курсу лекций. Ч. 1. Самара, 2000. (ко всем вопросам) Губин В.Д. Онтология: Проблема бытия в современной европейской философии. М, 1998. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Мамардашвили М. Необходимость себя. М., 1996. Мамардашвили М.К. О сознании // Мамардашвили М. Необходимость себя. М., 1996. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. Сенокосов Ю.П. Что такое сознание // Вопросы философии. 1986. №2. К 2 вопросу: Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон А. Бергсон А. Собр. соч. Т.1. М., 1992. Гл. 2. Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. 1991. №2. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 19-24. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М., 2000. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 70-71, 110-111, 124-125. Конев В.А. Семинарские беседы по “Картезианским размышлениям” М.К. Мамардашвили. Самара, 1996. Лиотар Ж.-Ф. Феноменология. СПб., 2001. Ч.1. 1-2. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993. С. 203-211. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988. Очерки феноменологической философии. Учебн. пособие. СП-б., 1997. Слинин Я.А. Эдмунд Гуссерль и его «Картезианские размышления» // Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998.
Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. К 3 вопросу: Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Я и Оно: Труды разных лет. В 2-х книгах. Кн. 1. Тбилиси, 1991. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1992. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994. Бертран М. Бессознательное в работе мысли // Вопросы философии. 1993. №12. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного // Вопросы философии. 1991. №10. Мамардашвили М.К. О психоанализе // Мамардашвили М. Необходимость себя. М., 1996. Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. Введение в теорию, практику и историю психоанализа. М., 1994. Сартр Ж.-П. Фрейд. М., 1992. К 4 вопросу: Ерахтин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск, 1989. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999. Гл. 1. Как формируется и функционирует сознание. М., 1985. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. (любое изд.) Маркс К. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т.3. или Избран. соч. В 9 т. Т. 2. (любое издание). К 5 вопросу: Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. №6-7. Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Разд. 3. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
Тема 4. Теория познания Занятие 4 1. Предмет гносеологии. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и скептицизм в истории философии. 2.Спор об источниках познания. Эмпиризм (сенсуализм), рационализм, трансцендентализм, диалектический материализм Маркса. Социальная природа познания. Практика и ее роль в познании. 3. Понятие знания. История представлений о знании в европейской философии. Знание и мнение, знание и вера. 4. Проблема истины: онтологическая и эпистемологическая перспектива рассмотрения. Истина как бытие. Концепции истины. Истина и ложь.
Литература Ко всем вопросам: Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. М., 1984. Загадка человеческого понимания. М., 1991. Ильин И. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994. Руткевич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994. Современные теории познания. М., 1992. Теория познания. В 4 т. М., 1991-1995. Философская энциклопедия. «Познание», «Знание», «Гносеология», «Агностицизм», «Скептицизм», «Истина» и т.д. В 5 т. М., 1960-1970. или Новая философская энциклопедия. В 5 т. М., 2000-2001.
К 1 вопросу: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1996. С. 107-117. Асмус А.Ф. Иммануил Кант. М., 1973. Гл. 1, 3-5. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. М., 1993. Ойзерман Т.И. Так ли надо писать популярные книги по философии? // Вопросы философии. 1987. №8. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн. 1. О познании. М., 1995. или Юм Д. Сочинения. В 2 т. М., 1996. С. 3-32 (вступительная статья Б. Грязнова). С. 232-268. К 2 вопросу: Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. М., 1988. Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царства человека // Бэкон Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1978. Вахтомин И.Г. Практика-мышление-знание: К проблеме творческого знания. Л., 1978. Вахтомин И.К. Теория научного знания И. Канта: Опыт современного прочтения "Критики чистого разума". М., 1986. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. Декарт Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Сочинения. В 2т. Т. 1. М., 1989. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. М., 1993. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. Т.3. (любое изд.) Материалистическая диалектика: Краткий очерк. М., 1980. Гл.7. Познание в социальном контексте. М., 1994. Субботин А.А. Фрэнсис Бекон. М., 1974. Фишер К. Истории Новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. С-Пб., 1994. К 3 вопросу: Голенков С.И. Философия. Учебн. пособ. Самара, 2000. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 101-125. Кьеркегор С. Страх и трепет // Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 18-28. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси, 1984. С. 3-17. К 4вопросу: Флоренский П.А. Стоп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи. М., Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 114-117, 126-131. Хайдеггер М. О сущности истины // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Тема 5. Методология. Наука Занятие 5 1. Наука как социальный институт, влияние науки на культуру и социум. Античный и нововременной концепт науки. Роль парадигм в развитии научного знания. Проблема различения науки и не-науки (экспериментальная достоверность, верифицируемость, фальсифицируемость). 2. Научная рациональность. Структура и специфика научного познания. Объект и субъект познания. Методы научного познания. 3. Проблема истины в научном познании. Объективность, абсолютность и относительность истины. Критика догматизма и релятивизма. Критерии истинности научного знания.
Литература Философская энциклопедия. «Познание», «Знание», «Гносеология», «Агностицизм», «Скептицизм», «Истина», «Наука» и т.д. В 5 т. М., 1960-1970. или Новая философская энциклопедия. В 5 т. М., 2000-2001. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. (любое изд.) Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М. 1980. Наука в зеркале философии ХХ века. М., 1992. Научный прогресс: когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок и хаос. М., 1986. Современные теории познания. М., 1992. Степин В.С. Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. Теория познания. В 4 т. М., 1991-1995. Философия и методология науки. М., 1996. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1988. Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1992.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|