Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расходы городского бюджета




Несмотря на объективно более низкие темпы доходов городского бюджета по сравнению с темпами роста расходов и наличие дефицита городского бюджета органам городского самоуправления удалось обеспечить необходимые условия для удовлетворения потребностей населения города в услугах образования, здравоохранения, культуры, городского общественного транспорта, жилищно-коммунальных услугах.

За период с 1998-2003 гг. за счет городского бюджета приобретено и отремонтировано 460 единиц транспортных средств (автобусов, трамваев, троллейбусов, маршрутных такси) на сумму 535,1 млн. рублей (Таблица 9).

В 2003 году осуществлена программа поставки городу автотранспорта по лизингу. По лизинговой программе поставлено 77 единиц автотехники на сумму 137,5 млн.р уб.

Рост реальных доходов населения за последние годы создает растущий спрос на новое жилье. В 2003 году предприятиями и организациями всех форм собственности, а также населением за счет собственных средств и с помощью кредитов введено 145,9 тыс.кв.м етров жилья, на 58,0% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Общая площадь жилищного фонда города Ярославля (без учета площади частного жилищного сектора) по состоянию на 01.10.2003 года составляет 11678,3 тыс. кв. Около 90% жилищного фонда города находится в оперативном управлении ДГХ.

В 2003 году ожидаемый объем жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, составит 2695,3 млн.р уб. Таким образом объем финансовых потоков (т.е платежи населения, дотации на покрытие убытков предприятий, сумма компенсаций на выпадающие доходы предприятий от предоставления льгот) в отрасли составляет около 3 млрд. рублей. Однако эффективность работы жилищно-коммунального хозяйства остается низкой. В условиях нестабильного финансирования со стороны городского бюджета и бюджетов других уровней не работают договорные отношения, не развиваются конкурентные механизмы хозяйствования.

Фактическая величина затрат на производство жилищно-коммунальных услуг к концу 2003 года вырастет на 22,6% по сравнению с уровнем 2002 года и составит 22,28 руб. на 1 кв. метр. При увеличении затрат на производство жилищно-коммунальных услуг в абсолютной сумме, уровень платежей населения по сравнению с 2002 годом увеличился незначительно (77,4% от фактической стоимости услуг, на конец 2002 года - 74,2%.) (Таблица 10).

В 2004 году затраты на производство жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1кв.м етр составят 24,19 руб., уровень платежей населения составит около 80% от фактической величины затрат.

Отметим при этом, что цены на услуги жилищно-коммунальное хозяйство для населения для населения в 2003 году росли наименьшими темпами: так по итогам 9 месяцев 2003 года цены составили 98,0% от цен за 9 месяцев 2002 года. Сохранение в 2003 году уровня цен для населения на уровне прошлого года привело к ухудшению финансового состояния в отрасли.

На 2004 год необходимо строить расходную политику бюджета в жилищно-коммунальной сфере с учетом имеющихся финансовых возможностей, снижая нагрузку на городской бюджет, что позволит своевременно выполнять бюджетные обязательства и смягчая при этом последствия повышения цен для низкодоходных категорий населения более активным использованием адресных жилищных субсидий.

Сумма адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг выплаченных из городского бюджета составила по итогам 2002 года 30,7 млн. руб., а в 2003 году эта сумма составит 53,0 млн. руб. Сумма адресных субсидий в 2004 году оценивается в размере 67,0 млн. рублей (Таблица 11).

В целях снижения затрат в отрасли необходимо совершенствовать тарифную политику на уровне региона и на уровне города. Как известно, существующая система тарифного регулирования носит затратный характер. Экономической заинтересованности предприятий в снижении затрат нет. В соответствии с подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации на 2002-2010гг." федеральной целевой программы "Жилище" в ближайшие годы перед областными и городскими службами стоит задача по формированию эффективной системы регулирования тарифов предприятий и для населения на жилищно-коммунальные услуги. Процедуры регулирования на городском уровне должны быть увязаны с региональными процедурами, и вписываться в бюджетный процесс, учитывая ограничения, установленные федеральным законодательством по изменению тарифов на электро и теплоснабжение. Указанные тарифы должны изменяться не чаще чем один раз в год.

Доходы городского бюджета

По итогам 2003 года расходы городского бюджета превышают мобилизуемые в бюджет города налоговые и неналоговые платежи и сборы. Бюджет города исполнен с дефицитом.

Сумма доходов городского бюджета (без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов) в 2003 году составляет 3826 млн.р уб. или 101,7 % к уровню 2002 года (Таблица 12).

В 2003 году исполнение плана по налоговым доходам составит 93%.

Неисполнение плановых показателей произошло в основном по налогу на прибыль, что обусловлено следующими факторами:

- возмещением из бюджета в первом квартале 2003 года части налога на прибыль, излишне уплаченного в течение 2002 года;

- снижением поступлений налога на прибыль в результате снижения рентабельности предприятий.

В целях снижения налогооблагаемой прибыли предприятия воспользовались новыми более широкими возможностями налогового законодательства по списанию затрат. Поступление платежей по налогу на прибыль составило 70,8 % к уровню 2002 года;

Собственные доходы бюджета города (налоговые и неналоговые) в 2004 году оцениваются в 4625 млн. руб. или 120,9 % к уровню 2003 года.

Городской бюджет на 2004 год, уже третий год подряд планируется дефицитным. Данный процесс обусловлен следующими объективными факторами:

Традиционно основой бюджета города являются производственный потенциал, представленный предприятиями промышленности. Анализ структурных изменений в сфере экономики показывает снижение удельного веса промышленности и увеличение удельного веса объема услуг, производимых в других отраслях экономики (Таблица 13).

Анализ налоговых доходов, собираемых с территории города, показывает снижение удельного веса налоговых платежей, получаемых от промышленности (Таблица 14).

Снижение налогового бремени в результате реформы пока еще не привело к адекватному увеличению налоговой базы в промышленности. Таким образом, в ближайшее время основной акцент при мобилизации налоговых доходов в городской бюджет необходимо сделать на отрасли строительства, связи, оптовой торговли.

Эффект проводимой налоговой реформы привел к общему сокращению налоговых доходов, собираемых с территории города: в 2003 году поступит приблизительно 90% от суммы налоговых доходов, поступивших с территории города в 2002 году. Положительный стимулирующий эффект реформы скажется, скорее всего в ближайшей перспективе.

Постоянно снижается уровень фискальной автономии органов городского самоуправления: сокращается доля местных налогов в структуре доходов городского бюджета (Таблица 15).

С 2004 года уходит еще один местный налог - сбор на содержание муниципальной милиции.

В течение 1999-2002гг. наблюдалась устойчивая тенденция снижения удельного веса бюджета города и роста доли федерального бюджета в общей сумме доходов, собираемых с территории города (Таблица 16).

В 2003 году: в результате снижения нормативов отчислений в федеральный бюджет налога на прибыль, изменения порядка уплаты акцизов на нефтепродукты, передачи федеральной доли доходов от земельного налога на уровень субъектов Российской Федерации, доля средств, перечисляемых на федеральный уровень, снизилась.

В 2004 году прогнозируется дальнейшее уменьшение доли средств, перечисляемых в федеральный бюджет. Это объясняется снижением ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 18% (средства от которого полностью поступают в федеральный бюджет), передачей 1% федеральной ставки налога на прибыль, передачей федеральной части поступлений по налогам на совокупный доход, по акцизам на алкогольную продукцию и доходов по налогу на игорный бизнес в бюджет региона.

Процесс централизации доходов переместился на уровень субъекта РФ, что позволяет органам государственной власти Ярославской области успешно проводить политику выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований области.

Абсолютные размеры финансовой помощи, передаваемые бюджетам муниципальных образований в соответствии с межбюджетными отношениями демонстрирует таблица 17.

Бюджетную обеспеченность в расчете на одного жителя города Ярославля и других муниципальных образований Ярославской области демонстрирует таблица 18.

Таким образом, в 2002 году в благоприятных условиях экономического роста выравнивание привело к существенному увеличению бюджетной обеспеченности других муниципальных образований. Начиная с 2002 года, бюджетные доходы на одного жителя других муниципальных образований превышают аналогичные доходы в городе.

Темп роста доходов городского бюджета в расчете на одного жителя в 2003 году составил 104,9%, что ниже инфляции, составившей по году 113,2%. Таким образом реально каждый житель в части бюджетных услуг обеднел: объективно было предоставлено меньше услуг, финансируемых за счет бюджета, чем в 2002 году.

Отметим, что до настоящего времени сохраняются расходные полномочия органов государственной власти Ярославской области и органов городского самоуправления без каких-либо существенных изменений, при этом из таблицы 19 видно, что темпы роста доходов собственно областного бюджета по сравнению с темпами роста доходов бюджета города Ярославля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...