Марта по ст.ст. / 31 марта 2017 года
Пятница 5-й седмицы. Свт. Кири́лла, архиеп. Иерусали́мского. Литургия Преждеосвященных Даров. Порядок чтений, согласно календарю: На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17. На веч.: Быт. XXII, 1–18. Притч. XVII, 17 – XVIII, 5. На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы и служба прп. Гео́ргия, еп. Мелити́нского (с 7 апреля)76. Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 18 февраля. На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля. На вечерне – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди на 10: самогласен, глас 6-й: «Яко от Иерусали́ма…» (дважды), мученичен, глас тот же: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…» (единожды), и Богородицы (Похвалы́), глас тот же – 7 (первая стихира – трижды, вторая и третья – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы (Похвалы́), глас 2-й: «Е́же от ве́ка та́инство…» (догматик гласа не поется). Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю). «Да исправится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). Примечание. В храме Похвалы́ Богородицы после паримий Триоди – три паримии Богородицы, помещенные на праздник Успения (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»). Примечание. «На трапе́зе пие́м вино́, труда́ ра́ди бде́ннаго, хотя́щаго бы́ти» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»). 76 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава).
Марта по ст.ст. / 1 апреля 2017 года Суббота 5-й седмицы. Суббота Ака́фиста. Похвала́ Пресвятой Богородицы. Мчч. Хриса́нфа и Да́рии. Прп. Симео́на Псково-Пече́рского 77. Прав. Софи́и, кн. Слу́цкой 78. Иконы Божией Матери, именуемой «Умиле́ние», Смоленской. Прп. Инноке́нтия Ко́мельского, Вологодского. Служба совершается по Триоди. Примечание. Служба мчч. Хриса́нфа и Да́рии поется на великом повечерии в понедельник вечером (см. 15 марта). Накануне в пятницу вечером совершается малое повечерие в келлиях без канонов и поклонов. Кондак на повечерии – Субботы Акафиста, глас 8-й: «Взбранной Воеводе…». Примечание. «Повече́рие же ма́лое и полу́нощницу пое́м в ке́ллиях. Кано́н ме́ртвен гла́са пое́м в гробни́це» (Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»). Календарные заметки: Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. Порядок чтений, согласно календарю: Евр., 322 зач., IX, 24–28. Мк., 35 зач., VIII, 27–31. Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28. Утреня. Примечание. «Ко у́трени зна́менает в 4-й час но́щи, моле́бнаго ради после́дования Ака́фиста» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы посто́в»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец79: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).
Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Бог Господь» на 8-й глас, медленно, особым распевом, и тропарь праздника Богородицы (Триоди)80: «Повеле́нное та́йно…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения. После нее протяжно и со сладкопением поется кондак Акафиста: «Взбранной Воеводе…». Примечание. Акафист Божией Матери состоит из 12 икосов и 12 кондаков (всего 24, по числу букв греческого алфавита); после каждого икоса поется: «Радуйся, Неве́сто Неневе́стная», после каждого кондака: «Аллилуия». Акафист разделяется на четыре части, по 3 икоса и 3 кондака в каждой. По установившейся практике, Акафист читается иереем на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы (если служит собор священников, 1-ю и 4-ю части Акафиста обычно читает предстоятель, а 2-ю и 3-ю – другие священники по старшинству). В начале каждой части Акафиста поется 1-й кондак «Взбранной Воеводе…», при этом отверзаются царские врата; священнослужители выходят через царские врата, которые остаются открытыми; по прочтении каждой части Акафиста священнослужители уходят в алтарь, и царские врата затворяются. Во время пения 1-го кондака в начале 1-й и 4-й частей Акафиста предстоятель в сопровождении диакона со свечой совершает полное каждение храма; при пении 1-го кондака в начале 2-й и 3-й частей Акафиста бывает малое каждение (при соборном служении его совершают прочие священники по старшинству, в сопровождении диакона; если нет собора священников, малое каждение может совершать диакон). Во время чтения Акафиста диакон непрерывно кадит перед аналоем с иконой. Примечание. В описании Типикона пение Акафиста несколько отличается от установившейся практики: первый кондак «Взбранной Воеводе...» поется «на среде́» храма, кондаки и икосы «глаго́лются от иере́я во святе́м олтаре́», каждения на «Взбранной Воеводе...» совершает диакон (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»). После пения 1-го кондака «Взбранной Воеводе…» читается 1-я часть Акафиста – с 1-го икоса по 4-й кондак. Затем снова поется: «Взбранной Воеводе…».
Стихословится 17-я кафизма. Малая ектения. Поется: «Взбранной Воеводе…». Читается 2-я часть Акафиста – с 4-го икоса по 7-й кондак, снова поется: «Взбранной Воеводе…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 50-й. Примечание. В храме Похвалы Богородицы после второго чтения икосов и кондаков поется полиелей, как это указано в 49 гл. Типикона («В субботу 5-я седмицы постов»). Каноны (в 1-й – 5-й песнях): В храме Господском – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праздника Богородицы (Триоди) на 6. В храме Богородицы – канон праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 12 (ирмосы по дважды). В храме святого81 – канон праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и храма на 6. Библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…». Катавасия (в 1-й – 5-й песнях): «Отверзу уста моя…» (см. в Триоди). По 3-й песни и малой ектении поется кондак «Взбранной Воеводе…». Читается 3-я часть Акафиста – с 7-го икоса по 10-й кондак, в конце снова поется: «Взбранной Воеводе…». Седален праздника Богородицы (Триоди), глас 1-й: «Вели́кий во́ин…», «Слава, и ныне» – тот же седален. Продолжается пение канона. Начиная с 6-й песни, канон храма не поется, но к канону праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) присоединяются два четверопеснца Триоди на 882, на катавасию – ирмос второго четверопеснца (см. в Триоди). По 6-й песни и малой ектении поется кондак: «Взбранной Воеводе…». Читается 4-я часть Акафиста – с 10-го икоса по 13-й кондак, причем 13-й кондак: «О Всепе́тая Ма́ти…» поется или читается трижды, после него снова читается 1-й икос: «А́нгел предста́тель…», и поется 1-й кондак: «Взбранной Воеводе…». На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен праздника Богородицы из Триоди (дважды). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника Богородицы (Триоди), глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Богородицы (Триоди), глас тот же: «Язы́ка, его́же не ве́дяше…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Богородицы (Триоди), глас 8-й (единожды). Ектении и отпуст. На часах – тропарь и кондак праздника Богородицы (Триоди). Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны от канона Акафиста, песни 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8. По входе – тропарь праздника Богородицы (Триоди). «Слава, и ныне» – кондак праздника Богородицы (Триоди). Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (ср. в Триоди). Апостол и Евангелие – субботы 5-й седмицы и Богородицы. Примечание. «На трапе́зе яди́м два варе́ния с еле́ем и пие́м вино́, благодаря́ще Всесвяту́ю Влады́чицу на́шу Богоро́дицу о бы́вшем от Нея́ чудеси́» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»). 77 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прп. Симео́ну Псково-Пече́рскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/3103686.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/265). 78 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прав. Софи́и, кн. Слу́цкой. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/3481130.html). 79 «И собра́вшимся в це́рковь, благослови́вшу иере́ю, начина́ем у́треню, я́коже предписа́ся [в четверто́к пя́тыя неде́ли святы́х посто́в]» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы посто́в»). 80 «По шестопса́лмии Бог Господь, во глас 8-й, и пое́м тропари́ ко́сно...» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы посто́в»). 81 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 557. 82 Каждый четверопеснец содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два дополнительных тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|