Глава 20. Зрение – пространство относительно
Высказывания типа слишком быстро, слишком широко, слишком сильно, слишком легко имеют смысл, только если речь идет о пространстве. Слишком быстро на Corkscrew в Laguna Seca – это слишком медленно для профилированных виражей в Daytona, и наоборот. Пространство меняется от трассы к трассе, а вИдение пространства гонщиком меняется на каждом круге. А еще видение зависит от гонщика – для тетушки Мэри все повороты покажутся слишком узкими на любой скорости.
ПИСы и пространство Если гонщик перед вами падает – вы следите за ним глазами и забываете о том, что собирались сделать.
Кажется, что местность – величина постоянная, на самом же деле это не так. Если по каким‑то причинам ваше зрение (1) сужается или хаотически мечется или (2) ваше внимание фиксируется на чем‑то (ПИСы №3 и №4), вы играете на руку всем ошибкам, перечисленным в этой книге. А они в свою очередь уменьшают пространство, которое вы можете использовать. Это плохо. Все решения, которые вы принимаете во время вождения, зависят от пространства, которое вам доступно, или выдумаете (чувствуете, верите), что оно вам доступно. Рассмотрите любое ваше действие, и вы поймете, что это правда. Два основных действия – изменение скорости и направления движения – зависят от пространства напрямую. И в отличие от многих других действий, матчасть вам тут не поможет.
Фиксированное внимание Если в повороте есть какие‑то неприятные места, вы фиксируете внимание на них, забывая о самом повороте.
Думается, все замечали, что иногда доступное пространство определяется ПИСами. Трещина в асфальте, темное пятно на дороге, линии разметки, заплатки – это и еще многое другое может зафиксировать ваше внимание. Слишком много места – не проблема. Проблема – это когда места не хватает. ПИСы, срабатывающие от недостатка пространства – самые вредные.
В основе всех срабатываний ПИСов лежит именно дефицит пространства.
Неудачная конструкция
Реальная или воображаемая нехватка пространства может потенциально нанести вред вашему организму. ПИСы №3 и №4 наносят вред немедленно. Если бы вы конструировали ваше тело сами, неужели вы сделали бы так, чтобы оно смотрело на выезжающий с боковой дороги прямо вам под колеса автомобиль, а не искало выхода из этой ситуации? Неправильное поведение организма легко объяснимо – инстинкт самосохранения приказывает ему смотреть на то, что может причинить вред.
Идеальное вИдение
В этой книге мы в основном пытаемся понять, что байк хочет от водителя в силу своих конструктивных особенностей, и как мы можем использовать эти особенности для достижения лучших результатов. Теперь же давайте посмотрим, что водитель хочет от водителя. Как мы можем оценить количество доступного нам пространства, сохранить хладнокровие, принять точное и своевременное решение и сделать то, что нужно.
Многие не знают, насколько далеко нужно смотреть при вождении мотоцикла. Единого стандарта здесь нет, но, как правило, чем дальше вперед вы глядите, тем лучше. Если бы Том, который гоняется за Джерри, смотрел дальше вперед, он бы реже врезался в предметы интерьера. ДГ
ГЛАВА 21. ЗРЕНИЕ – К ВОПРОСУ О ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК
Понятие контрольных точек (КТ) было введено в первом томе Twist of the Wrist. Это заметные места на трассе или около нее, на которые можно ориентироваться при определении желаемой и реальной траектории, а также при выполнении тех или иных действий. Использование КТ на дороге или трассе способствует расширению угла зрения. Это простое, полезное и важное средство.
Иногда я наблюдаю, как другие гонщики проходят трассу, чтобы взглянуть на трассу и на свои действия со стороны.
Единственный аспект технологии КТ, недостаточно освещенный в первом томе, это видение. Следует понять, что ПИСы ослабляют ваше внимание. Тогда вы сможете прорваться за создаваемые ими барьеры.
Широкоэкранное зрение
Вот несколько упражнений, помогающих расширить угол зрения. Упражнение 1 1. Выберите место на стене перед вами и смотрите на него. Смотрите расслаблено, не старайтесь вглядываться слишком пристально. 2. Не двигая глаз, попытайтесь увидеть все, что находится перед вами (стул, лампу, дверь и т.д.), не глядя на каждый объект по отдельности. 3. Глядя в ту же точку попытайтесь переместить ваше внимание на другие объекты – именно внимание, а не глаза. 4. Это и есть широкоэкранное зрение. Потренируйтесь еще. Упражнение 2 1. Найдите глазами объекты, находящиеся под углом 45 градусов справа и слева от направления прямого взгляда. 2. Фокусируйте поочередно зрение на объектах. Старайтесь делать это как можно быстрее. Заметьте, сколько времени занимает смена фокуса. 3. Теперь смотрите на точку перед собой из упражнения 1. 4. Перемещайте ваше внимание (не глаза) между двумя объектами как можно быстрее. Заметьте, сколько времени занимает смена внимания. Итак, какой же способ – перемещение глаз или перемещение внимания – окажется быстрее? Насколько быстрее? Очевидно, внимание выиграет, ведь оно перемещается со скоростью мысли.
Потеря внимания
Теперь мы представляем, как работает широкоэкранное зрение. Но возникает вопрос – а не потеряем ли мы концентрацию? Ведь концентрация означает фокусирование зрения на том или ином объекте, а это как раз то, что нам не нужно. Проведите следующий эксперимент. 1. Выберите 4 точки – одну в нескольких футах перед вами по правую руку, вторую чуть дальше по левую руку и две на стене, справа и слева. Все четыре точки должны быть в пределах вашего нормального поля зрения, как будто вы едете по трассе и это ваши контрольные точки. 2. Перемещайте ваши глаза между точками как можно быстрее, фокусируя взгляд на каждой.
3. Продолжайте в том же духе 30 секунд. 4. Ну и как вы себя чувствуете?
Ваше внимание может отвлечься на что угодно. Однажды я упал, потому что мне в повороте пришлось объехать что‑то, но я ехал с той же скоростью, что и на предыдущем круге. Всё моё внимание ушло на препятствие, на скорость его просто не осталось.
Почти каждый почувствует небольшую дезориентацию, а то и головокружение. Дезориентация – прямое следствие ПИСов №3 и №4. Это прямая причина психологической усталости, возникающей при быстром вождении мотоцикла. И это вредная штука. Еще один эксперимент, если угодно. 1. Снова выберите четыре точки, как описано выше. 2. Теперь перемещайте глаза между ними, стараясь не сосредотачивать свое внимание на каждой из них, так чтобы вы могли видеть все пространство перед вами. 3. Вам так проще? 4. Теперь смотрите на самую дальнюю точку и перемещайте внимание между остальными. 5. Лучше? Так и должно быть. (Дайте мне знать, если это не так)
Контроль зрения Этот метод заставляет вас думать.
Способность к широкоэкранному зрению полностью подвластна вам, важно только не забывать о нем. Если вы хотите осмотреть комнату, вы поневоле включаете широкоэкранное зрение. Но при вождении мотоцикла оно не включается само собой, да еще и ПИСы сужают его. ПИСы сутъ всегда реакция на что‑то. Если бы ваше кресло вдруг понеслось бы по офису со скоростью 70 миль в час, сработали бы ваши ПИСы и почему? Вообще говоря, ваши глаза не начинают видеть хуже. Просто ваше внимание фиксируется на чем‑то одном. Если вы помните об этом, ваш мозг может контролировать ширину зрения. Можно ли тренировать эту способность? Да, можно. Но тренировки должны быть постоянными.
Уличное движение
Я открою вам свой секрет. Все, о чем я рассказал в этой главе, я осознал одним воскресным утром 1974 года. Мы с друзьями поехали посмотреть гонку, причем я был с жуткого похмелья. Мое поле зрения было шириной фута в два, и я не понимал, где нахожусь, хотя мы ехали по моей родной улице. Я заставил себя посмотреть по сторонам, внезапно мое внимание расширилось, и я смог видеть снова. Вдобавок, мое состояние улучшилось. С тех пор, как только я выхожу из дома, я всегда заставляю себя расширить внимание. И я больше не испытываю трудностей, когда мне нужно резко сменить полосу движения. Кстати, я живу в Лос‑Анджелесе.
Этот метод работает всегда. Кейт научил меня ему в 1981 году, и с тех пор я использую его и при "уличном" вождении и в гонке. Найдите свою собственную золотую середину для поля зрения – не слишком далеко и не слишком близко. ДГ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|