Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как производственным предприятиям сотрудничать с учебными заведениями

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье
Какой эффект дала программа работы с вузами компании «Ростсельмаш»
Как ЗАО «Группа «Кремний Эл» участвует в обучении студентов вузов
Какую агитацию ведет Алексинский химический комбинат в техникумах и училищах
Какую пользу ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» извлекает из спонсорства

 


Большой процент работающих сегодня на производстве — люди пенсионного возраста, молодежь на предприятия не приходит (Эта проблема поднималась в статье «Как производственным предприятиям привлечь и удержать персонал», №5 — 2007). Складывается ситуация, когда некому передавать накопленный опыт. Поэтому для всех производственных предприятий актуальна проблема привлечения молодых специалистов, окончивших профильные вузы, техникумы и училища. Управленцы четырех разнопрофильных предприятий из разных регионов России рассказали, как их компании сотрудничают с учебными заведениями.

Необычный способ привлечения молодежи Шведское рекламное агентство The Fan Club разработало для технологического института Blekinge Institute of Technology (швед. Blekinge Tekniska Hogskola, BTH) необычный способ привлечения талантливой молодежи. Абитуриентам и студентам конкурирующих технических университетов доставляют посылку с разобранным на части мобильным телефоном. Если адресат успешно собирает телефон, он получает сообщение: «Привет! Кажется, Вы достаточно технически подкованы. Звоните нам в BTH». По материалам сайта Jobway.ru  

 

Опыт практика У нас предусмотрена многоступенчатая стажировка студентов из вузов всех регионов России Игорь Пряхин| Заместитель директора по персоналу — руководитель программы «Кадры для отрасли» компании «Ростсельмаш», Ростов-на-Дону
Справка Компания «Ростсельмаш» — крупный мировой производитель сельскохозяйственной техники. За время существования (с 1929 года) количество произведенных комбайнов превысило 2,6 млн. Сегодня на долю компании приходится 17% мирового отраслевого рынка и 65% рынка сельхозтехники России и стран СНГ. Всего за 2005-2006 сельскохозяйственный год клиентыкомпании в 13 странах мира приобрели 5226 единиц техники. Оборот компании за этот период составил 470 млн долл. США. Численность персонала — 10,5 тыс. человек. Студенты привлекаются на отдельные проекты с 2002 года, в 2005 году запущена программа «Кадры для отрасли».

 

С 2002 года мы начали привлекать студентов для выполнения проектных работ (О данном способе организации работ читайте в статье «Как создать группу для работы над проектом», №6 — 2007). Студенты получали новые знания, опыт и зарабатывали деньги, а мы присматривались и выбирали интересных нам специалистов. Такая форма работы с вузами хорошо себя зарекомендовала. В феврале 2005 года мы запустили программу «Кадры для отрасли» (идея принадлежит Генеральному Директору). Теперь стажировку у нас проходят не только студенты ростовских вузов, но и студенты аграрных и технических вузов других регионов (вплоть до Алтая).

При запуске программы мы разослали письма всем профильным и техническим вузам, предлагая им организацию практики для студентов, назначение именных стипендий и прочее. Отклик получили далеко не от всех, поэтому еще раз предложили всем (по телефону) сотрудничать, что тоже не дало стопроцентного результата. В итоге был составлен список партнеров (около 60 вузов). Затем мы участвовали в собрании деканов аграрных вузов, обсуждали сроки и программы стажировок, требования к компетентности выпускников, предъявляемые предприятиями отрасли. Были даже случаи, когда вузы просили скорректировать их программы с учетом потребностей реального производства. Сегодня мы предлагаем вузам темы для дипломных работ, помогаем в обновлении материально-технической базы. Например, почти всем аграрным вузам передали комплекты учебно-методических плакатов по современным зерноуборочным комбайнам, мультимедийные обучающие программы. Вузам, с которыми особенно активно сотрудничаем, предоставили для практических занятий комбайны (см. также пример из моей практики: Инновационный подход вуза к обучению).

Все техникумы, колледжи и лицеи, которые готовят специалистов для села, мы также решили обеспечить учебно-методическими плакатами. Поскольку учебных заведений много, а ресурсы у нас ограничены, мы обратились за помощью в Министерство образования: передали им плакаты, а они их распространили в нужном количестве.

Всего за год у нас (включая дочерние предприятия и сервисные центры) более 1000 человек проходят стажировку и около 100 студентов получают именные стипендии. Студентам из других регионов мы оплачиваем проезд и проживание. Трудоустраиваем с учетом будущей специальности, обязательно выплачиваем всем зарплату. В конце каждой стажировки на студента составляется характеристика, по результатам всех стажировок и информации из вуза об успеваемости мы выбираем именных стипендиатов. На преддипломную практику приглашаем уже только именных стипендиатов и ведем работу по их привлечению на постоянную работу: делаем интересные предложения по зарплате, в случае переезда стараемся решить жилищный вопрос. По такой схеме мы работаем с техническими вузами. Студентов из аграрных учебных заведений только приглашаем на стажировку и выплачиваем стипендии.

Сегодня мы можем похвастаться: проблему привлечения специалистов с высшим образованием мы решили, на предприятии даже не хватает мест, чтобы принять всех желающих. Средний возраст, например, конструкторов снизился до 37 лет. Планируем и дальше вкладывать деньги в программу «Кадры для отрасли», следующим этапом будет более тесная работа с колледжами и лицеями.

 

 

Инновационный подход вуза к обучению Одним из первых на наше предложение о сотрудничестве отреагировал Ставропольский аграрный университет. Его выпускники уже трудятся на предприятии (семь специалистов) и в преуспевающих аграрных хозяйствах. В этом году 46 студентов из этого вуза прошли у нас стажировку, 11 получают именные стипендии. Для учебного процесса мы передали университету два комбайна. С января по июль у нас идет сезонный рост производства, и студенты аграрных вузов помогают решить проблему временного увеличения штата. Мастера и руководители подразделений уже привыкли, что приезжают действительно хорошие студенты, что они качественно работают. Руководители сообщают, что, например, срочно нужны пять слесарей механосборочных работ. Мы звоним в Ставрополь, и уже на следующий день приезжают лучшие студенты. Вот это действительно инновационный подход вуза к обучению! По материалам Игоря Пряхина  

 

Опыт практика Мы обучаем студентов специально для работы на нашем предприятии Владимир Громов | Заместитель Генерального Директора по развитию и новой технике ЗАО «Группа «Кремний Эл», Брянск
Справка ЗАО «Группа «Кремний Эл» — управляющая компания холдинга, объединяющего предприятия, которые работают на одной промышленной площадке и обеспечивают полный цикл производстваизделий электронной техники (интегральные микросхемы и полупроводниковые приборы). Оборот компании за 2006 год составил 500 млн рублей. Численность персонала — 2100 человек. Предприятие сотрудничает с Брянским государственным техническим университетом.

 

Четыре года назад, ощутив нехватку инженеров, конструкторов, технологов, мы организовали в Брянском государственном техническом университете дополнительную группу студентов. Их целенаправленно готовили для пополнения инженерно-технического состава нашего завода. Университет был выбран неслучайно: он имеет кафедру промышленной электроники, выпускники которой наиболее близки по специальности к профилю нашего предприятия; их отличает и высокий уровень знаний. Сегодня на каждом курсе есть группы студентов по 15-20 человек, которые обучаются по специальной учебной программе, разработанной нами. Она составлена с учетом потребностей нашего производства, в нее дополнительно введены некоторые предметы: схемотехника, интегральные технологии, физика полупроводниковых приборов, физика полупроводников, расчет и проектирование интегральных схем.

С первого курса студенты один день в неделю проводят на заводе. Под руководством наших лучших специалистов они знакомятся с производством (технологией, оборудованием), специалистами. Студенты второго, третьего и четвертого курсов осваивают технологические процессы, пишут на заводе курсовые работы, в течение года делают на производстве дипломную работу. Многие также подрабатывают по два — четыре часа в день. Для наших студентов диплом — это не выписки из публикаций в Интернете, а фрагмент их реальной работы на предприятии (в конструкторской области или в области технологии полупроводниковых приборов, интегральных схем). Чтобы получить таких специалистов, денег не жалко. Поэтому на обучение студентов мы тратим около пяти миллионов рублей в год и планируем увеличивать эту цифру.

Пятнадцать лет назад мы уже делали попытку наладить сотрудничество с Московским институтом электронной техники. Однако тогда начинание оказалось неудачным: четыре года мы оплачивали обучение группы студентов (20 человек), однако никто из них после окончания вуза не пришел работать на завод. Мы учли этот опыт, и сегодня наши отношения с университетом и студентами закреплены юридически — трехсторонними договорами (см. Условия трехстороннего договора).

 

 

Условия трехстороннего договора · Завод берет на себя обязательства оказывать содействие обучению специальным предметам, оплачивать учебный процесс и выплачивать стипендию, гарантирует трудоустройство студентов на предприятие (с определенным уровнем заработной платы) после окончания обучения. Если студент плохо учится, мы вправе лишить его стипендии или вообще перестать оплачивать его учебу. · Университет берет на себя обязательства по обучению. · Студент, получив соответствующие знания и квалификацию, обязан отработать на заводе не менее пяти лет. В противном случае он возвращает деньги, потраченные заводом на его обучение. Такие договоры обязательно нужно заключать, хотя мы понимаем, что они не всегда работают. Например, если после института студента забирают в армию, нет никакой гарантии, что, отслужив, он вернется на завод. По материалам Владимира Громова  

 

Опыт практика Мы проводим агитационную работу в учебных заведениях Валерий Терехин| Заместитель Генерального Директора по управлению персоналом ФКП «Алексинский химический комбинат», Алексин (Тульская область)
Справка Федеральное казенное предприятие «Алексинский химический комбинат» производит продукцию оборонного назначения, а также растворители, шпатлевки, мебельные грунтовки, эмали и лаки, атмосферостойкий состав для защиты древесины, клей различного назначения, этиловый спирт и эфир, жидкое стекло, фасадные краски, резинотехническую продукцию, товары бытовой химии.

 

Мы изучили, что привлекает выпускников техникумов и училищ на производстве: первое место предсказуемо заняла заработная плата. Не менее важными для молодых людей оказались социальные льготы, хорошие бытовые условия, работа на современном оборудовании.

Мы используем разные возможности, чтобы информировать студентово наших социально-бытовых условиях, досуге, возможностях профессионального роста, увеличения заработной платы. Например, организуем специальные встречи и занятия, на которых рассказываем о предприятии. Обязательно присутствуем на защите дипломов. Лучший способ заинтересовать студентов (то есть лучшая агитация) — привлечь их на практику или временную работу, чтобы они все увидели своими глазами. Практику студенты проходят на конкретных рабочих местах, осваивая технологию работы. В это время мы к ним присматриваемся: как работают, как ведут себя в коллективе. Конечно, после окончания учебы к нам приходят не все, особенно трудно с молодыми людьми, потому что сразу после выпуска их забирают в армию. А вот девушек за 2004 и 2005 годы к нам пришло достаточно много. Также мы привлекаем студентов и даже школьников на время каникул для простейших работ (например, для уборки территории). Труд оплачиваем, поэтому многие просятся к нам работать и на месяц, и на больший срок.

 

 

Опыт практика Мы поддерживаем конкурсы среди студентов в вузах Сибири и Урала Валерий Муратов| Директор по персоналу ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго»
Справка ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» занимается транспортировкой и распределением тепловой энергии потребителям Новосибирска, обслуживает разные теплотрассы: от ТЭЦ до жилых домов и предприятий. Оборот за 2006 год составил более 2 млрд рублей. Численность персонала — 2000 человек (70% — рабочие). Предприятие выступает спонсором студенческих конкурсов в профильных вузах.

 

Третий год мы выступаем спонсорами Межрегионального студенческого конкурса, который организует Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет. На конкурс собираются студенты профильных для нашей отрасли факультетов из вузов Сибири и Урала, весной 2006 года в нем приняли участие более 100 студентов из 12 городов. Наши специалисты разрабатывают конкурсные задания и входят в число судей. Делаем мы это, чтобы познакомить студентов (наших потенциальных работников) с предприятием и создать себе имидж хорошего работодателя. Конкурсы позволяют заметить наиболее перспективных студентов и привлечь их к себе на практику, а в будущем — и на постоянную работу. В 2006 году из восьми студентов, которые прошли у нас практику, четверо остались работать на предприятии. С училищами сложнее, так как большая часть студентов молоды (они начинают учебу с 16 лет) и от их производственной практики толку мало. Тем не менее двое приглашенных нами на практику студентов после окончания учебы пришли к нам трудоустраиваться.

Сотрудничество с вузами можно рассматривать не только как способ привлечения на работу выпускников профильных специальностей. Например, мы проводили внутреннее исследование (опрос) — выясняли, какие стимулы к труду значимы для рабочих. Поскольку рабочих на предприятии много, мы пригласили для проведения опроса студентов выпускных курсов хороших вузов, обучающихся по специальности «управление персоналом»: схема исследования ложится в основу их дипломных проектов, а нам остаются результаты исследования. И не надо обращаться к каким-то сторонним фирмам, и студенты, заинтересованные в результатах, работают очень хорошо.

 

 

Полезные Интернет-ресурсы

· Сайт Межрегионального объединения работодателей «Координационный совет объединений работодателей, промышленников и предпринимателей Северо-Западного федерального округа». Координационный совет совместно с Минобразования реализует проект по учету профессиональных требований работодателей в программах высшего образования. Именно этому проекту посвящена указанная страница сайта.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...