Корректировка реформ в 1992 – 1998 гг.
Метод «шоковой терапии» С 1992 г. в России началась резкая экономическая модернизация, получившая название «шоковой терапии». Главным постулатом экономистов-радикалов, вошедших в российское правительство в октябре — ноябре 1991 г. и составивших план реформ (Е.Т. Гайдар, А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс и т.д.), была идея об абсолютном преимуществе неподконтрольной государству рыночной системы. Приоритетной задачей, по их мнению, была либерализация (освобождение) экономики, которая в быстрые сроки (в течение года) выведет хозяйство страны из кризиса. Монетаристская экономическая теория, которой придерживались Е.Т. Гайдар и его единомышленники, настаивает на необходимости активного осуществления процесса дерегулирования и свертывания государственного присутствия в экономике. То есть важнейшим процессом на 1992 — 1993 гг. должна стать приватизация как можно большей части государственного имущества. Нужно заметить, что вся эта программа была выстроена по классическому монетаристскому канону и совершенно не учитывала реальных экономических, социально-политических и культурных традиций и обстоятельств, сложившихся в России. В октябре 1991 г. на Съезде народных депутатов России президент Б.Н. Ельцин выступил с изложением плана экономических реформ на 1992 г. Основными мерами должны были стать: 1) разовое введение свободных цен с января 1992 г., что определит реальную рыночную стоимость товара, ликвидирует товарный дефицит и заставит работать механизм конкуренции; 2) либерализация торговли, что ускорит товарооборот и создаст инфраструктуру по сбыту крупных объемов продукции; 3) широкая приватизация жилья и государственных предприятий, что превратит крупные массы населения в собственников. За 1992 г. должно быть приватизировано более 50% предприятий легкой и пищевой промышленности, строительства, торговли, предприятий бытового обслуживания и общественного питания и т.д.
Характеризуя данную программу реформ, Б.Н. Ельцин сказал: «Хуже будет всем примерно полгода <…>, к осени стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Очень скоро выяснилось, что президент ошибался. Уже первая мера (отпуск цен) привела к крайне тяжелым результатам. Цены сразу же возросли в 10 — 15 раз. Поскольку программа Е.Т. Гайдара планировала увеличение цен примерно в 2,5 раза, то заложенное в плане поднятие зарплат и пенсий в среднем на 70% оказалось не просто недостаточным, а практически незаметным и привело к тому, что большинство населения страны в одночасье оказалось за чертой бедности. При этом правительство проводило резкое сокращение финансирования большинства социальных программ, что было необходимо для создания бездефицитного бюджета. Бездефицитный бюджет, в свою очередь, являлся условием предоставления иностранными кредиторами России финансовой помощи, без которой страна уже не могла обходиться. К лету 1992 г. острейшей проблемой стала убыточность всех предприятий. Либерализация цен и отсутствие государственных дотаций привело к тому, что предприятия взвинчивали цены на свою продукцию, а это, в свою очередь, - к росту цен на транспорт, энергоносители и т.д. Образовался замкнутый круг. Не имея средств, предприятия не выплачивали работникам зарплату, закрывались, отправляя их в бессрочные отпуска. Росла безработица. Так как Центробанк вел свою политику, не принимая курс реформ Е.Т. Гайдара, и значительно увеличил денежную эмиссию, началась гиперинфляция. С 1 октября 1992 г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) российским гражданам. Каждый гражданин России получил ваучер на 10 тыс. рублей, символизировавший его долю в общественном состоянии. Когда реформа рассчитывалась, эта сумма равнялась стоимости двух автомобилей, когда же приватизационные чеки были розданы, 10 тыс. рублей уже стоили 2 кг колбасы. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий. Большинство людей продали свои ваучеры за небольшую сумму (иногда — за несколько бутылок водки) или вложили их в инвестиционные фонды, вскоре исчезнувшие. В основном эти инвестиционные фонды были связаны с криминальными структурами, которые за бесценок скупили акции предприятий. Таким образом, от приватизации выиграло очень небольшое количество людей. Подавляющее большинство граждан осталось без ваучеров, без доходов, без зарплат и без работы. К 1993 г. спад промышленного производства составил 35%, произошло резкое снижение уровня жизни народа. Цены выросли в 100—150 раз, в то время как средняя зарплата увеличилась лишь в 10—15 раз.
В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России добился отставки Е.Т. Гайдара с поста исполняющего обязанности премьер-министра. Во главе правительства встал глава концерна «Газпром» В.С. Черномырдин, который объявил курс на корректировку реформ. Корректировка реформ в 1992 – 1998 гг. В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России добился отставки Е.Т. Гайдара с поста и.о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран глава концерна «Газпром» В.С. Черномырдин (министр нефт. и газ. промышленности СССР в правительстве Н.И. Рыжкова). При сохранении общего направления движения в сторону рынка ставка снова была сделана на поддержку гос-х (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание уделялось топл.-энергетич. и оборон. комплексам, вновь получившим от правительства кредиты. Главным же направлением реформы оставалась массовая приватизация государственных предприятий во всех отраслях. Координировал этот процесс один из вице-премьеров — А.Б. Чубайс. К концу 1993 г. было приватизировано почти 40 тыс. предприятий. В то же время в условиях коррупции и сверхмонополизации приватизация имела негативные последствия. В ходе приватизации произошло занижение реальной стоимости основных фондов в 20—30 раз и соответственно стоимости приватизационных чеков. Кроме того, на предприятиях, приватизированных в собственность трудовых коллективов, реальным хозяином остался директор, распоряжающийся доходами.
Спад производства в промышленности продолжился и составил 16,2%, в сельском хозяйстве — 4% по сравнению с 1992 г. В условиях отсутствия необходимой технико-экономической базы и помощи государства прекратили свою деятельность 14 тыс. фермерских хозяйств. Правительство В. С. Черномырдина пыталось стабилизировать уровень жизни населения, оказывая целевую поддержку части наименее защищенных слоев. Поощрялась предпринимательская деятельность граждан, активизировалась деятельность по привлечению иностранных инвестиций. Размер необходимых иностранных капиталовложений в экономику России подсчитывался к 1996 г. как 900 млрд. долларов, составляли же они 9 млрд. долларов. Приоритетной задачей на новом этапе вновь была провозглашена жесткая финансовая политика. Для решения задач в этой области и пополнения бюджета была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по налоговой политике. Однако, несмотря на это, Правительству не удалось сдержать спад производства и падение эффективности экономики. Если в 1990 г. производительность труда составляла 19,4%, то в 1995 г. — 13,5%. Значительно сократились ассигнования на науку и образование (с 2% до 0,32%). В связи с сокращением доли расходов на нужды АПК (с 15% в 1991 г. до 3,2% в 1996 г.) и падением общероссийского валового сбора урожая возникла проблема продовольственной безопасности России. На фоне общего спада промышленного производства произошло усиление сырьевой ориентации отечественной промышленности. Доля этих секторов за 1991 — 1996 гг. возросла более чем в 2 раза. В то же время доля машиностроения сократилась более чем на 20%, доля легкой промышленности — на 62%. Размер внешнего долга составил 55% ВВП. Огромные экономические потери были связаны с Чеченской войной (1994 — 1996 гг.). Она не только потребовала огромных финансовых ресурсов, но и стоила России потери престижа на международной арене, а главное — унесла жизни 80 тыс. человек. Важно и то, что подписание в августе 1996 г. Хасавюртовских мирных соглашений не привело на деле к ликвидации военного противостояния.
В 1997 г. экономическая ситуация была настолько тяжелой, что Федеральное Собрание вынуждено было принять закон о секвестировании бюджета. Запланированные бюджетные расходы снижались: на 30% — на ВПК и на 50% — все остальные, в том числе и социальные расходы. В конце 1997 — начале 1998 г. по России прошли массовые акции протеста. В этих условиях Б.Н. Ельцин был вынужден отправить В.С. Черномырдина в отставку. Новым премьером стал С.В. Кириенко. Новое правительство продолжало опираться в своей экономической политике на экспорт сырья. Но в 1998 г. мировые цены на нефть — основную статью российского экспорта, упали в 2 раза. Условием предоставления России кредитов Международного Валютного фонда было дробление естественных монополий, на что правительство С.В. Кириенко решиться не могло. 17 августа 1998 г. премьер-министр РФ С.В. Кириенко заявил о прекращении Россией выплат по государственным ценным бумагам, то есть объявил дефолт. Наступил крах банковской системы и рынка ценных бумаг. Резкое сокращение импорта породило значительное уменьшение поступления в казну таможенных пошлин. Инфляция составила 65%. Уровень жизни населения снова резко упал, разорилась та тонкая прослойка граждан среднего достатка, которая вопреки всему начала складываться в обществе. С сентября 1998 г. по май 1999 г. премьер-министром России был Е.М. Примаков. Его программа выхода из кризиса включала возвращение к частичному государственному регулированию рынка (введена государственная монополия на алкогольную продукцию и т.д.), отказ от сокращения социальных расходов, чего добивались от России зарубежные кредиторы, и борьбу с криминализацией экономики. В мае 1999 г. правительство Е.М. Примакова было отравлено в отставку. С мая по август 1999 г. премьер-министром являлся С.В. Степашин, который не имел четкой антикризисной программы. 16 августа президент Б.Н. Ельцин назначил главой правительства В.В. Путина. С введением новых налоговых сборов и активизацией внешней торговли Россия встала на путь выхода из кризиса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|