Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Введение в теорию коммуникации» .

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Введение в теорию коммуникации

 

 

Направление подготовки

Специальность 032700 – ФИЛОЛОГИЯ

_____________________

 

 

Профиль подготовки

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОЛОГИЯ

_____________________

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

Томск


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются ознакомление с теорией коммуникации как видом деятельности и социальным процессом, освоение социокоммуникативного категориального аппарата, общих закономерностей, сходств и различий видов, уровней, форм коммуникации, являющихся необходимым условием успешной деятельности современного специалиста.

Задачи:

1. Освоение навыков правильного общения и взаимодействия между социальным субъектом, социальными группами, общностями и обществом в целом.

2. Понимание возможностей практического приложения социальной коммуникации, ее взаимосвязи с жизненной средой и речевым поведением человека.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки – 032700 «Филология». Данный курс читается студентам на первом году обучения, он базируется на знании основ философии и культурологии, психологии, языкознания.

Данная дисциплина тесно связана с профессиональными и общими базовыми курсами: «Современный русский язык», «Общее языкознание», «Риторика», «Юрислингвистика», поскольку студенты получают знание факторов эффективности делового общения, умение осуществлять различные виды коммуникаций и психологического воздействия, овладевают коммуникативной компетентностью.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Введение в теорию коммуникации».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Студент должен знать:

· основные понятия и термины науки;

· коммуникативный акт и его составные элементы, различные подходы к моделированию коммуникативного пространства: филологические, социологические, психологические, семиотические, математические и др.;

· основные методологические направления;

· основные типы дискурсов.

Студент должен уметь:

· вычленять способы вербального воздействия на аудиторию;

· описывать различные типы дискурсов;

· определять и характеризовать речевые жанры,

· выявлять и описывать стратегии и тактики политической, виртуальной, педагогической и др. видов коммуникации;

· характеризовать семиотические особенности различных коммуникативных систем;

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «032700»:

а) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

- умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки (ОК-7);

- владение основными способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-11);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

б) профессиональными(ПК)

- способность демонстрировать знание научно-терминологического аппарата теории коммуникации (ПК-1);

- умение владеть навыками описания речевых жанров, стратегий (ПК-1);

- владение лексическими нормами русского литературного языка (ПК-3);

- владение методами письменной (реферирование аннотирование, конспект) и устной (выступление, сообщение, дискуссия) коммуникации (ПК-4);

- владение навыками выступления с сообщениями (ПК-8).

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Введение в теорию коммуникации» -

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3___ зачетных единиц _____108__ часов, 18 часов – лекций, 12 часов – практик, 56 - аудиторных часов, 52 – самостоятельной работы

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        Лингвистическое воплощение отдельных коммуникативных сфер. Понятие дискурса (проблемная лекция) 2 часа   кон суль тация 4 часа   СР 6 часа Тезисный план лекции (ОК-1, ОК-2, ПК-4)
        Типологии дискурсов (проблемная лекция) 2 часа   Обяза тель ная кон суль тация 4 часа (выбор проекта) СР 6 часа Конспект Макаров М.Л. Основы теории дискурса: п.1.4 (ОК-11, ОК-12,, ПК-3, ПК-4)
        Речевые жанры как форма существования дискурса. Понятие речевого жанра (традиционная лекция) 2 часа   Консультация 4 часа СР 6 часа Презентация «Речевой жанр в понимании М.М. Бахтина» (ОК-1, ОК-2, ОК-11, ПК-1)  
        Модели описания речевого жанра (проблемная лекция) 2 часа Типологии дискурсов (семинар) 2 часа Обязательная консультация 4 часа СР 6 часов вопросы к статье Т.В. Шмелевой «Модель речевого жанра», конспект Карасик В.И. О типах дискурса (ОК-1, ОК-2, ОК-11, ОК-12, ПК-1, ПК-3, ПК-8)
        Стратегии и тактики: речевого общения (проблемная лекция) 2 часа Модель описания речевыхжанров А. Вежбицкой, Т.В. Шмелевой Практическое занятие (2 часа) Консультация 2 часа СР 6 часов Тезисный план лекции. Описание речевого жанра (по выбору) по модели Т.В. Шмелевой (ОК-1, ОК-2, ОК-11, ОК-12, ПК-1, ПК-4, ПК-3, ПК-8)
        Виртуальный дискурс: к модели описания (традиционная лекция) 2 часа Типология стратегий (практическое занятие) 2 часа   Консультация 2 часа СР 6 часов Скриншоты Интернет-страницы чатов, блогов (по выбору) Фрагменты телепередач, в которых представлены стартегии дискредитации, просьбы, угрозы (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-4)
        Рекламный дискурс: основные речевые стратегии и тактики (проблемная лекция) 2 часа Речевой этикет как социально обусловленный способ оформления коммуникации. (ролевая игра) 2 часа Обязательга консультация 2 часа СР 6 часов Терминологический словарь Ролевая игра «Конфликтная коммуникация» (ОК-1, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-3, ПК-8)
        Ядерные жанры политического дискурса (проблемная лекция) 2 часа Речевой этикет как социально обусловленный способ оформления коммуникации. (семинар) 2 часа Обязательная консультация 2 часа СР 6 часа Тезисный план лекции Анализ фрагмента художественного фильма на тему «Коммуникация сотрудничества» (ОК-1, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-3, ПК-8)
        Динамика коммуникативных процессов современного российского общества (проблемная лекция) 2 часа Презентация групповых проектов   2 часа   СР 8 часов Материалы СМИ 1999-2012.сч Презентация проектов «Научный дискурс: стратегии и тактики», «Педагогический дискурс: речевые жанры», «Правовой дискурс: стратегии и тактики», «Медийный дискурс: стратегии и тактики» (по выбору) (ОК-1, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-3, ПК-8)
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...