Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заведующий кафедрой К.С.Ахмедова

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

НА 3 СЕМЕСТР 2017/2018

УЧЕБНОГО ГОДА

(Начало практических занятий - 04.09.2017г

Вводное занятие - 4ч.

Возбудимые ткани - 12ч.

Кровь-12ч.

Кровообращение-16ч.

Дыхание-8ч.

Пищеварение-12ч.

Итоговое занятие-4ч.

Практические занятия

 

Дата Тема и содержание Количество часов
04.09 –09.09.17 Вводное занятие: 1 занятие: Понятие о дисциплине – нормальная физиология. Предмет, задачи и методы исследования. Внешняя и внутренняя среда. Гомеостаз. Нервная и гуморальная регуляции функций. Физиологические системы, функциональные системы.Лабораторные работы №№ 1-2 2 занятие: Понятие об уровнях организации жизни, особенности тканевого уровня в жизнедеятельности высших животных и человека. Знакомство с основными видами работы на практических занятиях по нормальной физиологии (перечень лабораторных работ, входное тестирование, ситуационные задачи). Знакомство с основной и дополнительной литературой по нормальной физиологии. Лабораторные работы №№ 1.1; 1.2 и 1.3.  
11.09 – 16.09.17 Тема№1 -Возбудимые ткани 1занятие: Понятие о раздражителе. Адекватные и неадекватные раздражители, их характеристика. Общие свойства возбудимости: порог, лабильность, реобаза, хронаксия, полезное время. Анализ кривой Вейса-Горвега-Ляпика. Биоэлектрические явления в животных тканях: история их открытия, современные представления. Потенциал покоя и потенциал действия, роль концентрационных градиентов в их возникновении. Законы возбуждения (силы, времени, градиента). Полярный закон раздражения. Физиологический электротон. Методики регистрации биопотенциалов, их значение для клиники (ЭКГ, ЭЭГ). Лабораторные работы №№ 2.1;2.2; и2.3. 2 занятие:Механизм и общие закономерности проведения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам. Строение и механизм работы нервно-мышечного синапса. Медиаторы, их классификация. Механизм действия некоторых ядов на нервно-мышечную передачу, их применение в медицине. Синапсы в ЦНС. Особенности распространения возбуждения в электрических, химических и в смешанных синапсах. Возбуждающие синапсы и их медиаторы. Торможение в ЦНС и его виды. Лабораторные работы №№2.4 и 2.5  
18.09 – 23.09.17 3 занятие:Механизм возникновения ПКД и ПД в мышечном волокне. Понятие лабильности. Сравнительная характеристика лабильности нерва, мышца и синапса. Функциональная характеристика поперечно – полосатых и гладких мышц.Лабораторные работы №№ 1-2 4 занятие: Сила, скорость и продолжительность мышечного сокращения. Работа мышц и ее КПД. Закон средних нагрузок. О природе утомления мышц. Теория активного отдыха по Сеченову. Методики исследования двигательной активности человека: миография, эргография, динамометрия. Лабораторные работы  
25.09-30.09.17 5занятие:Тестовый контроль и решение ситуационных задач. 6 занятие: коллоквиум по теме «Возбудимые ткани».  
02.10 – 07.10.17 Тема№2-Кровь 1 занятие: Состав и физико-химические свойства крови. Понятие о циркулирующей и депонированной крови. Значение минерального состава плазмы. Кровезамещающие растворы. Белки плазмы крови, их функции Буферные системы крови.Лабораторные работы №№ 3.1; 3.2; 3.3. 2 занятие: Форменные элементы крови: Лейкоциты. Подсчет лейкоцитов Лейкоцитарная формула. Физиологические лейкоцитозы, механизм их возникновения. Лейкопения.Лабораторные работы №№ 3.4 и 3.5    
09.10 – 14.10.17 3 занятие: Эритроциты, их строение и функции, методика подсчета. Гемоглобин, химический состав, свойства, физиологическое значение. Различные виды гемоглобина, цветной показатель крови. Гемолиз, виды гемолиза. Скорость оседания эритроцитов. Осмотическая резистентность эритроцитов; методика определения и клиническое значение. Лабораторные работы №№ 3.6;3.7; 3.8; 3.9; 3.10; 3.11; 4 занятие: Тромбоциты, их функции, свертывающая и противосвертывающая системы крови, их характеристика и значение. Сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз. Фибринолиз. Антикоагулянты, их классификация и значение. Лабораторные работы №№3.12; 3.13; 3.14.  
16.10 – 21.10.17 5 занятие: Учение о группах крови. Агглютиногены, агглютинины. Гемолизины. Методика определения группы крови. Резус –принадлежность и ее значение. Резус – конфликт между организмом матери и плода. Основные принципы переливания крови. Служба крови: хранение, транспортировка.Лабораторные работы №№ 3.15; 3.16. 6 занятие: Тестовый контроль, проверка практических навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме: «Физиология крови». После завершения темы «Физиология крови» студент должен уметь: -Определять осмотическую резистентность эритроцитов; -определять группу крови; -определять резус – фактор крови; -оценивать общий клинический анализ крови; -определять цветовой показатель крови;    
23.10 –28.10.17 Тема№3 -Физиология сердца и сосудов 1 занятие: Значение кровообращения для организма. Структура сердечного цикла. Значение сердечных клапанов. Клинико-физиологические методики исследования сердца- тоны, границы сердца, сердечный толчок. Лабораторные работы №№ 4.1; 4.2.   2занятие: Свойства сердечной мышцы. возбудимость, сократимость, автоматия, рефрактерность. Проводящая система сердца. Изменение возбудимости сердечной мышцы в разные фазы деятельности. Значение периода рефрактерности. Современные методы исследования функций сердца: баллистокардиография, динамокардиография. Фонокардиография, зондирование,УЗИ. Лабораторные работы №№ 4.3; 4.4;4.5;4.6; 4.7; 4.8.  
30.10 – 04.11.17 3 занятие: Электрические явления в сердце. Электрокардиография. Регистрация электрокардиограммы. Анализ ЭКГ. Лабораторные работы №№ 4.9   4 занятие: Нервная регуляция деятельности сердца. Иннервация сердца. Экстра-и интракардиальные механизмы регуляции сердечной деятельности. Рефлексогенные поля, их значение в регуляции деятельности сердца. Сердечные рефлексы. Гуморальная регуляция деятельности сердца. Влияние медиаторов, гормонов, электролитов и некоторых фармацевтических препаратов на сердечную деятельность. Лабораторные работы №№ 4.10; 4.11; 4.12; 4.13  
06.11 – 11.11.17 5 занятие: Функциональная классификация сосудов. Систолический и минутный объём крови. Линейная и объёмная скорости кровотока. Время кругооборота крови. Давление крови в различных отделах сосудистой системы. Значение артериол. Факторы, обеспечивающие непрерывное движение крови и венозный возврат. Артериальное давление. Способы измерения и возрастные изменения. Лабораторные работы №№ 4.14 6 занятие: Пульс, его происхождение, характеристика и методы исследования (пальпация, сфигмография). Лабораторные работы №№ 4.15; 4.16.  
13.11 – 18.11.17 7 занятие: Сосудодвигательный центр, его эффекторные влияния. Иннервация сосудов. Механизм регуляции сосудистого тонуса. Изменение кровообращения при физической работе и различных эмоциональных состояниях. Роль гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции деятельности сердца и сосудов. Лабораторные работы №№ 4.17; 4.18; 4.19; 4.20. 8 занятие: Тестовый контроль, проверка навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме «Физиология кровообращения». После завершения темы «Физиология кровообращения» студент должен знать: - методику поликардиографии; -уметь: -проводить регистрацию ЭКГ; -рассчитывать ЧСС по электрокардиограмме; -проводить орто- и клиностатические пробы; -Определять артериальное давление аускультативным способом Рива – Роччи – Короткова.  
20.11 – 25.11.17 Тема№4-Физиология дыхания 1 занятие: Физиологическое значение дыхательной функции. Виды и типы дыхания. Эволюция дыхания. Стадии дыхания. Механизм акта вдоха и выдоха. Легочные константы. Внутригрудное отрицательное давление, его происхождение и значение. «Мёртвое пространство» дыхательных путей. Минутный объём дыхания, способы измерения и его изменения при физической нагрузке, различных эмоциональных состояниях, стрессе. Лабораторные работы №№ 5.1; 5.2; 5.3; 5.4. 2 занятие: Диффузия газов в легких. Транспорт О2 И СО2 кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Факторы, влияющие на оксигенацию: pH, pO2, pСO2 и t C.Тканевое и внутриклеточное дыхание. Лабораторные работы №№ 5.5; 5.6.  
27.11 – 02.12.17 3 занятие: Гуморальная и рефлекторная регуляция дыхания. Роль хемо, - механо - и ирритантных рецепторов в регуляции дыхания. Защитные дыхательные рефлексы. Дыхательный центр и механизмы его деятельности. Изменение дыхания в условиях пониженного и повышенного атмосферного давления. Первый вдох новорожденного, его экстерорецептивная стимуляция. Лабораторные работы №№? 4 занятие: Тестовый контроль, проверка навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме «Физиология дыхания». После завершения темы «Физиология дыхания» студент должен знать: -методику записи сфигмограммы; -методику спирографии;  
04.12 -09.12.17 Тема№5-Физиология пищеварения. 1 занятие: Понятие о пище и питательных веществах. Пластическая и энергетическая роль пищи. Физиологическое значение пищеварения. Виды пищеварения в животном мире. Основные функции различных отделов пищеварительной системы. Клинические методы исследования пищеварительной системы- зондирование, эндоскопия, радио методы, рентгенография. Лабораторные работы №№ 6.1. 2 занятие: Пищеварение в полости рта. Акт жевания и глотания. Пищеварение в желудке. Состав и пищеварительная роль желчи. Антитоксическая роль печени. Лабораторные работы №№ 6.2; 6.3; 6.4; 6.5  
11.12. – 16.12.17 3 занятие: Пищеварение в тонком кишечнике. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторика ЖКТ. Виды движений кишечника. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Роль микрофлоры Всасывание питательных веществ в желудочно-кишечном тракте. Механизмы всасывания. 4 занятие: Конечные продукты переваривания пищи. Функция прямой кишки. Дефекация. Физиологические основы аппетита, голода и насыщения. Формирование пищедобывательного поведения. После завершения темы «Физиология пищеварения» студент должен уметь и знать: - методику получения желудочного сока; - методику получения желчи;  
18.12-23.12.17 5 занятие: Биологически полноценные и неполноценные пищевые продукты. Сбалансированное питание. Пищевой рацион. Режим питания. Лабораторные работы №№ 6.6. 6 занятие: Тестовый контроль, проверка навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме «Физиология пищеварения».  
25.12 – 31.12.17 Итоговое занятие – выставление зачета; (Зачет выставляется по итогам сданных коллоквиумов по темам - Возбудимые ткани, кровь, кровообращение, дыхание, пищеварение, а также выполненных соответствующих лабораторных работ и сданных навыков и умений).  

Заведующий кафедрой К.С.Ахмедова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...