Дата
| Тема и содержание
| Количество часов
|
04.09 –09.09.17
| Вводное занятие:
1 занятие: Понятие о дисциплине – нормальная физиология. Предмет, задачи и методы исследования. Внешняя и внутренняя среда. Гомеостаз. Нервная и гуморальная регуляции функций. Физиологические системы, функциональные системы.Лабораторные работы №№ 1-2
2 занятие: Понятие об уровнях организации жизни, особенности тканевого уровня в жизнедеятельности высших животных и человека. Знакомство с основными видами работы на практических занятиях по нормальной физиологии (перечень лабораторных работ, входное тестирование, ситуационные задачи). Знакомство с основной и дополнительной литературой по нормальной физиологии.
Лабораторные работы №№ 1.1; 1.2 и 1.3.
|
|
11.09 –
16.09.17
| Тема№1 -Возбудимые ткани
1занятие: Понятие о раздражителе. Адекватные и неадекватные раздражители, их характеристика. Общие свойства возбудимости: порог, лабильность, реобаза, хронаксия, полезное время. Анализ кривой Вейса-Горвега-Ляпика. Биоэлектрические явления в животных тканях: история их открытия, современные представления. Потенциал покоя и потенциал действия, роль концентрационных градиентов в их возникновении. Законы возбуждения (силы, времени, градиента). Полярный закон раздражения. Физиологический электротон. Методики регистрации биопотенциалов, их значение для клиники (ЭКГ, ЭЭГ).
Лабораторные работы №№ 2.1;2.2; и2.3.
2 занятие:Механизм и общие закономерности проведения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам. Строение и механизм работы нервно-мышечного синапса. Медиаторы, их классификация. Механизм действия некоторых ядов на нервно-мышечную передачу, их применение в медицине. Синапсы в ЦНС. Особенности распространения возбуждения в электрических, химических и в смешанных синапсах. Возбуждающие синапсы и их медиаторы. Торможение в ЦНС и его виды.
Лабораторные работы №№2.4 и 2.5
|
|
18.09 – 23.09.17
| 3 занятие:Механизм возникновения ПКД и ПД в мышечном волокне. Понятие лабильности. Сравнительная характеристика лабильности нерва, мышца и синапса. Функциональная характеристика поперечно – полосатых и гладких мышц.Лабораторные работы №№ 1-2
4 занятие: Сила, скорость и продолжительность мышечного сокращения. Работа мышц и ее КПД. Закон средних нагрузок. О природе утомления мышц. Теория активного отдыха по Сеченову. Методики исследования двигательной активности человека: миография, эргография, динамометрия.
Лабораторные работы
|
|
25.09-30.09.17
| 5занятие:Тестовый контроль и решение ситуационных задач.
6 занятие: коллоквиум по теме «Возбудимые ткани».
|
|
02.10 – 07.10.17
| Тема№2-Кровь
1 занятие: Состав и физико-химические свойства крови. Понятие о циркулирующей и депонированной крови. Значение минерального состава плазмы. Кровезамещающие растворы. Белки плазмы крови, их функции Буферные системы крови.Лабораторные работы №№ 3.1; 3.2; 3.3.
2 занятие: Форменные элементы крови: Лейкоциты. Подсчет лейкоцитов Лейкоцитарная формула. Физиологические лейкоцитозы, механизм их возникновения. Лейкопения.Лабораторные работы №№ 3.4 и 3.5
|
|
09.10 – 14.10.17
| 3 занятие: Эритроциты, их строение и функции, методика подсчета. Гемоглобин, химический состав, свойства, физиологическое значение. Различные виды гемоглобина, цветной показатель крови. Гемолиз, виды гемолиза. Скорость оседания эритроцитов. Осмотическая резистентность эритроцитов; методика определения и клиническое значение.
Лабораторные работы №№ 3.6;3.7; 3.8; 3.9; 3.10; 3.11;
4 занятие: Тромбоциты, их функции, свертывающая и противосвертывающая системы крови, их характеристика и значение. Сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз. Фибринолиз. Антикоагулянты, их классификация и значение.
Лабораторные работы №№3.12; 3.13; 3.14.
|
|
16.10 – 21.10.17
| 5 занятие: Учение о группах крови. Агглютиногены, агглютинины. Гемолизины. Методика определения группы крови. Резус –принадлежность и ее значение. Резус – конфликт между организмом матери и плода. Основные принципы переливания крови. Служба крови: хранение, транспортировка.Лабораторные работы №№ 3.15; 3.16.
6 занятие: Тестовый контроль, проверка практических навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме: «Физиология крови».
После завершения темы «Физиология крови» студент должен уметь:
-Определять осмотическую резистентность эритроцитов;
-определять группу крови;
-определять резус – фактор крови;
-оценивать общий клинический анализ крови;
-определять цветовой показатель крови;
|
|
23.10 –28.10.17
| Тема№3 -Физиология сердца и сосудов
1 занятие:
Значение кровообращения для организма. Структура сердечного цикла. Значение сердечных клапанов. Клинико-физиологические методики исследования сердца- тоны, границы сердца, сердечный толчок. Лабораторные работы №№ 4.1; 4.2.
2занятие: Свойства сердечной мышцы. возбудимость, сократимость, автоматия, рефрактерность. Проводящая система сердца. Изменение возбудимости сердечной мышцы в разные фазы деятельности. Значение периода рефрактерности. Современные методы исследования функций сердца: баллистокардиография, динамокардиография. Фонокардиография, зондирование,УЗИ.
Лабораторные работы №№ 4.3; 4.4;4.5;4.6; 4.7; 4.8.
|
|
30.10 – 04.11.17
| 3 занятие:
Электрические явления в сердце. Электрокардиография. Регистрация электрокардиограммы. Анализ ЭКГ.
Лабораторные работы №№ 4.9
4 занятие: Нервная регуляция деятельности сердца. Иннервация сердца. Экстра-и интракардиальные механизмы регуляции сердечной деятельности. Рефлексогенные поля, их значение в регуляции деятельности сердца. Сердечные рефлексы. Гуморальная регуляция деятельности сердца. Влияние медиаторов, гормонов, электролитов и некоторых фармацевтических препаратов на сердечную деятельность.
Лабораторные работы №№ 4.10; 4.11; 4.12; 4.13
|
|
06.11 – 11.11.17
| 5 занятие: Функциональная классификация сосудов. Систолический и минутный объём крови. Линейная и объёмная скорости кровотока. Время кругооборота крови. Давление крови в различных отделах сосудистой системы. Значение артериол. Факторы, обеспечивающие непрерывное движение крови и венозный возврат. Артериальное давление. Способы измерения и возрастные изменения.
Лабораторные работы №№ 4.14
6 занятие: Пульс, его происхождение, характеристика и методы исследования (пальпация, сфигмография).
Лабораторные работы №№ 4.15; 4.16.
|
|
13.11 – 18.11.17
| 7 занятие: Сосудодвигательный центр, его эффекторные влияния. Иннервация сосудов. Механизм регуляции сосудистого тонуса. Изменение кровообращения при физической работе и различных эмоциональных состояниях. Роль гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции деятельности сердца и сосудов.
Лабораторные работы №№ 4.17; 4.18; 4.19; 4.20.
8 занятие: Тестовый контроль, проверка навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме «Физиология кровообращения».
После завершения темы «Физиология кровообращения» студент должен знать:
- методику поликардиографии;
-уметь:
-проводить регистрацию ЭКГ;
-рассчитывать ЧСС по электрокардиограмме;
-проводить орто- и клиностатические пробы;
-Определять артериальное давление аускультативным способом
Рива – Роччи – Короткова.
|
|
20.11 – 25.11.17
| Тема№4-Физиология дыхания
1 занятие: Физиологическое значение дыхательной функции. Виды и типы дыхания. Эволюция дыхания. Стадии дыхания. Механизм акта вдоха и выдоха. Легочные константы. Внутригрудное отрицательное давление, его происхождение и значение. «Мёртвое пространство» дыхательных путей. Минутный объём дыхания, способы измерения и его изменения при физической нагрузке, различных эмоциональных состояниях, стрессе.
Лабораторные работы №№ 5.1; 5.2; 5.3; 5.4.
2 занятие: Диффузия газов в легких. Транспорт О2 И СО2 кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Факторы, влияющие на оксигенацию: pH, pO2, pСO2 и t C.Тканевое и внутриклеточное дыхание.
Лабораторные работы №№ 5.5; 5.6.
|
|
27.11 – 02.12.17
| 3 занятие: Гуморальная и рефлекторная регуляция дыхания. Роль хемо, - механо - и ирритантных рецепторов в регуляции дыхания. Защитные дыхательные рефлексы. Дыхательный центр и механизмы его деятельности. Изменение дыхания в условиях пониженного и повышенного атмосферного давления. Первый вдох новорожденного, его экстерорецептивная стимуляция.
Лабораторные работы №№?
4 занятие: Тестовый контроль, проверка навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме «Физиология дыхания». После завершения темы «Физиология дыхания» студент должен знать:
-методику записи сфигмограммы;
-методику спирографии;
|
|
04.12 -09.12.17
| Тема№5-Физиология пищеварения.
1 занятие: Понятие о пище и питательных веществах. Пластическая и энергетическая роль пищи. Физиологическое значение пищеварения. Виды пищеварения в животном мире. Основные функции различных отделов пищеварительной системы. Клинические методы исследования пищеварительной системы- зондирование, эндоскопия, радио методы, рентгенография. Лабораторные работы №№ 6.1.
2 занятие: Пищеварение в полости рта. Акт жевания и глотания. Пищеварение в желудке. Состав и пищеварительная роль желчи. Антитоксическая роль печени.
Лабораторные работы №№ 6.2; 6.3; 6.4; 6.5
|
|
11.12. – 16.12.17
| 3 занятие: Пищеварение в тонком кишечнике. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторика ЖКТ. Виды движений кишечника.
Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Роль микрофлоры Всасывание питательных веществ в желудочно-кишечном тракте. Механизмы всасывания.
4 занятие: Конечные продукты переваривания пищи. Функция прямой кишки. Дефекация. Физиологические основы аппетита, голода и насыщения. Формирование пищедобывательного поведения.
После завершения темы «Физиология пищеварения» студент должен уметь и знать:
- методику получения желудочного сока;
- методику получения желчи;
|
|
18.12-23.12.17
| 5 занятие: Биологически полноценные и неполноценные пищевые продукты. Сбалансированное питание. Пищевой рацион. Режим питания.
Лабораторные работы №№ 6.6.
6 занятие: Тестовый контроль, проверка навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме «Физиология пищеварения».
|
|
25.12 –
31.12.17
| Итоговое занятие – выставление зачета; (Зачет выставляется по итогам сданных коллоквиумов по темам - Возбудимые ткани, кровь, кровообращение, дыхание, пищеварение, а также выполненных соответствующих лабораторных работ и сданных навыков и умений).
|
|