Информационное компьютеризированное взаимодействие как социально-технический феномен.
Разработка понятия компьютеризированного взаимодействия базируется на общепринятых положениях теории деятельности, где «взаимодействие» выступает системообразующей категорией в общении, деятельности и коммуникации. Коммуникация является неотъемлемой частью как деятельности, так и общения, их необходимым, но недостаточным условием. Видовое развитие социального взаимодействия находится в прямой зависимости от структуры общества и общественных отношений. Исходя из общего понимания информационного взаимодействия как отношений, в которые вступают участники инфопроцесса, выстроим его типологию на основе уровней организации Универсума и получим следующие определения: Информационное социальное взаимодействие –это отношения, в которые вступают участники информационного процесса в информационной реальности. Информационное компьютеризированное взаимодействие – это социально-техническое информационное взаимодействие, реализация которого происходит с применением компьютеров. Далее рассмотрим их как новые самостоятельные виды взаимодействия и предложим следующие понятия: Информационная деятельность – это целесообразное взаимодействие субъекта с информационными объектами в информационной реальности. Информационная компьютеризированная деятельность – это целесообразное взаимодействие субъекта с информационными объектами в компьютерной информационной реальности. Информационное общение –это целесообразное взаимодействие субъекта с информационными квазисубъектами в информационной реальности. Информационное компьютеризированное общение –это целесообразное взаимодействие субъекта с информационными квазисубъектами в компьютерной информационной реальности.
Информационная коммуникация – это реализация информационных процессов в информационной реальности. Информационная компьютерная коммуникация – это реализация информационных процессов в компьютерной информационной реальности. Чтобы понять специфику представленных видов компьютеризированного взаимодействия, рассмотрим их структуру, которую будем строить на основе восьми взаимосвязанных компонентов деятельности: субъект, объект, средства, среда, условия, процесс, результат, система. Субъект информационного компьютеризированного взаимодействия.Основным признаком существования социальной деятельности является наличие как минимум одного субъекта, а социального общения и коммуникации – 2-х субъектов, способных активно взаимодействовать. Таким же признаком, соответственно, должны обладать и компьютеризированные формы социального взаимодействия. Каждый субъект обладает признаками, которые отличают его от других элементов деятельности или общения, например, от объекта: активность, ее сознательный характер, способность к целеполаганию, возможность свободной деятельности (выбор средств деятельности не задан биологически), непредсказуемая избирательность, уникальность. Что касается субъекта коммуникации, то, вероятно, объем данного понятия должен совпадать с понятием социального субъекта. Среди современных исследователей искусственного интеллекта встречается ошибочное, на наш взгляд, мнение, согласно которому компьютер рассматривается в качестве субъекта принятия решений. В связи с этим поставим вопрос иначе, может ли компьютер, компьютерная программа или создаваемые компьютерной информационной реальностью объекты исполнять роль субъекта общения, т.е. быть квазисубъектом? Квазисубъект – такая форма идеального, такой продукт воображения, который является моделью субъекта. Его можно отнести к информационным объектам, создаваемым психикой. Следовательно, в виртуально-информационной реальности психического уровня Универсума также можно выделить информационные квазисубъекты. Существует и еще один вид информационных квазисубъектов. Это модель личности, которая является маской реального человека, необходимой ему для того, чтобы вступать в общение в компьютерной информационной реальности. С одной стороны, модель – это не человек, а его копия, значит, объект. Но, с другой стороны, этот объект исполняет роль субъекта, заменяя его в процессе общения. По сути своей такой информационный объект – представитель информационных объектов социальной реальности. Данная ситуация оказывается достаточно сложной. Современные информационные технологии представляют широкие возможности для того, чтобы каждый желающий смог ощутить на себе эффект перевоплощения, т.е. быть актером в некотором роде. Но между актерским мастерством и конструированием личности в компьютерной информационной реальности существует принципиальная разница. Исполнение той или иной театральной роли требует от артиста специального образования, огромной творческой работы, самосовершенствования и самоотдачи, т.е. больших физических и психических усилий. В информационной компьютерной реальности всего этого не требуется. Личность конструируется, а не творится, не создается, не становится. Назовем подобный вид информационных объектов – информационная модель человека.
Итак, мы приходим к тому, что в качестве квазисубъектов могут выступать объекты любой виртуально-информационной реальности. Человек способен вступать в информационное взаимодействие со всеми формами информационной квазсубъектности. Основной признак, по которому информационный квазисубъект будет отличаться от всех остальных компонентов – это способность реализовать обратную связь с реальным субъектом и с другими квазисубъектами. Все формы информационных квазисубъектов отличаются по степени субъектности, т.е. качеству исполнения ими роли социального субъекта. В наилучшей степени это удается квазисубъектам компьютерной виртуально-информационной реальности (агенты, аватары, персонажи и др.).
Рассмотренные выше модальности субъекта, будем называть информационными квазисубъектами или коротко – квазисубъекты. Информационный квазисубъект общения – это, прежде всего, информационный объект, способный исполнять роль субъекта общения. Информационный компьютерный квазисубъект общения – это, информационный объект, созданный компьютерной виртуально-информационной реальностью и способный исполнять роль субъекта общения в этой реальности. Основное отличие реального субъекта от квазисубъекта заключается в том, что со стороны реального человека осуществляется процесс общения, а со стороны квазисубъекта – предобщение (животные) или коммуникация (технические объекты). К квазисубъектам компьютерной виртуально-информационной реальности следует отнести и системы искусственного интеллекта. Вероятно, в скором будущем будет иметь место еще один тип квазисубъекта – искусственно-естественный. Таким образом, типологизировать квазисубъекты можно: по типу виртуально-информационной реальности, которая его создает; по степени субъектности; по природе происхождения. Между реальным субъектом и его модальностями могут возникать следующие формы информационного компьютеризированного взаимодействия: 1. Общение реального человека со своей собственной информационной моделью (квазисубъектом): Я и Я'. 2. Общение реального человека с квазисубъектом – моделью другого человека: Я и Ты'. 3. Общение реального человека с квазисубъектами – моделью социальной группы: Я и ОНИ'. 4. Коммуникация между информационными квазисубъектами: Я’ и ДРУГОЙ'; Я’ и ОНИ’; МЫ’ и ДРУГИЕ'. Мы пришли к тому, что в информационном компьютеризированном взаимодействии нет общения двух реальных партнеров, в чем видится его специфика. Субъект информационной компьютеризированной деятельности выступает в аналогичной модальности, и реальный субъект может вступать в совместную деятельность только лишь с квазисубъектами. В качестве субъекта информационной компьютерной коммуникации всегда выступают информационные квазисубъекты.
Объект информационного компьютеризированного взаимодействия.Объект компьютеризированной деятельности, как и объект любой деятельности, представляет собой то, на что направлена активность субъекта. В деятельности, связанной с компьютерными системами, в качестве объекта могут выступать информация, информационный объект, информационная реальность, в которой эта деятельность происходит и т.д. Примерами такой деятельности может служить обработка пользователем информации на компьютере, поиск информации в сети Интернет, создание всевозможного программного обеспечения, различная интеллектуальная, творческая деятельность, связанная с участием в телеконференциях, форумах, создании сайтов, познавательная, игровая деятельность и т.д. Подобная деятельность является сегодня уже и неотъемлемой частью многих других видов человеческой деятельности: медицинской, экономической, образовательной и т.д. Специфика ее заключается в том, что объектом является не материальный объект, а его информационная модель. Информационная компьютеризированная деятельность может быть направлена не только на информационный объект, но и на любой другой объект как фрагмент действительности. Поэтому объект можно делить на виды по способу создания (естественный и искусственный). В каждом из этих видов объекта можно выделить три стороны: информационную, энергетическую и вещественную. Если мы говорим о компьютеризированной деятельности и общении, то информационные объекты в них выполняют и роль объектов деятельности, и роль квазисубъектов общения. Что же касается процессов коммуникации, то объектом здесь выступает получатель информации. Им может быть и человек, и животное, и технические системы, и объекты абиотического мира. Поскольку коммуникативный процесс осуществляется на всех уровнях Универсума, то и спектр его объектов гораздо шире. Когда же речь идет только о социальной информационной компьютерной коммуникации, то обмен социальной информацией в нём может происходить только на уровне социального субъекта и его модальностей. Если речь идет о коммуникации на уровне технической системы, то ее объектами становятся и сами технические объекты. Объект информационного компьютеризированного взаимодействия – это информационный объект, созданный в компьютерной виртуально-информационной реальности, на который направлена активность субъектов различной модальности. Средства компьютерного информационного взаимодействия.Как известно, человеческая деятельность реализуется с помощью средств, обеспечивающих процесс деятельности. Средства деятельности можно различать по происхождению (искусственные, естественные и комбинированные); по субстрату: (вещественные, энергетические, информационные); по типу компенсируемых человеческих ограниченностей (телесные, биологические, психические), по любому из компонентов деятельности (субъекту, объекту, среде и т.д.); по типу виртуально-информационной реальности, в которой реализуется деятельность.
Анализ конкретных средств деятельности позволяет говорить о том, что все средства информационной компьютеризированной деятельности можно объединить в одну группу – информационные компьютерные средства. Чтобы классифицировать эти средства, следует определиться с основанием. В подобной типологии основной акцент падает на функциональную сторону техники, т.к. выполняемые ей функции предусматривают и определенную элементную базу, и программное обеспечение, и даже вид выполняемой деятельности, что является, пожалуй, определяющим фактором. Компьютер, как вид техники, способен сегодня компенсировать практически все ограниченности человека: физические, биологические, психические, технические, социальные. В основе функционирования средств компьютеризированной деятельности лежат информационные процессы: передача, обработка и хранение информации. Это означает, что они могут быть применимы и в сфере компьютеризированного общения и компьютерной коммуникации. Компьютерная коммуникация и общение, как было показано выше, всегда опосредованы. Получается, что средства всех видов компьютеризированного взаимодействия принадлежат единому классу – компьютерным средствам информационного взаимодействия. Типологизацию средств информационного компьютеризированного взаимодействия можно провести по следующим основаниям: по виду общения, деятельности и коммуникации; по назначению и функциям этих средств; по виду информационных процессов, реализуемых в социальном взаимодействии; по типу той виртуально-информационной реальности и ее элементов, где реализуется компьютеризированное взаимодействие. Средства информационного компьютеризированного взаимодействия – это совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих его процесс. Среда информационного компьютеризированного взаимодействия.Определение среды можно дать, исходя из общего ее определения в структуре деятельности: Среда – это все те внешние разнокачественные информационные системы, которые существуют рядом с конкретно действующей системой, составляя ее дополнительный потенциал. Если учесть, что компьютеризированное взаимодействие происходит в виртуально-информационной реальности, то в качестве среды могут выступать и абиосфера, и биосфера, и психосфера, и техносфера, и социосфера, в каждой из которых имеется своя информационная составляющая – инфосфера, способная образовывать на различных уровнях взаимодействия и новые виды среды, например, ноосферу, а так же самостоятельные и глобальные информационные поля. Иными словами средой компьютеризированного взаимодействия оказывается виртуально-информационная реальность Универсума. Если говорить о компьютеризированной деятельности, общении и коммуникации, то средой для них могут выступать и традиционные виды деятельности, общения и коммуникации, а также отдельные их компоненты. Выше уже неоднократно говорилось о том, что современные информационные технологии прочно вошли в социально-гуманитарную литературу именно как киберпространство или информационная среда, которая оказывается частью ноосферы. Киберпространство не может существовать изолировано, оно пронизывает и объединяет между собой все сферы деятельности общества с помощью компьютерного информационного взаимодействия. Такое пространство становится глобальным, захватывая не только сферу одного социума, но и объединяя между собой различные общественные системы. Типология информационной компьютерной среды может строиться, по видам компьютеризированной деятельности, общения и коммуникации, по структурным элементам компьютеризированного взаимодействия, по виду вовлекаемых в это взаимодействие традиционных видов деятельности, общения и коммуникации, а так же по видам социальной информации и информационных процессов, реализующихся в данной среде. Возможно деление и по видам реальностей, выступающих в компьютеризированном взаимодействии в качестве среды, в том числе и виртуально-информационной реальности. Условия информационного компьютеризированного взаимодействия.В самом общем виде в качестве условий того или иного вида социального взаимодействия выступают структурные элементы системы других его видов. В этом плане аналогично можно определить и условия информационного компьютеризированного взаимодействия: Условия информационного компьютеризированного взаимодействия – это элементы среды, в которой оно происходит. Условия предполагают, что каждый элемент взаимодействия, как сам по себе, так и в отношениях с другими будет определять всю систему процесса взаимодействия. Условия выступают как нечто, от чего зависит вся структура взаимодействия и его разновидностей. Каждый перечисленный элемент структуры есть условие его реализации. Отсутствие хотя бы одного из них может существенно повлиять на эффективность процесса взаимодействия. Ярким примером важности учета условий компьютеризированного взаимодействия может служить постоянное совершенствование электронных средств обработки, передачи и хранения информации. Как известно, создание мощных коммуникативных систем типа Интернет было обусловлено ориентацией на разумные принципы организации жизни. Однако оказалось, что кроме желаемого свободного обмена информацией, новые условия порождают феномены, противоположные ожидаемым результатам. Становится эффективней манипуляция сознанием индивида, политическим сознанием масс, появляются различного рода Интернет-зависимости, происходит засорение науки «сомнительной информацией», и как следствие, дезинтеграция субъекта познания и т.д. Причина роста пагубных влияний новых информационных технологий на общество и личность кроется, прежде всего, в отсутствии учета условий компьютеризированного взаимодействия, прежде всего, психологических и социальных. Исходя из элементов компьютеризированного взаимодействия, можно предложить следующую типологию его условий: по субъекту (предусмотренные – непредусмотренные); по объекту (внешние – внутренние); по средствам (эффективные – неэффективные); по процессу (ускоряющие – замедляющие); по результату (включенные – не включенные); по системе (по родам деятельности, общения коммуникации); по среде (гомогенные – гетерогенные); по условиям (монокомпонентные – поликомпонентные); по типам виртуально-информационной реальности (абиотические, биотические и т.д.). Понятно, что данная типология не единственная. Условия можно делить и по видам деятельности и общения, включенных в него как отдельных элементов. Условия могут превращаться в средства, когда они осваиваются субъектом деятельности. Как только условия достраиваются до восьми компонентного состава, они превращаются в среду, ибо условия – это часть среды, неполный набор компонентов. Результат информационного компьютеризированного взаимодействия– это завершенная форма существования системы данного взаимодействия. Это осуществление субъектом компьютеризированного взаимодействия задуманной программы; это – целесообразное изменение объекта под действием всей системы взаимодействия. Это формирование виртуально-информационной реальности. Результат может совпадать с целью, а может и не совпадать. Так, например, включение компьютера в процесс общения и деятельности предполагает повышение эффективности и оперативности связи между людьми. Но в результате можно получить не только средство связи, но и средство воздействия на человеческую психику. Хочется отметить еще один факт: всякий процесс, если он начался, обязательно даст результат даже, если он не желательный. Результат как завершение процесса не остается пассивным в отношении всех элементов информационного компьютеризированного взаимодействия. Он может существенно влиять и на субъект, и на объект, и на средство, и т.д. Результат хорош всегда тем, что он заставляет субъект принимать конкретные решения по корректировке процесса. В информационном компьютеризированном взаимодействии результат можно выделить как для всего взаимодействия в целом, так и для компьютеризированной деятельности, общения и коммуникации в отдельности. Типология результата может быть создана так же по различным основаниям. В качестве примеров можно привести деление результата на планируемый (совпадающий с целью) и фактический (не совпадающий с целью); отрицательный и положительный. Результат в большинстве случаев носит информационный характер, т.е. получение необходимой информации. Тогда в основу типологии результата компьютеризированного взаимодействия могут быть положены как виды, так и свойства последней, например, ценная – неценная, избыточная – достаточная, устаревшая – новая, полезная – бесполезная и т.д. Одним из наиболее важных и существенных результатов информационного компьютеризированного взаимодействия можно считать становление личности, т.к. она формируется именно в деятельности и общении. И вот здесь актуальным оказывается получение определенных, а не «побочных» результатов. Если цель – формирование всесторонне развитой личности, способной успешно включаться во все сферы жизни, адаптироваться к стремительно растущим ее темпам, то результат на сегодня неутешительный: формируется «одномерный человек», не способный правильно выбирать жизненные ориентиры, человек – оказывающийся в беспомощном и зависимом положении от техники и т.д. Таким образом, результат информационного компьютеризированного взаимодействия должен стать предметом исследования социально-гуманитарного знания, а не неучтенным элементом, отсутствующим в современных теориях деятельности и общения. Процесс информационного компьютеризированного взаимодействия. Необходимость процесса следует из самой природы данного взаимодействия. Разве неочевидно, что взаимодействие есть процесс, функциональная жизнь всех его составляющих элементов. Существование процесса следует из сущности социального информационного взаимодействия как целесообразного взаимодействия, а взаимодействие всегда динамично, развертывается во времени и пространстве как действие, противодействие и содействие. Наличие средств взаимодействия предполагает оперирование ими со стороны субъекта, что образует особую группу процессов деятельности, общения и коммуникации. Существование условий также определяет необходимость процессов влияния их на компьютеризированное взаимодействие и его компоненты. Объект не может превратиться в результат, если компоненты будут существовать мертво, статично. Они должны функционировать. Другие виды общения и деятельности в виде среды активно влияют на систему, и она на них, так что образуется еще одно основание существования процессов. Наконец, система информационного компьютеризированного взаимодействия как организованный состав компонентов предполагает существование структуры как отношений всех компонентов, а процесс задает эту структуру. Само определение информационного компьютеризированного взаимодействия, уже предусматривает процессуальность, т.к. иначе, вне взаимодействия, информация пребывает в статичном, свернутом, виртуальном состоянии. Именно процесс способен интегрировать все виды виртуально-информационной реальности. Результатом и оказывается то, что техническая по природе система компьютерной виртуально-информационной реальности становится основой социальной реальности. Процесс можно типологизировать по видам деятельности, общения и коммуникации, реализующегося в нем. Например, если компьютеризированная деятельность распадается на игровую, познавательную и коммуникативную, то и процесс может делиться на аналогичные виды. Процесс предполагает взаимодействие каждого компонента структуры с каждым. Процесс – это не одномоментное воздействие субъекта на объект. Это длительное и сложное взаимодействие всех его составляющих. Процесс информационного компьютеризированного взаимодействия – это совокупность взаимодействий всех компонентов системы этого взаимодействия. Система информационного компьютеризированного взаимодействия – это связи и отношения всех ее элементов, составляющих его целостность.В данном случае, целостность процесса взаимодействия предполагает наличие всех ее элементов: субъект, объект, условия, среда, средства, процесс, результат. Перечисленные элементы связаны между собой не механически, а органически, т.е. для системы компьютеризированного взаимодействия они все (без исключения) существенны, необходимы, типичны, как и для любой системы. Такой подход позволяет сделать важный вывод: там, где есть взаимодействие, существует и система такого взаимодействия, как совокупность связей, составляющих его компонентов. Система компьютеризированного взаимодействия находится в иерархической взаимосвязи со множеством других систем Универсума. Будучи информационной системой, она выступает в качестве подсистемы инфосистем более высокого порядка и, в то же время, сама оказывается системой более высокого уровня для других систем. Более того, сама система предстает как сложнейшая совокупность инфосистем различной природы: абиотической, биотической, психической, технической, социальной. Как известно, теоретическая кибернетика пришла к выводу о том, что в основе устойчивости межэлементных связей лежат информационные процессы. Более того, человек и общество в определенных аспектах анализа должны рассматриваться как кибернетические системы, т.е. системы, существование которых основано именно на информационном взаимодействии. В основе жизнедеятельности человека оказывается социальная информация, что дает возможность типологизировать информационные процессы по данному основанию. Если делить социальную информацию на виды по отношению ее к той или иной сфере общественной жизни (экономическую, экологическую, политическую, управленческую, педагогическую, научную и т.д.), то и информационное компьютеризированное взаимодействие можно делить аналогично. Подводя итог данного раздела, необходимо отметить, что в современном обществе развивается новый тип социального взаимодействия, специфика которого заключается в следующем: 1. В основе информационного компьютеризированного взаимодействия оказывается – социальная информация, а реализация его возможна лишь на базе технической системы, что позволяет говорить о нем как о социально-техническом виде взаимодействия; 2. Являясь основой формирования компьютерной виртуально-информационной реальности, этот вид взаимодействия оказывается и механизмом интеграции всех видов виртуально-информационной реальности Универсума. 3. Основной спецификой такого взаимодействия является виртуально-информационный способ существования его элементов, обеспечивающих реальному субъекту взаимодействие с виртуально-информационной реальностью Универсума. 4. Основной причиной влияния компьютеризированного взаимодействия на социальные субъекты оказывается наличие в его составе информационных квазисубъектов, способных обладать различной степенью субъектности и исполнять роль социального субъекта. 5. Являясь основой компьютерной виртуально-информационной реальности, компьютеризированное взаимодействие приводит к монолитизации трех видов человеческого бытия: деятельности, общения и коммуникации, превращая их в единый информационный процесс. 2. Виртуально-информационная реальность в духовной сфере информационного общества. Духовная сфера общества, образованная многочисленными формами общественного сознания, включает в себя различные типы духовной деятельности, которые создают институализированные подсистемы общества. Духовность является качественным приращением информационной сферы общества, оставаясь при этом ее составляющей. Инфосферу общества можно определить как информационную реальность социального уровня. Тогда элементами ее станут компоненты социального информационного взаимодействия. В информационном обществе информационная сфера, становясь мощной материальной силой, характеризуется не столько наличием промышленности, сельского хозяйства или сферы услуг, сколько их информационной взаимосвязью друг с другом. Виртуально-информационная реальность при этом способна не только удовлетворить растущие потребности в области науки и образования, но и способствовать их дальнейшему росту, что порождает проблему постоянной подготовки высококвалифицированных кадров, способных вступать в информационное компьютеризированное взаимодействие. В компьютеризированном взаимодействии, являющемся основой информационного общества, возможно одностороннее воздействие не только на личностное сознание, но и на массовое. Так, Ж.-Ф. Лиотар критикует масс-медиа за мистификацию общественного сознания, порождение мифов и иллюзий. Виртуально-информационная реальность обедняет духовную сторону жизни общества за счет создания «культурной индустрии», в результате чего формируется усредненный «массовый человек». Инфосфера становится ведущей и определяющей в развитии общества, оставляя все меньше места для духовного роста и развития. В информационном компьютеризированном взаимодействии социальные субъекты всех уровней попадают в зависимость от компьютерных форм субъектности, возникают различные виды информационного насилия: когда темпы и объемы приобретения человеком знаний превышают его биологические возможности; втягивание человека в массовую культуру против его воли, при воздействии на психику через механизмы бессознательного; когда информация используется как фактор идеологического внушения, формирующий самосознание; информационный терроризм и другие преступления. Одной из основных причин как негативных, так и позитивных социальных последствий внедрения виртуально-информационной реальности в духовную сферу общества, диссертант считает отсутствие исследований существующих в ней квазисубъектов с высокой степенью субъектности. Идея о появлении новых типов субъекта была высказана В.И. Вернадским еще в первой половине прошлого века: «Объективно существующая направленность развития не может прекратиться, ограничившись (завершившись) на человеке, характеризующемся далеко не совершенной природой.…Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее»[2]. Если учесть, что информационные квазисубъекты искусственного происхождения никогда не будут обладать духовностью, то вывод напрашивается сам собой… 3. Виртуально-информационная реальность в экономической сфере информационного общества. Экономическую сферу можно представить как область общественных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективности использования имеющихся ресурсов. Ее структура включает в качестве важнейших компонентов труд как комплексное социальное явление, способ производства материальных благ и механизм функционирования экономической сферы в целом. Принципиально новым элементом производительных сил в условиях компьютеризированного взаимодействия является информационный квазисубъект, вытесняющий реальных людей из сферы производства за счет интеллектуализации техники, которая способна облегчить умственный труд человека. Но при этом нарастает тенденция превращения его труда в работу, т.е. в труд за вычетом творчества. Зависимость общества от технического потенциала постоянно возрастает, что и делает его уязвимым, зависимым от мира техники. В условиях виртуально-информационной реальности все элементы социального взаимодействия приобретают информационный характер, т.е. формируется информационная индустрия, где схема: «Деньги – Товар – Деньги’» меняется на схему: «Информационный образ денег – Информационный образ товара – Информационный образ денег’». Информация, используемая как экономический ресурс, становится предметом массового потребления. Информационная экономика, вызывая рост индустрии потребления, требует усиления эксплуатации природных ресурсов. В настоящее время только в Германии на поддержание миллионов приборов в состоянии stand-by тратится энергия, вырабатываемая одной атомной электростанцией. В результате меняется соотношение между секторами экономики: сфера услуг и потребления преобладает над промышленностью и сельским хозяйством. Информация, являясь формой собственности, и производство, основанное на информационных технологиях, меняют производственные отношения. В сфере производства возникает информационное неравенство, которое перерастает в экономическое и социальное неравенство, происходит международное разделение труда, включающее процессы технологического, интеллектуального и культурного обмена. Неуклонно возрастает различие технологического потенциала разных стран, что может привести к неустойчивости как внутри отдельно взятого общества, так и всей цивилизации. В результате структурной перестройки в сфере материального производства возникает «сетевой» тип предприятия, на базе которого создаются условия для глобализации мировой экономики и все большего ее отчуждения от человека. В культурном смысле сеть негативна. Она разрушает культуру единиц сети, «давая взамен» эфемерную, многоликую, неуловимую, виртуально-информационную сетевую культуру, которая не может кристаллизироваться в культурное ядро, поскольку это лишает сеть основного преимущества – гибкости и приспособляемости к моментальным изменениям ситуации. Сеть оказывает размывающее влияние на самобытность культур, становясь информационным квазисубъектом, превращается в самостоятельную силу. Такая бездуховная субъектность может стать серьезной опасностью для духовности социального субъекта. Таким образом, виртуально-информационная реальность способна кардинально изменить как техносферу, так и экосферу Универсума, что в свою очередь влияет и на стабильность всей системы «Человек – Универсум». Основной причиной подобных грандиозных изменений оказывается именно увеличение доли информационного компьютеризированного взаимодействия в Универсуме, в котором без человека и его творений (информационных квазисубъектов) существует определенный баланс между различными уровнями. Человек получает возможность на информационном уровне внедряться в естество природы, дестабилизируя тем самым естественный процесс эволюции. 4. Виртуально–информационная реальность в социально-политической сфере информационного общества. Элементами социосферы являются компоненты социального взаимодействия: социальные субъекты, объекты, средства, среда и т.д. Сфера политических отношений дополняет социосферу, образуя социально-политическую сферу общества. Виртуально-информационная реальность вносит серьезные изменения как в социальные, так и в политические отношения информационного общества. Анализ показал, что в социосфере происходит информационная стратификация, на базе которой формируются новые виды социальных субъектов: информационные квазисубъекты, сетевые сообщества различного уровня. Подобный процесс можно рассматривать как процесс самоорганизации информационного общества, когда вся система стремится занять устойчивое положение путем изменения как составляющих ее элементов, так и взаимосвязей между ними. Однако многие авторы считают, что подобная социальная дифференциация в обществе способствует развитию процесса обособленности, индивидуализации, разобщения людей, высвобождению их из традиционных семейных отношений. Действительно, в условиях экспансии виртуально-информационной реальности происходит стандартизация и унификация форм существования, поскольку все вступают в компьютеризированное взаимодействие с одними и теми же информационными объектами и квазисубъектами, запрограммированными на единые модели поведения. Люди приобретают некий вненациональный, внекультурный, внеклассовый, внесемейный способ существования. Они оказываются в обществе, лишенном общности. Социальная виртуально-информационная реальность, как и социальная реальность (П. Бергер, Т. Лукман), подвергается конструированию, становясь гораздо более мощным инструментом хабитуализации (опривычивания) ряда значений для масс через компьютеризированное взаимодействие. При этом «опривычиваются» как положительные, так и отрицательные социальные явления: приоритетность образования и вместе с тем насилие, вульгарность; борьба за «информационное» выживание и стремление к «информационному» обогащению и т.д. Типизация проявляется в повышающейся мобильности общества, появлении новых социальных субъектов. Институционализация выражается в появлении новых социальных институтов, в частности Интернета. Процесс легитимизации также имеет место быть, т.к. новое поколение уже социализируется в условиях виртуально-информационной реальности, принимая как данность новые
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|