- биологическое и социальное (биосоциальное) существо, биологическая особь из рода Homo sapiens (человек разумный)
- единичный, конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа или отдельно взятый человек как носитель индивидуально-своеобразных черт
- целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности
- человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности и обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств
Человеком рождаются, а личностью становятся. Каждый человек – индивид, каждый индивид – индивидуален.
Антропогенез (от греч. «аntropos» - человек и «genesis» - происхождение) – это процесс становления человека как биологической особи.
Социогенез – (от лат. «societas» - общество и «genesis» - происхождение) – это процесс становления человеческого общества
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
- это осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида процесс воздействия на него общества, в результате которого люди накапливают опыт жизнедеятельности в обществе
Десоциализация - это процесс, противоположный социализации, означающий утрату индивидом определенных социальных ценностей и норм, сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы.
Ресоциализация - усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия.
Институты и агенты социализации
Этапы социализации
Институты социализации
- это социальные общности и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его
Агенты социализации
- это конкретные люди, ответственные за обучение других людей нормам общественной жизни
Первичная социализация
- дают первые уроки социализации, сфера межличностных отношений
примеры
- семья, школа, дружеская компания, трудовой коллектив и др.
- формальные и неформальные отношения
- родители, братья и сестры, близкие родственники, друзья, учителя, наставники
- близкое каждодневное личное общение,
(отношения сотрудничества)
Вторичная социализация
- развивающие первые уроки социализации на новом жизненном уровне, сфера общественных отношений
примеры
- вузы, армия, церковь госучреждения, общественные организации и др.
- только формальные отношения
- преподаватели вузов, командиры, начальники, чиновники и др.
(отношения подчинения и субординации)
Самооценка личности
- это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.
Различают завышенную, адекватную и заниженную самооценку.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
в широком смысле
в узком смысле
- любая активность кого-либо (человека) или чего-либо (природных или иных явлений, например: вулканическая деятельность)
всякая активность человека, его труд
Деятельность человека и поведение животных
общее
различия
целесообразность
целеполагание
приспособление к природе
преобразование
предметы природы
орудия труда
Структура деятельности
субъект
- тот, кто занимается деятельностью
(человек, группа людей, общество, государственные органы власти, учреждения)
объект
- то, на что направлена деятельность человека
(природа, окружающая среда, человек, группа людей, общество, государственные органы власти, учреждения и др.)
цель
- осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность
- реальная или нереальная
средства
- то, при помощи чего осуществляется достижение цели
- соответствующие или несоответствующие; добрые или недобрые; нравственные или безнравственные
результат
- достигнутая цель
- положительный и отрицательный
Деятельность состоит из физических действий
Виды деятельности
материальная (практическая)
- деятельность по преобразованию объектов природы (материально-производственная) и общества (социально-преобразовательная)
духовная
- деятельность, связанная с изменением людей и в свою очередь делится на:
- познавательную (деятельность по отражению действительности в научной или художественной формах;
- ценностно-ориентировочную (по определению положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира;
- прогностическую (планирование или предвидение возможных изменений действительности)
а) духовно-теоретическая
- деятельность по производству духовных ценностей
б) духовно-практическая
- деятельность по сохранению, распространению и освоению (потреблению) духовных ценностей
Иные классификации выделяют трудовую, творческую, потребительскую, досуговую, образовательную и др.
- созидательную и разрушительную
творческая
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее
- ей присущи 3 элемента: воображение (отражение в сознании человека явлений действительности в необычных, неожиданных сочетаниях и связях); фантазия (построение образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно); интуиция (знание, условия получения которого не осознаются)
трудовая
- в широком смысле любая сознательная деятельность человека или в узком смысле лишь один из видов, направленная на достижение практически полезного результата; - ей присущи 3 признака: активность; полезность и результат
учебная
- процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями необходимыми для выполнения трудовой
Деятельности: - организованная (в школах) и неорганизованная, стихийная в жизни
игровая
- отличается от трудовой деятельности тем, что важен не результат, а сам процесс
- особенность игры – это ее двуплановость: с одной стороны, играющий осуществляет реальные действия, но, с другой стороны, многие ее моменты носят условный характер (вещи-заместители, символы, знаки и др.)
4) Мотивы деятельности – это то, что побуждает человека к деятельности
1) сознательные
Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности
1) биологические (физиологические, естественные, витальные) – потребности в питании, дыхании, воде, сне и др.
2) социальные (общественные) – потребности в общении, самореализации, общественном признании
3) идеальные (духовные) – потребности в знаниях, в искусстве и др.
Потребности по А. Маслоу
1) физиологические – воспроизводство рода, пище, дыхании, жилище
2) экзистенциальные – безопасность существования, комфорт, стабильность, гарантия занятости и др.
3) социальные – социальные связи общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность и др.
4) престижные – самоуважение, уважение со стороны других, достижение успеха и др.
5) духовные - самоактуализация и самовыражение
Интересы – это осознанная людьми потребность в тех общественных условиях, которые делают более или менее доступными обеспечение удовлетворения тех или иных материальных и духовных потребностей
1) по степени общности:
- индивидуальные, - групповые, - общественные
2) по сфере направленности:
- экономические, - социальные, - политические, - духовные
Социальная установка – это общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта
Например, семья предполагает предрасположенность действовать так, чтобы родить детей, учить и воспитывать их. Школа предполагает другого рода действия.
Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки
выделяются убеждения-вера и убеждения-знание
2) бессознательные
Влечения – это психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность
З. Фрейд: «Многое в Я безусловно безсознательно, именно то, что следует назвать ядром Я»
К. Юнг: «Бессознательное – это источник творческой фантазии духа»
Макс Вебер делил действия людей в зависимости от их мотивов на:
1) целерациональные (продуманная цель);
2) ценностно-рациональные (следование своим убеждениям и принципам);
3) аффективные (обусловленные кратковременным, сильно и бурно протекающим эмоциональным переживанием, напр., ярость ужас, ревность)
4) традиционные (основанные на длительной привычке, на традициях)
Свобода в деятельности людей
«Свобода это познанная необходимость» (Г. Гегель)
Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
- это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности
1) Стадии развития способностей
задатки
одаренность
талант
гений
- анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей
- сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего успеха в выполнении той или иной деятельности
- выдающиеся способности, необычная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность
- высший уровень развития способностей человека, проявляющийся в достижении им таких результатов творческой деятельности, которые определяют ход общественного, научного и культурного развития в конкретный исторический период
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение)
виды общения
примеры
1) общение между реальными субъектами
- общение между двумя и более людьми
2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером, которому присваиваются несвойственные ему качества субъекта
- общение человека с животными, природой
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером во внутреннем диалоге с внутренним голосом или «самообщение»
- разговор с образом другого человека
4) общение воображаемых партнеров
- игра художественных персонажей, театральных героев
функции общения
1) общение в ходе предметной деятельности, трудовой деятельности
2) общение с целью приобщения к опыту, знаниям и ценностям другого человека;
3) общение ради общения
Не путать общение с коммуникацией!
Коммуникация – это односторонняя простая передача информации по радио, телевидении и другим средствам ее передачи. Эта информация не обсуждается, а принимается такой, какая она есть.
Другое дело при общении: здесь происходит взаимное обсуждение, уточнение, дополнение, возникает спор и др.
Б. Шоу: «Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко и если мы обменяемся ими, то и вас и у меня остается по одному яблоку.
А если у вас и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будут две идеи».
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- это система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации
Типы мировоззрения
мифологическое
религиозное
философское
научное
обыденное (житейское)
древнейшее мировоззрение, построенное на мифах, на основе фантастического восприятия мира
вера человека в существование бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д.
мир в единстве всех его проявлений, самое общее, универсальное, рациональное его осознание
опирается на выводы и обобщения, сделанные на основе логики, доказательности, анализа, теоретического осмысления мира
формируется под влиянием здравого смысла, житейского опыта и условий жизни