Августа по ст.ст. / 27 августа 2017 года
Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михе́я. Перенесение мощей прп. Феодо́сия Пече́рского. Прп. Арка́дия Новото́ржского (службу зри 13 декабря). Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой предпразднства Успения и прор. Михея (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой предпразднства Успения и славословной службой прп. Феодосия Печерского (Б). Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться указаниями Типикона под 14 августа («зри»), а также Марковой главой Типикона под 5 августа: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся предпра́зднство Преображе́ния Христо́ва в Неде́лю»34. Календарные заметки: С этого дня по отдание Успения, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Преукраше́нная Божественною славою…». Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – 1 Кор., 158 зач., XV, 1–11. Мф., 79 зач., XIX, 16–26. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–2383. А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, предпразднства, глас 4-й – 3, и пророка, глас тот же – 3. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Всечестно́е Твое́ успе́ние…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры предпразднства, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Прииди́те, вси концы́ земни́и…» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Я́же Небе́с вы́шшая су́щи…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные35. Непорочны36 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, предпразднства на 4 и пророка на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Успения: «Преукраше́нная Боже́ственною сла́вою…». Примечание. С этого дня и по отдание праздника Успения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия Успения: «Преукраше́нная Боже́ственною сла́вою…» (см.: Типикон, гл. 19). По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й; седален пророка, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 4-й: «Де́вы отрокови́цы...». По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – светилен предпразднства (по выбору). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и предпразднства, глас 6-й и глас 3-й – 4 (см. на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондаки предпразднства и воскресный читаются попеременно. На Литургии блаженны гласа – 6, и предпразднства, песнь 3-я – 4.
На входе – «…Воскресы́й из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь предпразднства. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак предпразднства. Примечание. Тропарь и кондак храма Богородицы не поются в предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма; кондак воскресный. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак предпразднства. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные. Апостол и Евангелие – дня37. Поется «Достойно есть...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 3, предпразднства, глас 4-й – 3 (см. в службе прор. Михея), и преподобного, глас тот же – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Приспе́ днесь пра́здник…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры предпразднства, глас 2-й (см. в службе прор. Михея, на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Прииди́те, вси концы́ земни́и…» (см. в службе прор. Михея, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Я́же Небе́с вы́шшая су́щи…» (см. в службе прор. Михея). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й (см. в службе прор. Михея). Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные38. Непорочны39 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), предпразднства (см. в службе прор. Михея) на 4 и преподобного на 6. Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Успения: «Преукраше́нная Боже́ственною сла́вою…». Примечание. С этого дня и по отдание праздника Успения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия Успения: «Преукраше́нная Боже́ственною сла́вою…» (см.: Типикон, гл. 19). По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й (см. в службе прор. Михея), кондак и икос преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 3-й: «Предпра́зднственная преставле́ния...» (см. в службе преподобного), или глас 4-й: «Де́вы отрокови́цы...» (см. в службе прор. Михея). По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – светилен предпразднства: «Твоего́ честна́го успе́ния...» (см. в службе прор. Михея). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и преподобного, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам преподобного могут быть следующие – стих 1-й: «Честна́ пред Го́сподем / смерть преподо́бных Его́»; стих 2-й: «Блаже́н муж, боя́йся Го́спода, / в за́поведех Его́ восхо́щет зело́». Ср.: Минея общая, гл. 12-я. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак предпразднства40. На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного41. Кондак воскресный. На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак предпразднства [или преподобного]42. На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак воскресный [или предпразднства]. На Литургии блаженны гласа – 4, предпразднства, песнь 3-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4. На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства. Примечание. Тропарь и кондак храма Богородицы не поются в предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобного. Апостол и Евангелие – дня43 и преподобного. Поется «Достойно есть...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». 34 Ср.: Типикон, 8 сентября, 2-я Маркова глава; 15 сентября, Маркова глава; 21 ноября, 2-я Маркова глава; 7 августа, 4-е «зри»; 16 августа; Минея общая, «Изъявление вкратце...»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 35 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, хода́тайствовавшую…». 36 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 37 Согласно Марковой главе Типикона под 5 августа, при совпадении предпразднства Преображения Господня с Неделей, рядовые чтения понедельника, на который выпадает в этом случае сам день праздника, читаются накануне – под зачало с рядовыми чтениями воскресенья (см.: Типикон, 14 августа, «зри»; 5 августа, Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 354). На основании указаний Типикона под 14 августа («зри»), можно считать допустимым чтение в совпавший с предпразднством Успения воскресный день Апостола и Евангелия дня и понедельника (под зачало). Учитывая практическое неудобство переноса рядовых чтений понедельника на предшествующий воскресный день, а также то обстоятельство, что указания Марковой главы Типикона под 5 августа имеют уникальный характер и относятся непосредственно лишь к богослужению предпразднства Преображения, распорядок литургийных чтений в официальном календаре и Богослужебных указаниях на текущий год приводится в соответствии с устоявшейся традицией, согласно которой рядовые чтения понедельника из-за совпадения с бденным праздником переносятся, по обычаю, на вторник. Целесообразность перенесения рядовых чтений понедельника (15 августа) на вторник (16 августа) подтверждается также их логической взаимосвязью и содержанием.
38 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, хода́тайствовавшую…». 39 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 40 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277. 41 Там же. С. 275–276. 42 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 277), при службе славословного святого в Неделю в периоды пред-попразднств двунадесятых праздников, кондак славословного святого читается на часах в чередовании с кондаками предпразднства (или праздника) и воскресным. Чередование кондаков по схеме В. Розанова приводится в квадратных скобках. 43 Согласно Марковой главе Типикона под 5 августа, при совпадении предпразднства Преображения Господня с Неделей, рядовые чтения понедельника, на который выпадает в этом случае сам день праздника, читаются накануне – под зачало с рядовыми чтениями воскресенья (см.: Типикон, 14 августа, «зри»; 5 августа, Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 354). На основании указаний Типикона под 14 августа («зри»), можно считать допустимым чтение в совпавший с предпразднством Успения воскресный день Апостола и Евангелия дня, понедельника (под зачало) и преподобного. Учитывая практическое неудобство переноса рядовых чтений понедельника на предшествующий воскресный день, а также то обстоятельство, что указания Марковой главы Типикона под 5 августа имеют уникальный характер и относятся непосредственно лишь к богослужению предпразднства Преображения, распорядок литургийных чтений в официальном календаре и Богослужебных указаниях на текущий год приводится в соответствии с устоявшейся традицией, согласно которой рядовые чтения понедельника из-за совпадения с бденным праздником переносятся, по обычаю, на вторник. Целесообразность перенесения рядовых чтений понедельника (15 августа) на вторник (16 августа) подтверждается также их логической взаимосвязью и содержанием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|