2013 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 030912 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного Министерством образования и науки РФ 13.07.2010 г. приказ N 770 и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 06.09.2010 г. N 18360.
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения», утвержденным Министерством образования и науки РФ 13.07.2010 г. приказ N 770 и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 06.09.2010 г. N 18360.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке, в которых предусмотрено освоение знаний и умений в области теории государства и права.
Дисциплина «Теория государства и права» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.
В результате освоения дисциплины «Теория государства и права» обучающийся должен уметь:
- применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин;
- применять на практике нормы различных отраслей права.
- виды правонарушений и юридической ответственности.
самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Раздел 1.
Общество, государство и право
|
| 12
|
|
Тема 1.1. Происхождение государства
| Содержание учебного материала
Первобытное общество и его организация. Экономический строй первобытного общества. Социальная власть и нормы в первобытном обществе. Переход от присваивающей к производящей экономике как фактор социального расслоения классовых обществ. Общие закономерности возникновения государства. Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытного общества. Краткая характеристика теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная и т.д.
| 4
| 1
|
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. Ответить на вопрос: – каковы причины происхождения государства и права?
| 2
|
|
Тема 1.2.
Происхождение права.
| Содержание учебного материала
Социальные нормы в догосударственный период «мононормы» как правила поведения регулируемые общественные отношения первобытного общества. Причины происхождения права. Отличие права от социальных норм первобытного общества. Пути формирования права. Теории происхождения права.
| 4
| 1
|
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. Составить сравнительную таблицу «Отличия норм права от социальных норм первобытного общества».
| 2
|
|
Раздел 2.
Теория государства
|
| 24
|
|
Тема 2.1.
Сущность государства
| Содержание учебного материала
Понятие государства: различные подходы к определению. Основные признаки государства. Сущность государства. Классовое и общественное в сущности государства. Социальное назначение (роль) государства.
| 4
| 1
|
Тема 2.2.
Типы и формы государства.
| Содержание учебного материала
Типологии государств. Понятие типа государства. Формационный и цивилизационный подходы к классификации государств. Сущность рабовладельческого, феодального, буржуазного, социального типов государств. Понятие формы государства. Формы правления. Монархия и ее виды. Республика и ее виды. Понятие формы государственного устройства. Унитарные государства и федерации. Конфедерация. Понятие политико-правового режима. Демократический и антидемократический режимы.
| 4
| 1
|
Практическое занятие: Семинарское занятие по вопросам темы:
Типология государств;
Понятие формы государства:
а) формы правления;
б) формы государственного устройства;
в) формы государственного режима.
| 2
|
|
Тема 2.3.
Функции государства.
| Содержание учебного материала
Понятие и классификация функций государства. Виды функций: постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и второстепенные. Правовые и организационные формы осуществления функций государства.
| 4
| 1
|
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой. Привести примеры внутренних и внешних функций Российской Федерации.
| 2
|
|
Тема 2.4.
Механизм государства.
| Содержание учебного материала
Понятие и структура механизма государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Понятие государственного органа. Виды государственных органов, основные функции государственных органов. Сущность теории разделения власти. Система сдержек и противовесов. Законодательная власть, ее функции и принципы организации. Исполнительная власть, ее функции и принципы организации. Судебная власть, ее функции и принципы организации.
| 4
| 1
|
Практическое занятие: изучить соответствующие статьи конституции РФ и составить схему «Система государственных органах в Российской Федерации».
| 2
|
|
| Самостоятельная работа: работа с учебной литературой. Раскрыть внутреннюю структуру существующих ветвей власти в Российской Федерации.
| 2
|
|
Раздел 3.
Государство и гражданское общество.
|
| 14
|
|
Тема 3.1.
Политическая система общества.
| Содержание учебного материала
Политическая система общества, ее структура и функции. Государство в политической системе общества.
| 6
| 1
|
Тема 3.2.
Правовое государство.
| Содержание учебного материала
Понятие правового государства, его основы. Зарождение и развитие правового государства. Признаки правового государства. Предпосылки формирования правового государства.
| 6
| 2
|
Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему: «Предпосылки формирования идей правового государства в Российской Федерации».
| 2
|
|
Раздел 4.
Теория права.
|
| 56
|
|
Тема 4.1.
Понятие и сущность права.
| Содержание учебного материала
Три значения термина права: естественное право, субъективное право, объективное право. Признаки права. Понятие права. Функции права: регуляторная и охранительная. Понятие принципа права. Виды принципов права (общие, межотраслевые, отраслевые).
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством.
Подготовить примеры различных видов принципов права.
| 1
|
|
Тема 4.2.
Право в системе социальных норм.
| Содержание учебного материала
Социальные и технические нормы, их понятие и особенности и взаимосвязи. Виды социальных ном: политические, правовые, моральные, нормы общественных организаций (корпоративные), обычаи, эстетические и другие нормы. Общие признаки социальных норм. Отличие норм права от других социальных норм.
| 2
| 2
|
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой. Составить таблицу «Отличия норм права от других социальных норм».
| 1
|
|
Тема 4.3.
Формы (источники) права.
| Содержание учебного материала
Понятие формы (источника) права. Виды форм (источников) права. Нормативно-правовой акт как источник права: понятие и признаки. Виды нормативно-правовых актов. Подзаконные акты.
| 2
| 2
|
Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему «Виды форм (источников) права».
| 2
|
|
Тема 4.4.
Правотворчество.
| Содержание учебного материала
Понятие и виды правотворчества. Стадии правотворческого процесса. Принципы правотворческой деятельности. Правотворчество и законодательство.
| 2
| 2
|
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством.
Подготовить сообщение на тему: «Понятие и виды правотворчества».
| 2
|
|
Тема 4.5.
Закон.
| Содержание учебного материала
Понятие закона и его основные признаки. Виды законов: федеральные и субъектов федерации; постоянные, временные и чрезвычайные. Конституция, федеральные конституционные, федеральные и субъектов федерации; общего действия и специальные. Законодательный процесс: понятие, стадии.
| 2
| 2
|
Самостоятельная работа: изучить ст.104 Конституции РФ и составить схему «Стадии законодательного процесса в Российской Федерации».
| 2
|
|
Тема 4.6.
Пределы действия нормативных правовых актов.
| Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
| 2
| 2
|
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством.
Выделить особенности правового статуса лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.
| 2
|
|
Тема 4.7.
Систематизация законодательства.
| Содержание учебного материала
Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, значение. Учет нормативных актов. Понятие инкорпорации. Консолидация. Кодификация законодательства. Виды кодификационных актов.
| 2
| 1
|
Тема 4.8.
Норма права.
| Содержание учебного материала
Понятие нормы права и ее признаки. Общий характер правовых норм. Формальная определенность норм права, обязательность, системность, неоднократность действия. Классификация норм права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция. Соотношение норм права и статьи нормативно-правового акта.
| 4
| 2
|
Практическое занятие: определить структуру и способы изложения в предложенных нормах права.
| 2
|
|
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. Подготовить сравнительный анализ соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта.
| 1
|
|
Тема 4.9.
Правовые отношения
| Содержание учебного материала
Понятие и признаки правоотношения. Структура правоотношения. Субъекты правоотношений: физические и юридические лица. Понятие правосубъектности, правоспособности и дееспособности субъектов права. Содержание правоотношений: субъективное право и юридическая обязанность. Объекты правоотношений. Основания возникновения правоотношений. Юридические факты, их виды. Юридические презумпции и юридические фикции, их значение. Фактический состав.
| 4
| 2
|
Практическое занятие: семинарское занятие по вопросам темы:
Понятие и виды правовых отношений.
Элементы правовых отношений.
Основания возникновения правовых отношений.
| 2
|
|
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством.
Подобрать примеры «юридических презумпций» и «юридических фикций».
| 1
|
|
Тема 4.10. Реализация права.
| Содержание учебного материала
Понятие и формы реализации права. Соблюдение, исполнение, использование права. Применение как особая форма реализации права. Субъекты применения права. Стадии процесса применения норм права. Основные требования, предъявляемые к применению права. Акты применения правовых норм, их структура и виды. Отличие акта применения права от нормативно-правового акта. Понятие пробела в праве. Способы восполнения пробела в праве. Аналогия закона и аналогия права. Юридические коллизии и способы их разрешения.
| 2
| 1
|
| Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством.
Составить сравнительную таблицу «Отличие актов применения норм права от нормативных правовых актов».
| 1
|
|
Тема 4.11. Толкование норм права.
| Содержание учебного материала
Понятие толкования права. Уяснение и разъяснение содержания норм права. Субъекты толкования. Виды толкования по субъектам. Официальное и неофициальное толкование. Нормативное и казуальное толкование. Аутентичное и легальное толкование. Способы толкования правовых норм: Грамматической, систематический, исторический и др. Объем толкования правовых норм. Буквальное, распространительное и ограничительное толкование.
| 2
| 2
|
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение на тему: «Виды толкования норм права».
| 2
|
|
Тема 4.12.
Механизм правового регулирования.
| Содержание учебного материала
Правовое воздействие и правовое регулирование. Процесс правового регулирования и его этапы. Предмет и метод правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования. Его основные стадии и элементы. Роль норм права, юридических фактов, правоотношений, правоприменительных актов в механизме правового регулирования. Способы и типы правового регулирования.
| 2
| 2
|
Тема 4.13.
Система права.
| Содержание учебного материала
Понятие системы права, ее элементы. Отрасль и правовой институт. Классификация отраслей права. Краткая характеристика современных отраслей российского права. Система права и система законодательства, их соотношение. Система права и правовые семьи.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством.
Произвести сравнительный анализ «система права» и «правовая система».
| 1
|
|
Тема 4.14.
Правосознание и правовая культура.
| Содержание учебного материала
Понятие, структура и виды правосознания. Правовая идеология и правая психология. Функции правосознания. Правовой нигилизм и причины его распространения. Пути преодоления правового нигилизма. Правовая культура и элементы. Значение правовой культуры и формирование правового государства. Правовое воспитание.
| 2
| 2
|
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой.
Подготовить сообщение на тему: «Правовой нигилизм, пути его преодоления».
| 2
|
|
Тема 4.15.
Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
| Содержание учебного материала
Понятие правомерного поведения. Виды правомерного поведения. Понятие и признаки правонарушения. Состав правонарушения. Виды правонарушений: преступления и проступки. Юридическая ответственность: понятие, признаки и виды. Цели, функции и принципы юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Презумпция невиновности.
| 2
| 3
|
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой.
Подготовить сообщение на тему: «Понятие и виды правомерного поведения».
| 2
|
|
Тема 4.16.
Законность и правопорядок.
| Содержание учебного материала
Понятие законности, ее сущность и основные принципы. Гарантии обеспечения законности: общие и специальные. Понятие правопорядка. Содержание правопорядка. Правопорядок и общественный порядок. Соотношение законности и правопорядка. Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка. Понятие дисциплины, ее виды.
| 2
| 2
|
| Всего:
| 106
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).