Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия реализации программы дисциплины

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Теория государства и права

 

 

2013 г.


Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО) 030912 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного Министерством образования и науки РФ 13.07.2010 г. приказ N 770 и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 06.09.2010 г. N 18360.

                                             


СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14

 


ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория государства и права»

Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения», утвержденным Министерством образования и науки РФ 13.07.2010 г. приказ N 770 и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 06.09.2010 г. N 18360.

Примерная программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке, в которых предусмотрено освоение знаний и умений в области теории государства и права.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Теория государства и права» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Теория государства и права» обучающийся должен уметь:

 - применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин;

-оперировать юридическими понятиями и категориями;

- применять на практике нормы различных отраслей права.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- закономерности возникновения и функционирования государства и права;

- основы правового государства;

- основные типы современных правовых систем;

- понятия, типы и формы государства и права;

-роль государства в политической системе общества;

-систему права Российской Федерации и её элементы;

- формы реализации права;

- понятие и виды правоотношений;

- виды правонарушений и юридической ответственности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 106 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося 26 часов.

 

 

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 106
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 80
в том числе:  
практические занятия 14
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 26
в том числе:  
работа с учебной литературой и законодательством 16
 подготовка докладов, сообщений 10

Итоговая аттестация в форме экзамена

 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Теория государства и права»

                      

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Общество, государство и право   12      

Тема 1.1. Происхождение государства

Содержание учебного материала Первобытное общество и его организация. Экономический строй первобытного общества. Социальная власть и нормы в первобытном обществе. Переход от присваивающей к производящей экономике как фактор социального расслоения классовых обществ. Общие закономерности возникновения государства. Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытного общества. Краткая характеристика теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная и т.д. 4 1
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. Ответить на вопрос: – каковы причины происхождения государства и права? 2  

Тема 1.2.

Происхождение права.

Содержание учебного материала Социальные нормы в догосударственный период «мононормы» как правила поведения регулируемые общественные отношения первобытного общества. Причины происхождения права. Отличие права от социальных норм первобытного общества. Пути формирования права. Теории происхождения права. 4 1
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой. Составить сравнительную таблицу «Отличия норм права от социальных норм первобытного общества». 2  
Раздел 2. Теория государства   24  
Тема 2.1. Сущность государства Содержание учебного материала Понятие государства: различные подходы к определению. Основные признаки государства. Сущность государства. Классовое и общественное в сущности государства. Социальное назначение (роль) государства. 4 1

Тема 2.2.

Типы и формы государства.

Содержание учебного материала Типологии государств. Понятие типа государства. Формационный и цивилизационный подходы к классификации государств. Сущность рабовладельческого, феодального, буржуазного, социального типов государств. Понятие формы государства. Формы правления. Монархия и ее виды. Республика и ее виды. Понятие формы государственного устройства. Унитарные государства и федерации. Конфедерация. Понятие политико-правового режима. Демократический и антидемократический режимы. 4 1
Практическое занятие: Семинарское занятие по вопросам темы: Типология государств; Понятие формы государства: а) формы правления; б) формы государственного устройства; в) формы государственного режима. 2  

Тема 2.3.

Функции государства.

Содержание учебного материала Понятие и классификация функций государства. Виды функций: постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и второстепенные. Правовые и организационные формы осуществления функций государства. 4 1
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой. Привести примеры внутренних и внешних функций Российской Федерации. 2  

Тема 2.4.

Механизм государства.

Содержание учебного материала Понятие и структура механизма государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Понятие государственного органа. Виды государственных органов, основные функции государственных органов. Сущность теории разделения власти. Система сдержек и противовесов. Законодательная власть, ее функции и принципы организации. Исполнительная власть, ее функции и принципы организации. Судебная власть, ее функции и принципы организации. 4 1
Практическое занятие: изучить соответствующие статьи конституции РФ и составить схему «Система государственных органах в Российской Федерации». 2  
  Самостоятельная работа: работа с учебной литературой. Раскрыть внутреннюю структуру существующих ветвей власти в Российской Федерации. 2  
Раздел 3. Государство и гражданское общество.   14  
Тема 3.1. Политическая система общества. Содержание учебного материала Политическая система общества, ее структура и функции. Государство в политической системе общества. 6 1

Тема 3.2.

Правовое государство.

Содержание учебного материала Понятие правового государства, его основы. Зарождение и развитие правового государства. Признаки правового государства. Предпосылки формирования правового государства. 6 2
Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему: «Предпосылки формирования идей правового государства в Российской Федерации». 2  
Раздел 4. Теория права.   56  

Тема 4.1.

Понятие и сущность права.

Содержание учебного материала Три значения термина права: естественное право, субъективное право, объективное право. Признаки права. Понятие права. Функции права: регуляторная и охранительная. Понятие принципа права. Виды принципов права (общие, межотраслевые, отраслевые). 2 1
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. Подготовить примеры различных видов принципов права. 1  

Тема 4.2.

Право в системе социальных норм.

Содержание учебного материала Социальные и технические нормы, их понятие и особенности и взаимосвязи. Виды социальных ном: политические, правовые, моральные, нормы общественных организаций (корпоративные), обычаи, эстетические и другие нормы. Общие признаки социальных норм. Отличие норм права от других социальных норм. 2 2
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой. Составить таблицу «Отличия норм права от других социальных норм». 1  

Тема 4.3.

Формы (источники) права.

Содержание учебного материала Понятие формы (источника) права. Виды форм (источников) права. Нормативно-правовой акт как источник права: понятие и признаки. Виды нормативно-правовых актов. Подзаконные акты. 2 2
Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему «Виды форм (источников) права». 2  

Тема 4.4.

Правотворчество.

Содержание учебного материала Понятие и виды правотворчества. Стадии правотворческого процесса. Принципы правотворческой деятельности. Правотворчество и законодательство. 2 2
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. Подготовить сообщение на тему: «Понятие и виды правотворчества». 2  

Тема 4.5.

Закон.

Содержание учебного материала Понятие закона и его основные признаки. Виды законов: федеральные и субъектов федерации; постоянные, временные и чрезвычайные. Конституция, федеральные конституционные, федеральные и субъектов федерации; общего действия и специальные. Законодательный процесс: понятие, стадии. 2 2
Самостоятельная работа: изучить ст.104 Конституции РФ и составить схему «Стадии законодательного процесса в Российской Федерации». 2  

Тема 4.6.

Пределы действия нормативных правовых актов.

Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. 2 2
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. Выделить особенности правового статуса лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом. 2  
Тема 4.7. Систематизация законодательства. Содержание учебного материала Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, значение. Учет нормативных актов. Понятие инкорпорации. Консолидация. Кодификация законодательства. Виды кодификационных актов. 2 1

Тема 4.8.

Норма права.

Содержание учебного материала Понятие нормы права и ее признаки. Общий характер правовых норм. Формальная определенность норм права, обязательность, системность, неоднократность действия. Классификация норм права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция. Соотношение норм права и статьи нормативно-правового акта. 4 2
Практическое занятие: определить структуру и способы изложения в предложенных нормах права. 2  
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. Подготовить сравнительный анализ соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта. 1  

Тема 4.9.

Правовые отношения

Содержание учебного материала Понятие и признаки правоотношения. Структура правоотношения. Субъекты правоотношений: физические и юридические лица. Понятие правосубъектности, правоспособности и дееспособности субъектов права. Содержание правоотношений: субъективное право и юридическая обязанность. Объекты правоотношений. Основания возникновения правоотношений. Юридические факты, их виды. Юридические презумпции и юридические фикции, их значение. Фактический состав. 4 2
Практическое занятие: семинарское занятие по вопросам темы: Понятие и виды правовых отношений. Элементы правовых отношений. Основания возникновения правовых отношений. 2  
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. Подобрать примеры «юридических презумпций» и «юридических фикций». 1  
Тема 4.10. Реализация права. Содержание учебного материала Понятие и формы реализации права. Соблюдение, исполнение, использование права. Применение как особая форма реализации права. Субъекты применения права. Стадии процесса применения норм права. Основные требования, предъявляемые к применению права. Акты применения правовых норм, их структура и виды. Отличие акта применения права от нормативно-правового акта. Понятие пробела в праве. Способы восполнения пробела в праве. Аналогия закона и аналогия права. Юридические коллизии и способы их разрешения. 2 1
  Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. Составить сравнительную таблицу «Отличие актов применения норм права от нормативных правовых актов». 1  

Тема 4.11. Толкование норм права.

Содержание учебного материала Понятие толкования права. Уяснение и разъяснение содержания норм права. Субъекты толкования. Виды толкования по субъектам. Официальное и неофициальное толкование. Нормативное и казуальное толкование. Аутентичное и легальное толкование. Способы толкования правовых норм: Грамматической, систематический, исторический и др. Объем толкования правовых норм. Буквальное, распространительное и ограничительное толкование. 2 2
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение на тему: «Виды толкования норм права». 2  
Тема 4.12. Механизм правового регулирования. Содержание учебного материала Правовое воздействие и правовое регулирование. Процесс правового регулирования и его этапы. Предмет и метод правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования. Его основные стадии и элементы. Роль норм права, юридических фактов, правоотношений, правоприменительных актов в механизме правового регулирования. Способы и типы правового регулирования. 2 2

Тема 4.13.

Система права.

Содержание учебного материала Понятие системы права, ее элементы. Отрасль и правовой институт. Классификация отраслей права. Краткая характеристика современных отраслей российского права. Система права и система законодательства, их соотношение. Система права и правовые семьи. 2 1
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой и законодательством. Произвести сравнительный анализ «система права» и «правовая система». 1  

Тема 4.14.

Правосознание и правовая культура.

Содержание учебного материала Понятие, структура и виды правосознания. Правовая идеология и правая психология. Функции правосознания. Правовой нигилизм и причины его распространения. Пути преодоления правового нигилизма. Правовая культура и элементы. Значение правовой культуры и формирование правового государства. Правовое воспитание. 2 2
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой.  Подготовить сообщение на тему: «Правовой нигилизм, пути его преодоления». 2  

Тема 4.15.

Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Содержание учебного материала Понятие правомерного поведения. Виды правомерного поведения. Понятие и признаки правонарушения. Состав правонарушения. Виды правонарушений: преступления и проступки. Юридическая ответственность: понятие, признаки и виды. Цели, функции и принципы юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Презумпция невиновности. 2 3
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой. Подготовить сообщение на тему: «Понятие и виды правомерного поведения». 2  
Тема 4.16. Законность и правопорядок. Содержание учебного материала Понятие законности, ее сущность и основные принципы. Гарантии обеспечения законности: общие и специальные. Понятие правопорядка. Содержание правопорядка. Правопорядок и общественный порядок. Соотношение законности и правопорядка. Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка. Понятие дисциплины, ее виды. 2 2
  Всего: 106  

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...