Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и состав бухгалтерской отчетности.

Отчётность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчётный период. Отчётность включает таблицы, которые составляют по данных бухгалтерского, статистического и оперативного учёта. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчётности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчётность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчётность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчётных показателей с данными за прошлые периоды.

Организации составляют отчёты по формам, рекомендуемым Минфином РФ. Формы статистической отчётности утверждаются Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчётности организации позволяется составлять отчётные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

Отчётность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчётных данных.

По видам отчётность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и налоговую.

Бухгалтерская отчётность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности. Составляют её по данным бухгалтерского учёта.

Статистическая отчётность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учёта и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчётность составляется на основе данных оперативного учёта и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

Налоговая отчётность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей, установленных законодательством, и обязательна для составления хощзйствующими субъектами. Налоговая отчётность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерской учёте, путём её корректировки по правилам налогового законодательства. Главная задача налоговой отчётности - снижение затрат на её формирование путём существенного приближения правил налогового и бухгалтерского учёта.

Концепцией развития бухгалтерского учёт и отчётности РФ на среднесрочную перспективу установлено, что бухгалтерская отчётность разделяется на индивидуальную бухгалтерскую отчётность, консолидированную финансовую отчётность и управленческую отчётность.

Индивидуальная бухгалтерская отчётность выполняет две функции - информационную (характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности организации) и контрольную (обеспечивает системный контроль достоверности данных бухгалтерского учёта по каждому учётному циклу). Поэтому организации должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчётность за каждый период.

Индивидуальная бухгалтерская отчётность используется собственниками для выявления конечного финансового результата деятельности организации - чистой прибыль (убытка) и её распределения между ними; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; в управлении организацией, судопроизводстве, налогообложении и для иных целей.

Поскольку главная задача индивидуальной бухгалтерской отчётности - обеспечение пользователей качественной, надёжной и сопоставимой информацией об организации, её нужно составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе целесообразно оценить возможность её составления некоторыми организациями непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

В ряде случаев в российских стандартах может предусматриваться несколько альтернативных подходов к формированию и представлению информации в бухгалтерской отчётности. Они могут устанавливать разный объём информации в индивидуальной бухгалтерской отчётности отдельным категориями организаций, в частности возможность составления упрощённой бухгалтерской отчётности.

Консолидированная финансовая отчётность предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Она выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям.

Главная задача консолидированной финансовой отчётности - обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной, надёжной и сопоставимой информации по группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи консолидированная финансовая отчётность должна составляться по МСФО, подвергаться обязательному аудиту и публикации.

Управленческая отчётность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом. В связи с этим её содержание, сроки, формы и порядок составления определяются организацией самостоятельно.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчётность. Внутригодовая отчётность включает отчёты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчётность обычно называют текущей статистической отчётностью, а внутригодовую бухгалтерскую - промежуточной бухгалтерской отчётностью. Годовая отчётность - это отчёты за год.

По степени обобщения отчётных данных различают отчёты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчётов.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчётность.

Промежуточная бухгалтерская отчётность включает:

· Ф № 1 «Бухгалтерский баланс»;

· Ф № 2 «Отчёт о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчётности организации могут представлять иные отчётные формы (Отчёт о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчётности.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учёте» и ПБУ 4/99 годовая бухгалтерская отчётность организаций, за исключением отчётности бюджетных организаций, состоит из:

· Бухгалтерского баланса;

· Отчёта о прибылях и убытках;

· Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

· Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчётности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

· Пояснительной записки.

Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчётности, то аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчётности.

В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации и д.р. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчётности.

Рекомендуемые формы бухгалтерской отчётности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...