Критерии оценивания сочинений.
IV. Выбор жанра и темы конкурсной работы 4.1. Тематические направления конкурсных работ 1. Октябрь 1917 в отечественной литературе и кинематографе. 2. Приведи в порядок свою планету 3. Именно в труде, и только в труде, велик человек. 4. Самарская область за здоровый образ жизни! 5. Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. 6. Юбилеи российских писателей. 7. Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления. 4.2. Специфика жанров конкурсных работ В соответствии с целями и задачами Конкурса и требованиями к результатам образования, определяемыми ФГОС и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Конкурса: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе, рецензия. Жанр своего сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно. Рассказ 1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде. 2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера. 3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. Сказка 1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел. 2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов. Письмо 1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса. 2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности. Заочная экскурсия 1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения. Очерк 1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо. 2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. 3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры. Слово 1. Жанр ораторской прозы и публицистики. 2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.
3. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением. Эссе 1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. 2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. 3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. 4. В современном литературоведении – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями. Рецензия 1. Критический разбор произведения – литературно-художественного, научного, публицистического характера и т.п., - дающий информацию об этом произведении и его оценку. 2. Критическая статья или заметка, в которой содержится отзыв на литературное, музыкальное, театральное, а при необходимости и краткое содержание. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединенных по какому-либо признаку, называется обозрением. 3. Жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензата к исследуемому произведению. Предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. 4.3. Выбор темы конкурсной работы. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.
Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям: – «История моего знакомства с …. (краем или историей)». Жанр – рассказ. Тематическое направление: Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины); − «Ночь в музее». Жанр – сказка. Тематическое направление: Октябрь 1917 в отечественной литературе и кинематографе или Приведи в порядок свою планету; − «Здравствуй, будущий читатель …. (писателя или произведения)». Жанр – письмо. Тематическое направление: Юбилеи российских писателей; − «На родине … (писателя …)». Жанр – заочная экскурсия, очерк. Тематическое направление: Юбилеи российских писателей; − «Слово о …». Жанр – слово. Тематическое направление: Юбилеи российских писателей; − «Театральный разъезд. После премьеры пьесы….». Жанр – рецензия. Тематическое направление: Юбилейные даты региональных писателей или Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. − «Бежать или смотреть?». Жанр – эссе, рецензия. Тематическое направление: Самарская область за здоровый образ жизни! − «Поэзия Труда» (стихи/проза о труде русских поэтов)». Жанр – очерк, эссе. Тематическое направление: Именно в труде, и только в труде, велик человек. Данные примеры являются ориентировочными. Использование предложенных формулировок в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.
Критерии оценивания сочинений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|