Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценивания сочинений.

IV. Выбор жанра и темы конкурсной работы

4.1. Тематические направления конкурсных работ

1. Октябрь 1917 в отечественной литературе и кинематографе.

2. Приведи в порядок свою планету

3. Именно в труде, и только в труде, велик человек.

4. Самарская область за здоровый образ жизни!

5. Искусство есть посредник того, что нельзя высказать.

6. Юбилеи российских писателей.

7. Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины.

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.

4.2. Специфика жанров конкурсных работ

В соответствии с целями и задачами Конкурса и требованиями к результатам образования, определяемыми ФГОС и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Конкурса: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе, рецензия.

Жанр своего сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно.

Рассказ

1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.

2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Сказка

1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.

2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

Письмо

1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.

2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

Заочная экскурсия

1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.

2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

Очерк

1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.

2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.

3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.

Слово

1. Жанр ораторской прозы и публицистики.

2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.

3. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.

Эссе

1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.

2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

4. В современном литературоведении – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

Рецензия

1. Критический разбор произведения – литературно-художественного, научного, публицистического характера и т.п., - дающий информацию об этом произведении и его оценку.

2. Критическая статья или заметка, в которой содержится отзыв на литературное, музыкальное, театральное, а при необходимости и краткое содержание. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединенных по какому-либо признаку, называется обозрением.

3. Жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензата к исследуемому произведению. Предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

4.3. Выбор темы конкурсной работы.

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.

Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям:

– «История моего знакомства с …. (краем или историей)». Жанр – рассказ. Тематическое направление: Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины);

− «Ночь в музее». Жанр – сказка. Тематическое направление: Октябрь 1917 в отечественной литературе и кинематографе или Приведи в порядок свою планету;

− «Здравствуй, будущий читатель …. (писателя или произведения)». Жанр – письмо. Тематическое направление: Юбилеи российских писателей;

− «На родине … (писателя …)». Жанр – заочная экскурсия, очерк. Тематическое направление: Юбилеи российских писателей;

− «Слово о …». Жанр – слово. Тематическое направление: Юбилеи российских писателей;

− «Театральный разъезд. После премьеры пьесы….». Жанр – рецензия. Тематическое направление: Юбилейные даты региональных писателей или Искусство есть посредник того, что нельзя высказать.

− «Бежать или смотреть?». Жанр – эссе, рецензия. Тематическое направление: Самарская область за здоровый образ жизни!

− «Поэзия Труда» (стихи/проза о труде русских поэтов)». Жанр – очерк, эссе. Тематическое направление: Именно в труде, и только в труде, велик человек.

Данные примеры являются ориентировочными. Использование предложенных формулировок в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.

 

Критерии оценивания сочинений.

 

Критерий Показатели Оценка в баллах
11. Формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса   1.1. Соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса 0 – 3
1.2. Использование литературного, исторического, фактического материала, соответствующего тематическим направлениям Конкурса 0 – 3
1.3. Формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию) 0 – 3
1.4. Полнота раскрытия темы сочинения 0 – 3
1.5. Соответствие содержания теме сочинения 0 – 3
2. Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра) 2.1. Наличие в сочинении признаков выбранного жанра 0 – 3
2.2. Соответствие содержания сочинения выбранному жанру 0 – 3
3. Композиция сочинения 3.1. Цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения 0 – 3
3.2. Соответствие композиции содержанию 0 – 3
3.3. Своеобразие композиции 0 – 3
4. Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения 4.1. Соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом 0 – 3
4.2. Воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции 0 – 3
4.3. Соответствие речевого оформления сочинения коммуникативному замыслу автора 0 – 3
5. Художественность сочинения 5.1. Богатство лексики 0 – 3
5.2. Разнообразие синтаксических конструкций 0 – 3
5.3. Использование изобразительно- выразительных средств языка 0 – 3
5.4. Использование афоризмов, цитат, пословиц 0 – 3
5.5. Наличие оригинальных образов 0 – 3
5.6. Соответствие стиля сочинения художественному замыслу 0 – 3
5.7.Целесообразность использования языковых средств 0 – 3
5.8.Точность и ясность речи 0 – 3
6. Грамотность сочинения 6.1. Орфография 0 – 3
6.2. Пунктуация 0 – 3
6.3. Грамматика 0 – 3
6.4. Грамотность речи 0 – 3
Максимальный балл
         

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...