Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критериальная оценка экспертизы учебной книги

Процедура экспертизы в зависимости от ее объекта может проводиться в нескольких формах: индивидуальная, коллективная, комплексная.

Для оценки эффективности представленного проекта требуется совместное обсуждение и оценка новых, спорных или вызывающих сомнение составляющих данного объекта, поэтому мы в случае нашего исследования использовали в качестве основной формы коллективную экспертизу, предполагающую коллективную оценку группой профессионалов.

В качестве вспомогательных форм применялись также индивидуальная экспертиза, которая может проводиться отдельным специалистом-профессионалом по конкретному предметному направлению содержания в соответствии с уже существующими нормативами или специально разработанными критериями, а также комплексная экспертиза, когда инновационный продукт (в нашем случае некоторые компоненты учебной книги) разработан на стыке различных наук и возникает необходимость в компетентной оценке специалистов различных направлений.

Для экспертизы содержания, структуры и компонентов учебной книги мы использовали разнообразные методы сбора данных: наблюдение, аналитические экспертные оценки, метод комиссий, опрос (интервьюирование, анкетирование).

Для метода комиссий характерно проведение систематических дискуссий группой экспертов в атмосфере творчества и взаимного влияния мнений, происходит выработка общей позиции по вопросу путей будущего развития некоторых объектов (например, по вопросу восприятия перехода от привычных, устоявшихся сочетаний компонентов учебной книги к новым сочетаниям).

Критерий – признак, на основании которого производятся оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки [4].

Наиболее практикоориентированной является следующая классификация критериев экспертизы:

1. Общие критерии (новизна, масштабность, системность, эффективность, транслируемость);

2. Специальные критерии (полнота структуры инновационного проекта, степень проработанности и согласованность структурных элементов проекта);

3. Частные критерии (реалистичность и реализуемость инновационного проекта).

Мы принимаем понятие «критерий» как мерило, на основе которого осуществляется оценка. Выступая в роли мерила, нормы, критерий служит идеальным образцом, выражает высший, самый совершенный уровень изучаемого явления. Сравнивая с ним реальные явления, можно установить степень их соответствия, приближения к норме, идеалу.

Процесс апробации должен состоять из аналитического и экспериментального этапов. На аналитическом этапе были даны точное и полное определение учебной книги и прогноз ее дидактических возможностей.

1. Учебно-методическое обеспечение представляет собой проектируемую преподавателем в целях продвижения студента в учебно-профессиональной деятельности совокупность средств обучения и технологий их использования.

2. Учебно-методический комплекс – совокупность печатных и электронных информационно-образовательных ресурсов, использование которых направлено не только на достижение общих целей современного образования, но и индивидуальных целей личности студента; часть информационной образовательной среды.

3. Компонентами учебно-методического комплекса в условиях реформирования высшего профессионального образования являются федеральные государственные образовательные стандарты, образовательная программа, предписания для самостоятельной работы студентов с источниками информации, учебные пособия, учебно-методические материалы для преподавателя, педагогические технологии; Интернет-поддержка всех компонентов.

4. Учебная книга, как главный компонент учебно-методического комплекса, является изданием, содержащим научные и прикладные сведения, изложенные в системе и удобной форме для преподавания и изучения, отражающие требования федеральных государственных образовательных стандартов и компетенции студента, ориентированные на формирование целостной системы различных видов знаний, характеризующих социальный и личностный опыт субъектов профессиональной подготовки, освоение которой способствует формированию профессиональных компетенций.

5. Принципами отбора содержания компонентов учебной книги являются принцип прогностичности, который проявляется в учете современных требований к учебной книге, принцип нормированности, проявляющийся в следовании структуре учебной книги, принцип продуктивности, ориентирующий на получение компетентностных результатов, имеющих прикладную значимость в общепрофессиональной подготовке, принцип модульности, предполагающий систему сопоставляемых инвариантных и вариативных модулей, принцип обратной связи – создание условий для получения информации о результативности общепрофессиональной подготовки студентов.

6. Доминирующими функциями современной учебной книги являются координирующая, самообразования, мотивационная и функция закрепления и самоконтроля.

7. Содержание учебной книги в общепрофессиональной подготовке должно быть ориентировано на становление профессиональных компетенций и представлено инвариантными и вариативными модулями, которые построены на основе конструирования учебно-профессиональных задач [3, 6].

Таблица 2

Критериальная оценка экспертизы учебной книги

Критерии (классификация) Теоретический состав критериев Согласованное заключение экспертов по предложенным критериям
1 2 3
Новизна (общий) Новизна проектной идеи заключается как в создании абсолютно нового, неизвестного до настоящего времени продукта, так и в совершенствовании существующей образовательной ситуации Проектирование учебной книги характеризуется относительной новизной, т.к. в процессе этой деятельности происходит усовершенствование, рационализация, видоизменение и модернизация, а также конструктивное соединение ранее известных элементов учебной книги, которые в таком виде прежде не применялись, что предполагает получение новых свойств учебной книги. Например, компонент «ожидаемые результаты», содержащий учебно-профессиональные задачи с разными контекстами придает учебнику компетентностный характер
Масштабность (общий) Масштабность инновационного проекта отражает уровень и значимость предполагаемого проекта, которые могут носить как локальный характер, осуществляясь на местном уровне и имея, соответственно, ценность на этом уровне, так и более широкий характер, предполагающий изменение в образовательной практике на региональном, межрегиональном и даже федеральном уровнях Учебная книга будет иметь значимость на местном уровне, т.к. носит локальный характер и имеет ценность на этом уровне: в виде учебного пособия применяется в общепрофессиональной подготовке студентов лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов на кафедре химии
Системность (общий) Системность инновационного проекта определяет фрагментарный или системный характер проекта, означающий рассмотрение как содержания образования, так и сценария отдельного занятия, разработку и представление как образовательных технологий, так и отдельных педагогических действий и т.п. Проектирование учебной книги имеет системный характер, т. к. рассматривается содержание нескольких дисциплин на разных факультетах
Эффективность (общий) Эффективность инновационного проекта позволяет понять изменения, которые произошли в связи с введением данного инновационного проекта в образовательную практику: кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации, улучшение или существенное обогащение образовательной теории и практики В процессе применения в образовательной практике учебных книг наблюдается улучшение и существенное обогащение образовательной теории и практики
Траслируемость (общий) Транслируемость проектной идеи говорит о возможности трансляции и тиражирования представленной инновации По транслируемости учебной книги, характеризующейся возможностью ее тиражирования, эксперты дали высокую оценку, т.к. применяется на нескольких факультетах
Полнота структуры инновационного проекта (специальный) Полнота структуры инновационного проекта, которая в проекте представлена анализом реальной образовательной ситуации; концепцией инновационного проекта, включающего проектную идею, постановку целей, формулировку задач По этому критерию эксперты сделали следующий вывод: структура учебной книги характеризуется полнотой, т.к. представлены анализ тенденций развития высшего профессионального образования, концепция современной учебной книги, включающей модульную структуру и особым образом построенное содержание
Степень проработанности (специальный) Степень проработанности и согласованности структурных элементов проекта Концепция, цели, задачи, анализ ситуации, проблемы, которые необходимо решить рассмотрены во взаимосвязи
Реалистичность (частный) Реалистичность инновационного проекта, которая предполагает соответствие идей, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации и имеющимся ресурсам Учебная книга имеет право на существование, т.к. соответствует идее, целям и задачам реальной образовательной ситуации и имеющимся ресурсам
Реализуемость (частный) Реализуемость инновационного проекта, заключающаяся в наличии, вовлеченности и согласованности действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации Определены круг лиц, вовлеченных в инновационную проектную деятельность и их функциональное место, чем и обеспечивается их включенность в реализацию идеи

 

Исследователи приводят следующие результаты теоретического анализа проблемы инновационных процессов в образовании:

– процесс создания, разработки и внедрения инновации нацелен на качественные изменения системы, обеспечение ее эффективности;

– инновационные процессы в образовании позволяют эффективно решать поставленные задачи, отвечающие прогрессивным тенденциям развития общества;

– включение преподавателя в инновационные процессы обеспечивает становление его позиции как субъекта профессиональной деятельности, а сами инновационные процессы являются источником профессионального роста преподавателя при определенных условиях. Преподаватель как субъект инновационной деятельности и ее организатор вступает с другими членами педагогического сообщества в процесс создания, использования и распространения новшества. Инновации приводят к преобразованиям в профессиональной деятельности, которые начинаются с принятия человеком требований, поставленных перед ним условиями жизни и современным обществом, с создания новых отношений, возникающих в обществе, а также изменений, которые происходят в нем самом.

 

Библиографическая ссылка

Мендубаева З.А. ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНОЙ КНИГИ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-20. – С. 4509-4515;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38103 (дата обращения: 05.04.2019).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...