Критериальная оценка экспертизы учебной книги
Процедура экспертизы в зависимости от ее объекта может проводиться в нескольких формах: индивидуальная, коллективная, комплексная. Для оценки эффективности представленного проекта требуется совместное обсуждение и оценка новых, спорных или вызывающих сомнение составляющих данного объекта, поэтому мы в случае нашего исследования использовали в качестве основной формы коллективную экспертизу, предполагающую коллективную оценку группой профессионалов. В качестве вспомогательных форм применялись также индивидуальная экспертиза, которая может проводиться отдельным специалистом-профессионалом по конкретному предметному направлению содержания в соответствии с уже существующими нормативами или специально разработанными критериями, а также комплексная экспертиза, когда инновационный продукт (в нашем случае некоторые компоненты учебной книги) разработан на стыке различных наук и возникает необходимость в компетентной оценке специалистов различных направлений. Для экспертизы содержания, структуры и компонентов учебной книги мы использовали разнообразные методы сбора данных: наблюдение, аналитические экспертные оценки, метод комиссий, опрос (интервьюирование, анкетирование). Для метода комиссий характерно проведение систематических дискуссий группой экспертов в атмосфере творчества и взаимного влияния мнений, происходит выработка общей позиции по вопросу путей будущего развития некоторых объектов (например, по вопросу восприятия перехода от привычных, устоявшихся сочетаний компонентов учебной книги к новым сочетаниям). Критерий – признак, на основании которого производятся оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки [4].
Наиболее практикоориентированной является следующая классификация критериев экспертизы: 1. Общие критерии (новизна, масштабность, системность, эффективность, транслируемость); 2. Специальные критерии (полнота структуры инновационного проекта, степень проработанности и согласованность структурных элементов проекта); 3. Частные критерии (реалистичность и реализуемость инновационного проекта). Мы принимаем понятие «критерий» как мерило, на основе которого осуществляется оценка. Выступая в роли мерила, нормы, критерий служит идеальным образцом, выражает высший, самый совершенный уровень изучаемого явления. Сравнивая с ним реальные явления, можно установить степень их соответствия, приближения к норме, идеалу. Процесс апробации должен состоять из аналитического и экспериментального этапов. На аналитическом этапе были даны точное и полное определение учебной книги и прогноз ее дидактических возможностей. 1. Учебно-методическое обеспечение представляет собой проектируемую преподавателем в целях продвижения студента в учебно-профессиональной деятельности совокупность средств обучения и технологий их использования. 2. Учебно-методический комплекс – совокупность печатных и электронных информационно-образовательных ресурсов, использование которых направлено не только на достижение общих целей современного образования, но и индивидуальных целей личности студента; часть информационной образовательной среды. 3. Компонентами учебно-методического комплекса в условиях реформирования высшего профессионального образования являются федеральные государственные образовательные стандарты, образовательная программа, предписания для самостоятельной работы студентов с источниками информации, учебные пособия, учебно-методические материалы для преподавателя, педагогические технологии; Интернет-поддержка всех компонентов.
4. Учебная книга, как главный компонент учебно-методического комплекса, является изданием, содержащим научные и прикладные сведения, изложенные в системе и удобной форме для преподавания и изучения, отражающие требования федеральных государственных образовательных стандартов и компетенции студента, ориентированные на формирование целостной системы различных видов знаний, характеризующих социальный и личностный опыт субъектов профессиональной подготовки, освоение которой способствует формированию профессиональных компетенций. 5. Принципами отбора содержания компонентов учебной книги являются принцип прогностичности, который проявляется в учете современных требований к учебной книге, принцип нормированности, проявляющийся в следовании структуре учебной книги, принцип продуктивности, ориентирующий на получение компетентностных результатов, имеющих прикладную значимость в общепрофессиональной подготовке, принцип модульности, предполагающий систему сопоставляемых инвариантных и вариативных модулей, принцип обратной связи – создание условий для получения информации о результативности общепрофессиональной подготовки студентов. 6. Доминирующими функциями современной учебной книги являются координирующая, самообразования, мотивационная и функция закрепления и самоконтроля. 7. Содержание учебной книги в общепрофессиональной подготовке должно быть ориентировано на становление профессиональных компетенций и представлено инвариантными и вариативными модулями, которые построены на основе конструирования учебно-профессиональных задач [3, 6]. Таблица 2 Критериальная оценка экспертизы учебной книги
Исследователи приводят следующие результаты теоретического анализа проблемы инновационных процессов в образовании: – процесс создания, разработки и внедрения инновации нацелен на качественные изменения системы, обеспечение ее эффективности; – инновационные процессы в образовании позволяют эффективно решать поставленные задачи, отвечающие прогрессивным тенденциям развития общества; – включение преподавателя в инновационные процессы обеспечивает становление его позиции как субъекта профессиональной деятельности, а сами инновационные процессы являются источником профессионального роста преподавателя при определенных условиях. Преподаватель как субъект инновационной деятельности и ее организатор вступает с другими членами педагогического сообщества в процесс создания, использования и распространения новшества. Инновации приводят к преобразованиям в профессиональной деятельности, которые начинаются с принятия человеком требований, поставленных перед ним условиями жизни и современным обществом, с создания новых отношений, возникающих в обществе, а также изменений, которые происходят в нем самом.
Библиографическая ссылка Мендубаева З.А. ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНОЙ КНИГИ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-20. – С. 4509-4515;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|