Необходимо, чтобы текст был перепечатан на машинке, снабжен иллюстрациями и сброшюрован.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СЕМИНАРУ КРИТИКИ Для студентов факультета теории и истории искусств
Санкт-Петербург
Методическое указание подготовлено Профессором кафедры русского искусства А.И. Рощиным Утверждено на заседании кафедры 12.11.2001 года Лицензия ПД № 2-69-562 от 29.01.2000 г. Подписано в печ. 07.12.01 Зак. 5. Тир. 150. Формат 60х84 1/16. Гарнитура Times. Объём 0,5 уч-изд. Л. Отпечатано на ротапринте Института им. И.Е. Репина 199034. Санкт-Петербург, Университетская наб., 17 Термин "критика" который вошел во все языки мира, появился в Древней Греции в эллинистический период. Уже тогда он имел неоднозначное значение. Во-первых, он употреблялся в смысле отрицательного суждения о чем-нибудь. Во-вторых, означал суждение, анализ, разбор какого-нибудь явления, предмета, поступка, теории, художественного произведения и т.д. В-третьих - этим словом обозначалась и специализированная оценка литературных и художественных произведений знатоками. Термин ''художественная критика" утверждается в ХIХ в. Его употребляли вплоть до конца 20-х гг. XX в. в двух значениях; первое - широкое, охватывающее все виды литературы и всего комплекса искусств; второе (узкое) - критика изобразительного искусства. Теперь же художественной критикой в основном именуют только последний вид, поскольку отпочковались и получили самостоятельность такие ее составные части, как литературная, театральная, музыкальная» архитектурная критика. Художественная критика как составная часть искусствоведения тесным образом связана с ее другими составными частями: теорией искусства, историей искусства, методологией и методикой искусствоведения. Разница между работой историка искусства и художественного критика заключается в способах изучения и в формах выражения, но не в критериях оценки художественных произведений. Историк искусства, отдавая должное ценностному анализу и отлично понимая разные масштабы художников, руководствуется поисками истины, как все было в историческом процессе. Критик анализирует то, что конкретно существует в сегодняшнем художественном мире, он анализирует и выносит "приговор", действуя в системе своих профессиональных ценностных ориентации.
Полюсами критического анализа является социология и эстетика. Критик рассматривает то или иное явление художественной жизни с позиций историзма, изучает произведение в единстве содержания и формы. Социологический аспект - не просто одна из сторон изучения художественного творчества, без него немыслимо полноценное суждение об искусстве. Разумеется, обращение к жизненной общественной практике для критика не дополнение, а ориентир и масштаб для решения, прежде всего, эстетических задач. Эстетическая оценка - одна из самых важных и трудных в критическом анализе. От критика ждут не просто пересказа мотива, изображенного художником, а глубокого анализа произведения. Он должен помочь по достоинству оценить его художественные качества. Разумеется, теория не гарантирует безошибочности суждения. Критик должен обладать вкусом, художественным чутьем. Без тонкого и развитого чувства просто невозможно заниматься искусствоведением как наукой. Но эмоциональная сторона здесь подчинена научным задачам, она является лишь необходимым условием для занятия критической деятельностью. В критическом анализе применяются, кроме социально-эстетического, и другие методы: сравнительно-исторический, биографический, психологический, структурный и тл. В критическом анализе не должно быть предвзятости, натяжек и неуважительного отношения к авторам.
Художественная критика, являясь составной частью искусствоведения, обладает своей спецификой по сравнению с другими ее частями. Она является той составной частью искусствоведения, которая непосредственно смыкается с художественным процессом. Каждое новое произведение, прежде чем войти в круг уже устоявшихся художественных ценностей, должно выдержать соответствующий экзамен. Первые вопросы ему задаёт
критика. В ней, как в зеркале, отражается весь комплекс суждений данного общества об искусстве. Она, как правило, имеет дело с явлениями и процессами еще не завершёнными в отличие от истории искусства. Последняя же в основном изучает прошлое, знает, чем кончилось то или иное явление. В своих исследованиях история искусства ретроспективно осмысляет и опыт критики. Развитие критики всегда тесно связано с тем или иным направлением в искусстве. Она придает ему идеологическую оформленность и устойчивость. Критика провозглашает в статьях, манифестах, декларациях художественные принциаы направления, ведёт активную борьбу с противниками, анализирует художественную практику, фактически складывающиеся в ней тенденции. В круг ее проблем включаются и вопросы собственного жанрового и стилевого, методологического и методического характера. Она вырабатывает принципы анализа произведений, свою систему понятий и терминов. Существуют разные системы жанров критики, исходящие из разных оснований. В одном случае - по методу анализа: портрет, диалог, литературная параллель, академический отзыв, трактат. В другом - по литературным формам: эссе, пародия, памфлет, фельетон. В третьем - по объему охватываемого материала: рецензия, этюд, обзор, критическая монография. И все-таки за основу деления жанров художественной критики наиболее правомерно по объекту исследования: произведение, автор, процесс. В соответствии с этим можно сказать о трех опорных жанрах - рецензия, творческий портрет, статья. Вокруг них группируются все остальные разновидности. Анализ и оценку отдельного произведения осуществляет рецензия (с латинского -рассмотрение, обследование) - как бы первичный жанр в обширном семействе жанров художественной критики. Без умения проанализировать и оценить отдельное произведение нельзя разобраться в художественном процессе в целом. В то же время ценность рецензия как конкретного отклика на конкретное произведение резко увеличивается, если рецензент вооружен пониманием процесса и претворяет это свое понимание в ответе на вопрос: какое место занимает в художественном процессе, в духовной жизни рассматриваемое им произведение.
Рецензии подвластен любой законченный труд, но рецензия на произведения литературы и искусства обладает особыми качествами. Для уяснения специфики рецензирования необычайно важно то положение эстетики и общего искусствознания, которое утверждает, что подлинно художественное произведение обладает определенной законченностью, что оно представляет собой целостный завершенный "мир". И как бы ни была сосредоточена рецензия на выяснении того или иного аспекта произведения, критик непременно должен исходить в своем анализе и особенно оценках из этой целостности и завершенности, степени их наличия в данном произведении. Правильное прочтение произведения с точки зрения того, насколько оно едино, целостно по своему содержанию и по своей форме - эстетическая первооснова рецензентской деятельности. Поэтому хорошим рецензентом может быть только хороший критик, т.е личность, обладающая самобытным мировоззрением, значительными жизненными идеями, представлениями, устойчивыми художественными принципами. Рецензия – многообразнейшее явление в критической работе, что, разумеется, не означает, будто нельзя выявить в потоке рецензий некоторых типологических свойств и особенностей. Задачи рецензии – дать объективную оценку произведения. Всегда легко подвергать
осуждению повседневную художественную продукцию, если неразумно сопоставлять её с вершинными явлениями мирового искусства. Такое заведомо предвзятое, высокомерное отношение к текущему художественному процессу встречается и среди широкой публики, и среди критиков. В нём нет истинной любви к искусству, к его живой, трепетной жизни. Нет сомнения, что непримиримость к недоброкачественной художественной продукции должна сочетаться с тем, чтобы все, заслуживающие хоть малой поддержки, было замечено, поддержано. Объективность рецензента не должна исключать доброжелательности, любви и признательности к таланту в различных по масштабу проявлениях.
СТАТЬЯ- среди критических жанров наиболее зрело и зримо выявляет научно-публицистическое начало как ведущее, коренное в критической деятельности. Задача статьи - раскрыть, проанализировать существенные стороны художественного процесса, истолковать, обобщить, оценить факты, события. Условно критические статьи можно подразделить на проблемные, монографические, теоретические, юбилейные, эссе, полемические, заметки критика, обозрение, творческий портрет. В центре проблемкой статьи всегда находится актуальная идейная, нравственная, эстетическая проблема, ставится она преимущественно на современном материале. Автор не стремится охарактеризовать произведения со всех сторон. Он выбирает аспекты, нужные ему для той главной проблемы, которая побудила его выступить с данной статьей. Автора здесь подстерегает опасность — впасть в рассуждения, оторванные от конкретного художественного материала или не подтверждаемые свойствами этого материала. Найти меру обобщенности и конкретного анализа, естественно связать публицистический пафос и точность в отборе и характеристике привлекаемого материала искусства - вот в чем состоит трудность в написании проблемной статьи. Научность - не только непременное свойство настоящей проблемной статьи, но и подчас зримо наблюдаемое структурообразующее качество этого жанра. Здесь возникают особенно часто произведения как бы пограничные между критикой и наукой. Критик, как и ученый, обычаю избирает либо дедуктивный, либо индуктивный принцип построения статьи. В одном случае, он отправляется от проблемы к конкретному художественному материалу. В другом- от частных наблюдений, от конкретики к общим выводам. И в том, и в другом случае непременно наличествует публицистический пафос и стремление к научно достоверной аргументации. Теоретическая статья в сегодняшней критике посвящена коренным идейно-теоретическим вопросам развития искусства. Её функция – постановка вопросов теории на современном художественном материале. Она может быть написана как в научном, так и в научно-критическом ключе. Юбилейная статья связана с какой-либо знаменательной датой. Функционально она сосредоточена на изложении позитивного материала – вклада данного художника в культуру или значения данного историко-художественного события. В необходимых случаях это не исключает разговора об объективной ограниченности или субъективных заблуждениях мастеров искусств прошлого или настоящего. Интонация юбилейной статьи может быть различной. Но обычно она тяготеет к научной речи. Чаще всего представляет собой популяризацию достигнутого искусствознанием во взглядах на данного художника. Однако к критике такую статью “привязывают” её акцент на современном звучании опыта данного художника.
Эссе отличается от других разновидностей статьи большей выявленностью личного,
лирического начала, осознанным авторским стремлением к стилистическому и композиционному изяществу. Ее функции - найти у читателя не только логический, но и обязательный эмоциональный отклик на какие-либо явления искусства или жизненные вопросы, в них затронутые. В интонации главенствует стремление к особой художественности, субъективные взгляды автора явственно доминируют над научной обоснованностью выводов. Но это вовсе не означает, что в работах такого рода присутствует "обязательная" ненаучность, субъективизм. Полемическая статья. Полемические мотивы могут содержаться в статьях любого вида. Но бывает так, что полемика служит и целью статьи и основой ее композиции. Функцию такой статьи составляет прямое, публицистическое, заостренное опровержение концепций, трактовок, прочтений, которые автор считает несостоятельными. Речевые средства в этом виде подчинены полемике, обычно широко используются ирония, риторические вопросы и многие другие возможности языковой экспрессии. Общий тон полемической статьи - почти всегда повышенный. В арсенале критики - самые разнообразные полемические средства: короткие острые реплики, иронический "комментарий" - фельетон, сатирически заостренная проблемная статья, памфлет. Одной из популярнейших модификаций статьи являются "заметки критики" Это -критико-публицистическое выступление по каким-либо актуальным общественным или творческим вопросам, базирующимся на текущем художественном материале. По расширяющейся жанровой проекции "заметки" способны стать книгой - персональным сборником статей-заметок, сравнительно широких по составу, но объединенных какой-либо общей идеей или темой. По своим жанровым признакам "заметки критика" близки проблемной статье. Как правило, они обладают большой свободой, самостоятельностью составляющих их главок или частей (которые нередко выделяются подзаголовками). Слово "заметки" указывают на некоторую сознательную очерковость, незавершенность ' исследования. Разновидность жанра статьи является обозрение (обзорная статья). Обозрение строится весьма непринужденно, форм и "подформ" этого рода статьи не перечислить: обозрения тематические, жанровые, "возрастные", например обзор творчества молодых, и т.д. Данный вид статьи часто вызывается к жизни каким-то конкретным поводом из текущей художественной или общественной жизни. Творческий портрет - один из самых популярных жанров в художественной критике. Его цель - показать индивидуальность художника, его творческий облик. Жанровые разновидности творческого портрета обусловлены объемом выступления, подходом к анализу творчества и манерой изложения. Возможен самый широкий диапазон - от сосредоточенности преимущественно на творческих проблемах до беллетризованных сведений о творческих замыслах и фактах биографии. Но в любом случае очень важно выявить своеобразие мировосприятия и творческой манеры художника. В основном в критике творческий портрет представлен очерком. Кроме перечисленных жанров в современной критике популярны критические диалоги, статьи-предисловия, послесловия и т.д.
О РАБОТЕ НАД РЕЦЕНЗИЕЙ На III курсе дневного отделения и на IV курсе отделения заочного обучения студент обязан написать рецензию на одну или более (по указанию педагога) из выпущенных в последние два года книг по вопросам искусства, на большую искусствоведческую статью или несколько статей, связанных общей проблемой. Можно взять также отдельный номер
журнал, по изобразительному искусству ("Искусство", "Творчество" "ДИ СССР", "Художник" и др.), посвящённый какому-либо специальному вопросу. Работа в данном случае представляет собой критико-библиографическую статью. Рецензент обязандать ответ: правильно ли автор осветил то или иное явление искусства, егоидейные позиции, насколько раскрыта тема, правдиво ли отражена действительность, каков научный уровень произведения. В задачу критико-библиографической рецензии входит своевременное ознакомление трудящихся с новинками литературы. Рецензент обязан показать сильные и слабые стороны произведения, помочь автору правильно понять явления искусства и действительности, понять причины своих неудач. Рецензия пишется в расчете на то, что ее сможет опубликовать какой-нибудь специальный искусствоведческий или литературно-художественный журнал. Студенту следует научиться излагать свои мысли в конструктивно-четкой форме, которая даст ему возможность написать свою работу на 8-10 машинописных страницах, не более. Предполагается, что студент обращается к читателю, незнакомому с книгой или статьей, о которой пишется рецензия. Поэтому она должна содержать краткие сведения о том, кем, когда написана, чему посвящена книга или статья и изложение основных положений текста. Рецензент обязан быть научно объективным, суметь увидеть и показать то новое и ценное, что содержится в рецензируемой работе. Предполагается, что он сумеет заинтересовать читателя и тот внимательно прочтет книгу. Будучи объективным, рецензент не должен бесстрастно пересказывать чужие мысли, превращая свой труд в своеобразный "конспект прочитанного". У рецензента есть свой голос, свое лицо, есть право и обязанность принять или не принять точку зрения автора книги, согласиться или нет с его взглядами. В рецензии непременно должна быть выражена современная оценка труда автора книги, а вместе с тем и того материала, о котором она написана. Важно также охарактеризовать и оценить художественно-полиграфическое оформление издания. О РАБОТЕ НАД СТАТЬЕЙ Это задание выполняется IV курсе дневного и V курсе заочного отделения. Оно должно носить характер обстоятельной, теоретически углубленной статьи на актуальную тему советского или зарубежного искусства. При выборе темы следует остановить внимание на значительной выставке современных художников, бывшей в том или ином городе за последний год. В отдельных случаях может быть посвящена анализу советского отдела местного музея или творчеству местных художников Помимо произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, объектом семинара могут быть произведения современного зодчества: крупное общественное здание, большой жилой комплекс, новый архитектурный ансамбль, мемориальное сооружение, а также их проекты. Интересной, актуальной темой могут стать итоги конкурса на проект памятника, ансамбля, общественного здания и т.п., а также тот или иной аспект проблемы охраны и современного использования памятников архитектуры, их реставрации, включения в архитектурную среду современного города. Выбрав тему, следует продумать последовательность рассмотрения произведений (анализировать ли их в хронологическом порядке, следовать ли принципам композиции или сгруппировать их по какому-либо иному принципу). Главную часть работы должен составить анализ основных, наиболее характерных произведений, оценка их идейно-художественного значения. Отдельные произведения могут быть рассмотрены в сопоставлении друг с другом, объединены в группы.
Если темой статьи является выставка художников, то необходимо определить ее идейное, воспитательное значение в художественной жизни города, республики, в развитии отдельных видов искусства, художников. Если выставка большая по объему представленного материала, то необходимо выделить какой-либо вид искусства или раздел, например живопись, скульптура, графика, историко-революционный жанр и т.д. При анализе произведений необходимо обратить внимание на материал, в котором они выполнены, особенности техники, композиции. Если же темой семинара является произведение архитектуры, то главной задачей работы является анализ архитектурно-художественного образа, его стилевых особенностей. При этом студент должен внимательно проанализировать функциональные и конструктивные стороны, их отражение в плане и объемно-пространственной композиции, их взаимосвязь с архитектурными формами. Анализируя работы художника, прежде всего нужно обратить внимание на анализ композиции, раскрыть, как именно эта композиция дает возможность выразить содержание и идейный смысл данного произведения. В статье должны быть охарактеризованы направляющие тенденции в творчестве художника, а также явления, мешающие их развитию. Всячески следует избегать обзорного подхода в анализе выставки; главное внимание сосредоточить на актуальных проблемах искусства, тесно увязывая их с конкретным творчеством художников, представленных на выставке. В работе необходимо остановиться на характере экспозиции, дать оценку того, как развешены картины, как они освещены, как помещены произведения скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства и других видов изобразительного искусства. Необходимо приложить к статье каталог выставки. Объем работы - 12-15 страниц машинописного текста, который должен быть снабжен иллюстрациями. *** Предлагаемые рекомендации являются лишь исходными, они оставляют за студентом право свободно, творчески подходить крещению поставленной перед ним конкретной задачи. Сам материал критического исследования, его глубокое осмысление должны подсказать форму, наиболее ясно выражающую мысль автора. Предложенные методические указания следует рассматривать как первоначальный ориентир в учебной работе. Темы семинара утверждаются руководителем по представлении студентом заявления с изложением предлагаемых тем. Необходимо, чтобы текст был перепечатан на машинке, снабжен иллюстрациями и сброшюрован. К семинарской работе следует приложить список использованной литературы. Студент обязан принимать активное участие в семинаре по критике, выступать в качестве рецензента работ своих товарищей. Труд студента в семинаре по критике оценивается руководителем, исхода из качества выполненных студеном заданий, а также по активности участия в семинарских занятиях. Работа в семинаре критики является важным этапом профессиональной подготовки студентов, будущих искусствоведов, обязанных активно участвовать в развитии искусства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|