Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличительные особенности мышления.

Лекция 5. Мышление.

Вы проснулись. Сознание ещё затуманено. Вы не понимаете где находитесь. Вспомните себя в таком состоянии. И вам срочно нужно определить где вы? Ничего ли вам не угрожает? Что вообще происходит? В этот момент работает чувственное познание окружающей действительности. Потрогали себя, постель, открыли глаза- посмотрели. Картина вокруг безопасна. Всё это происходит ооочень быстро. Потом просыпается сознание и вы понимаете как были со стороны смешны)). Вот тот момент, когда вы что то понимаете, уже включился иной способ познания- рациональное познание. Рациональное познание возможно только через процесс мышления. Разберёмся с теорией мышления. (Это раздел общей психологии.)

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания.

С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному.

Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Направляясь на ту или иную цель, на решение определенной задачи, всякий реальный мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи. Такое начало предполагает и определённый конец. Разрешение задачи является естественным разрешением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Весь процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией.

Рассмотрим сначала несколько определений мышления.

«Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» (Краткий психологический словарь).

А.В.Брушлинский определяет мышление как «процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе его анализа и синтеза».

Попробуйте сформулировать своё собственное определение на основе приведённых выше.

С.Л.Рубинштейн выделил основные операции, составляющие процесс мышления. К ним он отнес сравнение, анализ и синтез, абстракцию и обобщение.

Сравнение является исходным действием всякого мышления, поскольку, только сравнив объекты, мы можем увидеть сходство или различия между ними.

Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон.

Синтез восстанавливает расчленяемое целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выявленных анализом элементов.

Абстракция – это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства явления или предмета для анализа при временном игнорировании других сторон. Например, если нас интересует вместимость кастрюли, то мы можем не обращать внимания на ее художественное оформление.

Обобщение состоит в выделении некоторого общего признака у ряда явлений или предметов при игнорировании различий между ними. Например, если мы отбираем предметы, имеющие круглую форму, мы можем игнорировать их цвет, размер и пр.

Мышление человека направлено на его адаптацию к окружающей среде. Оно является высшей формой отражения действительности, поэтому имеет ряд отличий от других психических процессов.

Отличительные особенности мышления.

  1. Обобщенность. В мышлении человек отражает объекты не во всей совокупности его свойств, как при восприятии, а только существенные для данной ситуации стороны объекта. Это дает возможность человеку делать перенос знаний из одной ситуации в другую. Научившись считать, человек применяет этот навык к любым числам.
  2. Отражение причинно-следственных отношений. Восприятие позволяет отражать временные и пространственные отношения. Например, человек может сравнивать длину линий или длительность звуков. Но только мышление позволяет обнаруживать причинно-следственную связь между явлениями.
  3. Опосредованность. Она состоит в том, что в мышлении отражение осуществляется с помощью определенных средств, которыми выступают действия, образы и слова. В соответствии с этими средствами принято выделять три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
  4. Социально по своей природе, несмотря на то что происходит в коре головного мозга. Ведь для решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты человеческой практикой.
  5. Неразрывно связано с языком. Помним РЕЧЬ и МЫШЛЕНИЕ есть одно и то же. Кто не говорит(сам с собой тоже считается), тот не мыслит. И наоборот. Слова- это представители предметов в сознании.
  6. Личностный характер проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства.

Основные виды мышления

В генетическом плане применительно к ранним ступеням развития можно говорить о наглядно-действенном мышлении и как особой степени в его развитии, имея в виду тот период, когда мышление было вплетено в материальную практическую деятельность людей и не выделилось еще в теоретическую деятельность. Не подлежит сомнению, что генетически первичной интеллектуальной операцией было разумное действие, опиравшееся на наглядное мышление, — наглядно-действенное (или «сенсомоторное») мышление, точнее, это было наглядно-ситуационное мышление, непосредственно включенное в практическое действие. Лишь затем, на основе общественной практики развилось теоретическое мышление и более высокие виды наглядно-образного мышления.

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, и система мыслительных операций, посредством которой ученый разрешает научную проблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности ко все более глубокому ее определению. Такими разными уровнями мышления являются мышление отвлеченное, теоретическое (абстрактное) и знаковое (мыслительный процесс с помощью знаков, символов. Пример: математика, коды программирования).

Итак, всего их 3 вида.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...