Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет семиотики и ее понятия. Значения и функции коммуникативных знаков.

Можно представить любой будничный день обычного человека: звонок будильника – знак подъема, его циферблат – знак времени, светофор – дорожный знак, покупка билета в транспорте – денежные знаки и знак права на проезд, кивок головой приятелям в институте и рукопожатия с друзьями – знаки приветствия различной степени близости, звонок на занятие – знак начала учебы и т. д. Почти каждый момент нашей жизни является знаковым, хотя мы никогда в реальной жизни не задумываемся об этой знаковости.

Содержание коммуникации тоже представляют знаки. Они несут закодированную информацию, располагаясь в определенной последовательности согласно определенным (заданным системой) правилам. Коммуникация может осуществляться с помощью различных знаковых систем, например речи, жестов, азбуки Морзе и др.

Тема языка, знака, слова присутствовала в человеческой мысли начиная с древнейших мифов и первых философских систем. Но в отдельную сферу знания семиотика оформляется к началу двадцатого века, когда знаковость символичность культуры и проблематика коммуникации становятся особенно острыми. В конце XIX в. в связи с развитием лингвистики и математической логики особое значение стало уделяться изучению знака. А с 30-х гг. ХХ в. начала складываться наука о знаках – семиотика. Изучение теории коммуникации основывается среди прочих наук на семиотике, которая открывает возможности научного изучения коммуникации.

Семиотика – это 1. научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию, будь то системы, действующие в человеческом обществе, в природе или в самом человеке; 2. система того или иного объекта, рассматриваемого с точки зрения семиотики в 1-м значении.

Все, что люди сообщают друг другу намеренно или произвольно – это информация. Она всегда имеет знаковую природу и передается с помощью знаков.

Знаковая (семиотическая) система — множество знаков, отличающихся друг от друга по определенным признакам, которые используются при передаче сообщений (информации) по определенным правилам. Знаковая система как материальный посредник служит для обмена информацией между двумя другими материальными системами (например, диктор радио — слушатели).

Предмет семиотики коммуникации – это знаки, знаковые аспекты всех видов коммуникации. Предметом общей семиотики является сравнение, сопоставление и обобщение результатов частных семиотик; рассмотрение того, как абстрактные языковые отношения проявляются в различных знаковых системах; формулирование выясняющихся при этом общих семиотических законов и т. д.

Объектами исследования семиотики являются коммуникативные процессы.

Семиотика, ее суть и принципы используются в любых культурных феноменах, начиная от обыденного мышления, искусства и философии, включая логико-математическую семиотику и гуманитарную семиотику – семиотику языка и литературы.

Язык –– это з наковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Основой большинства языков является алфавит – набор символов, из которых можно составлять слова и фразы данного языка. Каждая локальная культура имеет свою языковую систему, которая позволяет ее носителям общаться друг с другом.

Естественный язык — основное и исторические первичное средство общения между людьми. Это национальный язык, с помощью которого общаются люди данного народа. Достоинства и преимущества естественного языка сделали его оптимальный и универсальным средством передачи и хранения необходимой для социальных коллективов информации, пригодным для всех видов человеческой деятельности: искусства, повседневной жизни, политики и др.

Есть такие придуманные человеком знаковые системы, как знаки семафора, флажковая сигнализация, азбука Морзе, математическая символика и пр. Это — искусственные «языки».

Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры (это совокупность всех знаковых способов вербального и невербального общения, с помощью которых передается культурно-значимая информация, смыслы культуры).

Семиосфера − понятие, разработанное в семиотической культурологии Ю. М. Лотмана. Он рассматривает семиосферу как «присущее данной культуре семиотическое, знаковое пространство, структурно организованное естественным языком». Семиосфера – это семиотическое пространство, по своему объекту, в сущности, равное культуре, это необходимая предпосылка языковой коммуникации.

Знак имеет гносеологическую природу, т. е. непосредственно связан с познанием. Гносеологическая природа знака выявляется при использовании естественных звуковых языков, появлении членораздельной речи, с развитием способности извлекать и перерабатывать информацию и т. д.

Однако существуют две сферы бытия знаков (семиосферы): познание и смысловые коммуникации. Соответственно можно разделить семиотику на две части:

• семиотика познания;

• семиотика смысловых коммуникаций.

Семиотика познания естественным образом вливается в гносеологию (теорию познания) и остается за пределами нашего рассмотрения.

Нас интересует семиотика смысловых коммуникаций. Без понимания основополагающих принципов этой науки невозможно построить эффективный процесс коммуникации.

Семиотику смысловых коммуникаций в соответствии с их типизацией (можно поделить на семиотику генетической коммуникации, семиотику психической коммуникации, семиотику социальной коммуникации. Нас интересует последняя.

Таким образом, семиотика социальной коммуникации – научная дисциплина, предметом изучения которой служат коммуникационные знаки и методы их использования. Коммуникация как процесс, деятельность, отношение посредством деятельности, осуществляется при помощи знаков.

Давая определение знаку, Ю.С. Маслов обращается, к примеру фантастических “Путешествий Гулливера”, написанных Дж. Свифтом. Свифт писал об удивительных людях, которые решили обходиться без языка и вели беседу не с помощью слов, а с помощью самих предметов, предъявляемых собеседнику. Фантазия Свифта наделила каждого такого мудреца большим мешком, в котором он носил с собой все предметы, нужные для "разговора".

В действительности обмен информацией в человеческом обществе строится на прямо противоположном принципе: адресату сообщения предъявляются не реальные предметы, о которых идет речь, а некие заместители этих предметов, представители их, вызывающие в сознание образ, представление или понятие об этих предметах, даже когда их поблизости нет.

Адресату сообщения предъявляется не А, о котором идет речь, а некое В, являющееся "представителем" этого А для сознания адресата. Это В, заменяющее и представляющее А, и называется знаком.

По мнению Маслова, "знаковая ситуация" наличествует всякий раз, когда, как говорили в старину по латыни, aliquid stat pro aliquo – “что-то стоит вместо чего-то другого”. Но ведь мы говорим о знаках, используемых в процессе человеческого обмена информацией, осуществляемого его участниками сознательно, преднамеренно и целенаправленно. Тучи на небе можно в каком-то смысле тоже назвать вестником приближающегося дождя, и они могут быть своего рода "знаком". Восприняв этот "знак", человек сделает какие-то выводы, например, отправляясь из дому, захватит с собой зонт.

В этом примере нет ситуации общения: нет "отправителя сообщения", нет и "адресата", для которого оно предназначалось. Поэтому здесь правильнее говорить о симптоме, а не о "знаке". Симптом, хотя и позволяет наблюдателю сделать определенные выводы, но вовсе не предназначен специально для получения таких выводов.

Итак, знак, по мнению Маслова, существует только тогда, когда что-то (некое В) преднамеренно ставиться кем-то вместо чего-то другого (вместо А) с целью информировать кого-то об этом А.

Семиотика, таким образом, исследует знак как материально-идеальный образ, способный характеризовать нечто в его отсутствие. Знаки в своей совокупности образуют язык. Язык исторически выполняет коммуникативную функцию.

Знак – основное понятие семиотики. В широком смысле знак понимается как материальный объект, которому при определенных условиях соответствует некое «значение», могущее быть чем угодно – реальной или вымышленной вещью, явлением, процессом, фантастическим или сказочным существом, абстрактным понятием.

Знак – минимальный носитель языковой информации. Совокупность знаков образует знаковую систему, или язык.

Знак – единица имеющая значение. Собственно значение она получает в коммуникативной ситуации, а наделяется этим значением тем, кто воспринимает знак. Любой объект реальности или даже отсутствие объекта, как например, молчание, может стать знаком. Один и тот же объект может быть прочитан как разные знаки или комплексы знаков, в зависимости от контекста и кода.

В семиотике исторически сложились два понимания сущности знака: одно – логико-философское, восходящее к Ч. Пирсу; другое – лингвистически-коммуникационное, восходящее к Ф. де Соссюру. Согласно первому, знак представляет собой предмет (слово, изображение, символ, сигнал, вещь, физическое явление и т.п.) замещающее, репрезентирующее (Ч. Пирс) другой материальный или идеальный объект в процессах познания и коммуникации. Объект, репрезентируемый знаком, логики стали называть денотат; концептом (десигнантом) именовалось умственное представление о денотате, точнее, – о всем классе денотатов, сложившееся у субъекта знаковой деятельности. Г. Фреге (1848–1925) представил отношение между денотатом, концептом, знаком в виде треугольника.

 

Выглядит треугольник Фреге так:

 

Треугольник Фреге демонстрирует зависимость знака как от объективно существующей действительности (денотат), так и от субъективных представлений об этой действительности (концепт) или смысл.

В семиологии Соссюра знак – это единство означаемого и означающего, иначе, – «соединение понятия и акустического образа». Акустический образ – это имя (слово, название), присвоенное людьми тому или иному понятию или психическому образу, т.е., говоря языком логики, концепту. Соссюровское понимание знака связывает концепт и имя, другими словами, план содержания и план выражения знака. Причем имя и обозначенный им предмет связаны друг с другом условно, конвенционально, в силу соглашения между людьми. Соссюр ссылался на тот очевидный факт, что слова, обозначающие одну и ту же вещь, например, «стол», в разных языках звучат по-разному.

Введенное Ф. де Соссюром отношение «означаемое – означающее» соответствует отношению «значение (концепт) – имя», или «содержание – выражение», и именно это отношение называется семантическим. В логике, где используется треугольник Фреге, считается семантическим отношение «денотат – знак». Для коммуникационной семиотики предпочтительнее первое понимание, ибо социальная коммуникация – это движение смыслов, а не денотатов. Здесь уместно остановиться на различиях в понятиях «смысл» и «значение». А.А. Леонтьев формулирует различие между ними следующим образом: смыслы – это личностная, субъективная форма знания, а значение – «объективная, кодифицированная форма существования общественного знания». Не все согласны с данным подходом, в частности В. Соколов. Оставим спор этот ученым семиотикам. А сами рассмотрим пример.

В русском языке слово петух имеет «значение» и «смысл». Его «значение» — это все птицы определенного внешнего вида (которому соответствует их зоологическая характеристика): ходячая (не летающая) птица, самец, с красным гребнем на голове и шпорами на ногах. «Смыслом» же слова петух будет нечто иное (хотя, разумеется, находящееся в соответствии со «значением»): а) домашняя птица, б) самец кур, в) птица, поющая определенным образом и своим пением отмечающая время суток, г) птица, названная по своему особенному пению: петух от глагола петь [такая же связь имеется и в близкородственном к славянским языкам литовском языке: слово «петух» связано с «напев, мелодия», «торжественная песнь (в старину: ритуальное пение)», «торжественно петь» (например, гимн) и «петь» (о петухе)]; д) вещая птица, с которой связано много поверий и обрядов. Категория смыслового значения связана здесь с категорией «концепт» (смысл знака и концепт — синонимы). Возможно функционирование знаков, которые выражают только смысл, но не имеют предметного значения, то есть лишены денотата и обладают только концептом. Например, такие фольклорные персонажи, которые обозначаются словами «леший», «русалка», «водяной». В науке смысловое значение знака принимает форму понятия.

Коммуникационный знак по В. Соколову есть социально признанное единство значения и имени, т.е. содержания и выражения. Условие социального признания, или конвенциональности, обеспечивает понятность знаковых имен для реципиентов. Эту дефиницию нельзя распространить на знаки-образы, не обладающие по Пирсу конвенциональностью (Ч. Пирс называл их индексами или иконическими знаками). У. Эко показал, что иконические и индексальные знаки тоже конвенциальны. Об этом будет идти речь дальше.

С понятием «знак» тесно связано понятие «семиозис» — термин, принятый в семиотике; обозначает «процесс интерпретации знака», или процесс порождения значения. Термином «семиозис» пользовались древнегреческие физиологи, в частности Гален из Пергама (139-199), для постановки диагноза: семиозис означал интерпретацию симптомов. Ч. Пирс, один из основоположников современной семиотики, применял понятие «семиозис» для характеристики триадической природы элементарного знакового отношения «объект — знак— интерпретанта». Для Ч. Пирса именно понятие «семиозис» было центральным понятием его семиотической теории. По мысли Пирса, знак не функционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливается как таковой. Иначе говоря, знаки должны быть интерпретированы, чтобы быть знаками.

Знак представляет собой явление, которое находится в определенных отношениях:

1) какому-либо конкретному или абстрактному объекту;

2) к образу этого объекта в сознании человека;

3) к чувствам и желаниям лица, использующего знак.

В соответствии с этим знаки выполняют в коммуникативных процессах репрезентативную (информационную), экспрессивную и прагматическую функции.

В своей репрезентативной функции знак представляет перед субъектом некоторый обозначаемый им объект, передавая субъекту информацию, характеризующую объект, его структуру, свойства и т. п. с объективной стороны. При этом повышается уровень когнитивной осведомленности субъекта коммуникации.

Через свою экспрессивную функцию знак в коммуникативных процессах передает субъекту-реципиенту эмоционально окрашенную, оценочную характеристику обозначаемого субъектом-коммуникатором объекта.

Прагматическая функция знака связана с тем, что обозначаемый им объект может выступать в качестве побудительного мотива для субъекта коммуникации. В этом случае знак передает коммуникативную установку, детерминирующую определенную поведенческую реакцию субъекта.

О знаке говорят, что он обозначает данный объект (объект, обозначаемый знаком, называется предметным значением знака) и выражает свое смысловое и экспрессивное значение). Однако это не значит, что всякий знак обозначает некоторый предмет (об этом мы уже говорили раньше); существуют знаки, имеющие смысловое значение, но не обозначающие никакого реального предмета (примером такого знака слово «русалка»).

В науке важное значение имеют знаки, обозначающие идеализированные абстрактные объекты (процесс идеализации – это мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности, но таких, что для них имеются прообразы в реальном мире, процесс образования знаков, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения. Примером знака, выступающего результатом идеализации, являются «точка», «прямая линия», «окружность» и т. д. О знаках, являющихся результатом идеализации, говорят, что они отражают абстрактные идеализированные объекты.

Предметное значение знака – это замещаемый объект.

Смысловое значение знака – это отличительная совокупность черт, свойств (признаков) объекта, который представляет знак, это связанная со знаком информация о предмете, которая достаточна именно для мысленного выделения этого предмета. Так, смыслу слова «Луна» соответствует ее характеристика: «естественный спутник Земли». Для слова «глагол» – это: «слово, обозначающее действие». Для «треугольника» – это: «плоская, замкнутая, ограниченная тремя сторонами фигура».

Под экспрессивным значением знака понимаются выражаемые с помощью данного знака чувства и желания человека, употребляющего знак. Например, тон, каким произносится данное выражение, как оно произносится: громко или шепотом – все это может указывать на радость, удивление, другие эмоции говорящего. В связи с этим знаки естественных языков могут различаться в зависимости от роли экспрессии в них. Но следует учитывать, что если устный язык весьма экспрессивен, то в письменном языке, особенно в научном, знаки лишены экспрессивного значения.

Рассмотрим семиотическое описание человеческой деятельности, предложенное одним из классиков семиотического подхода Чарльзом Моррисом. Согласно его концепции, любая человеческая деятельность, рассматриваемая как знаковое взаимодействие, состоит из трех стадий:

• восприятия — выделения знака из других знаков и опирающегося на результат этого процесса выделения объекта, обозначаемого знаком;

• оценки — интерпретации знака на основании освоения эмоционально-оценочного содержания, предоставляемого субъекту знаком;

• совершения реального действия, детерминированного освоением содержания, представленного знаком.

На стадии восприятия субъект взаимодействует со знаком, который, реализуя свою репрезентативную функцию, предоставляет ему информацию об объекте. В результате данный объект выделяется из других объектов и в действие включается экспрессивная функция знака. Субъект воспринимает содержащуюся в знаке эмоционально-оценочную характеристику объекта, и на этой основе происходит интерпретация объекта. Через свою экспрессивную функцию знак задает оценку объекта, по существу манипулируя субъектом. На третьем этапе наступает время прагматической, побудительной функции знака, который формирует мотив субъекта к определенному действию по отношению к объекту, репрезентируемому знаком.

Пример реализации данной схемы применительно к знакам рекламной коммуникации: широко известная реклама сигарет марки «Мальборо», в качестве знака использующей мифологическую «страну ковбоев Мальборо» — страну свободных, самостоятельных, мужественных людей, живущих в окружении прекрасной природы. Воспринимающий этот знак потребитель рекламы сначала воспринимает внешнюю форму знака и в качестве обозначаемого объекта выделяет свободную, находящуюся в гармонии с природой жизнь ковбоев Мальборо. Затем наступает стадия манипулирования — человек запоминает рекламный образ, задумывается и прочувствует его. И вот уже наступила оценка — ему нравится мифическая страна и он хочет стать ее гражданином. И при этом в его сознании произошло манипулятивное увязывание означаемого (свободного образа жизни настоящего мужчины в прекрасной стране) и означающего (владения красно-белой пачкой сигарет и их курения). Остается только перейти на третью стадию, ощутить зависимость от знака и сформировать мотив к обладанию объектом. Производителям знака остается только пожинать плоды — ожидать покупателя в табачном киоске.

Коммуникационные знаки А.В. Соколов делит по способу воплощения на две группы: поведенческие, нестабильные, представляющие собой акты действия в реальном масштабе времени, и стабильные, документальные предметы, способные сохраняться с течением времени. Устная коммуникация и исполнительское искусство пользуются поведенческими знаками, а письменная речь и изобразительное искусство – знаками документальными.

Кроме того, коммуникационные знаки он делит на:а) одиночные, единичные знаки-символы, например, обособленные жесты (не пантомима или жестикуляция, а отдельный жест), вещественные символы типа амулета, обручального кольца, фирменного знака, государственной символики; б) языки – знаковые системы, в которых из кодов (букв, цифр, условных обозначений) при помощи грамматических правил строятся осмысленные лексические единицы и предложения.

Язык задается в виде кодов – членораздельных звуков (фонем) или алфавита букв (графем) и правил оперирования с кодами – грамматики (синтаксиса). Языки делятся на естественные (русский, английский и т.д.) и искусственные – химические символы, дорожные знаки, ноты, языки программирования, эсперанто и т.п. Отличие одиночного знака от языка состоит в том, что первый находится вне грамматики, а второй включает в свой состав некоторую простую или сложную грамматику.

Этнографы и культурологи давно обратили внимание на специфические отличия коммуникационных знаков, используемых в разных культурах. Для учета этих отличий было введено понятие язык культуры, под которым понимается совокупность всех знаковых способов вербальной и невербальной коммуникации, которые демонстрируют этническую специфику культуры этноса и отражают ее взаимодействие с культурами других этносов. На стыке этнографии и семиотики образовалась этносемиотика, предметом которой является язык культуры.

Ключевыми понятиями семиотики также являются понятия «код» и «текст».

Текст –это знаковый комплекс, имеющий различные уровни сложности и разную степень структурированности. Код – это набор, знаков, правил их сочетания, правил отношений с реальностью, или по-другому правил, по которым рождаются значения. Код означает способ упорядочения знаков в определенную систему. Однако, отправитель и получатель сообщения могут читать один и тот же текст по-разному, или иметь различные контексты, влияющие на содержание прочитываемого и могущие вносить в него смысловые помехи или коррективы. Выявление значения, зашифрованного в знаковом сообщении, осуществляется путем декодирования, благодаря чему и выполняется коммуникативная функция языка.

Мир знаков в процессе коммуникации находится в постоянном движении, при этом структура кодов перестраивается. По мере развития семиотики понятие «знак» отходит как бы на второй план, уступая место понятию «текст». «Текст» – связная и полная последовательность знаков, интегративный знак, применяемый для обозначения любой связной системы знаков – высказываний.

Системы знаков: образные (живопись, музыка, танцы, мимика, жесты), конвенциональные или условные (формальные, символические, устная и письменная речь, системы записи, например, — нотная. Примеры конвенциональных знаков: школьный звонок; красный крест на машине «скорой помощи»; «зебра» на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах), натуральные (следы зверей, звездное небо и т.д.)

Естественный язык является наиболее сложной и развитой знаковой системой. Язык — это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Например, говорят о системе русского, английского языков. Он не только обладает огромным набором знаков (буквы, слоги, слова, предложения, тексты), но и способностью передавать смысловую информацию в любой области знаний. Как средство общения язык — явление социальное.

Одним из основных средств коммуникации является речь как реализация системы языка, когда для языковых сообщений используется прежде всего вокально-слуховой канал. Речь — это конкретная деятельность, выражающаяся в звуковой или в письменной форме. Речь — результат деятельности (текст, статья, выступление). В слове «язык» преобладающим значением является система, структура, а в слове «речь» — деятельность, поэтому для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин речевая.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...