Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речевая системность функциональных стилей. Жанрово-ситуативные стили речи.




Проблема экстралингвистических и собственно лингвистических факторов в стилистике. Дифференциальные признаки функциональных стилей.

 

Проблема лингвистического и экстралингвистического в стилис­тике является одной из центральных. Согласно традиционной точке зрения в объяснении стилистических явлений и классификации сти­лей следует исходить из природы собственно лингвистического.

Разные уровни языка неодинаково связаны с экстралингвистиескими явлениями. На уровне лексики эти связи непосредственны и «очевидны, а в фонетике и морфологии они менее заметны. Стиль по сравнению с другими аспектами языка особенно тесно и глубоко связан с экстралингвистикой. Это и понятно: стиль формируется в результате функционирования языка в конкретном высказывании под воздействием экстралингвистиччских факторов, функциониро­вание языка и все стилистические изменения осуществляются не вне места, времени и самих участников общения. Все это, вместе взятое, непременно сказывается на характере речи, на окрасках языковых единиц и взаимосвязях.элементов высказывания. Не случайно в качестве оснований классификации функциональ­ных стилей и дифференциации иных стилистических разновидностей языка большинством ученых избираются именно экстралингвисти­ческие факторы, рассматриваемые, конечно, в единстве с принци­пами собственно лингвистическими. Эти факторы лежат в основе определения понятия «функциональный стиль», предложенного В. В. Виноградовым, и других понятий и категорий стилистики: «стилистическая окраска», «стилевая черта», «стилистическая нор­ма» л т. д.

Известны детальные разработки целых комплексов внелингвис-тических факторов, под воздействием которых формируются функ­циональные стили (см.: В. В. Виноградов, О. С. Ахманова, А. Н. Васильева, К. Бюлер, Б. Гавранек, К. Гаузенблас, М. Елинек, И. Мис-трик, Дж. Кэрролл и другие).

Функциональные стили языка получили такое название потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя. В современном русском литературном языке выделяются: Официально-деловой, публицистический или общественно-публицистический, научный стиль, художественный и разговорно-бытовой стили речи. Главным принципом данной классификации является сфера использования того или иного стиля речи, так различаются следующие сферы: сфера деловых отношений, научно-профессиональная сфера, сфера СМИ, сфера художественной литературы, сфера повседневного общения. Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. Анализ особенностей публицистического стиля. Публицистический стиль - это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) - журналах, газетах, на радио и телевидении. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:на уровне лексики:-широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;-использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;-использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;-акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;-частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);на уровне морфологии и синтаксиса:-активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;-неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;-употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;-использование обращений;-частые лексические и синтаксические повторы Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах - жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические. В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.

 

Речевая системность функциональных стилей. Жанрово-ситуативные стили речи.

Речевая системность функционального стиля — это взаимосвязь языковых средств в конкретной речевой разновидности (как внутри каждого языкового уровня, так и между уровнями), а также текстовых единиц на основе выполне­ния ими единого коммуникативного задания, обус­ловленного экстралингвистической основой данной речевой разно­видности. Это взаимосвязь и системность на текстовой плоскости. Языковые средства связаны между собой по опреде­ленному функциональному значению, выражающему специфику стиля. В результате этой взаимосвязи образуется общая функ­ционально-стилевая окраска речи, которой обладает также та или иная отдельная языковая единица в контексте данной рече­вой разновидности.

Именно это качество стиля позволяет современному русско­му языку — с его едиными и общеобязательными нормами, со сравнительно небольшим количеством устойчиво стилистичес­ки окрашенных грамматических средств — создавать вполне определенные, ярко очерченные функциональные стили. Так одни и те же языковые единицы, неодинаково функционирую­щие в различных сферах общения, способствуют образованию различных стилей. Указанную системность можно назвать и стилистико-речевой.

По существу, на различие двух ви­дов системности (в языке как ergon и в речи) указывал В.В. Ви­ноградов, тем самым определяя понятие, близкое речевой систем­ности. Ср.: «Связи и отношения языковых элементов однородной стилистической окраски опираются не на структурное качество языка, не на формы... а на социально-экспрессивныеоттенки, на свойства функционального ис­пользования языковых средств в многообразии видов об­щественно-речевой практики»).

Как видим, речевая системность функционального стиля от­личается от синтагматики языка — при понимании последней в соссюровском и структуральном смысле, ограничивающемся стандартными моделями и статичностью системы, с чем несовме­стима живая коммуникация в конкретных условиях общения. От­личается понятие речевой системности функционального стиля и от стилистической синтагматики (стилистики последовательнос­тей), обрисованной Ю.М. Скребневым.

Стилистика речи изучает многообразие жанрово-ситуативных стилей. По формулировке Виноградова, «на долю стилистики речи выпадает задача разобраться в тончайших различиях семантического и экспрессивно-стилистического характера между разными жанрами и общественно обусловленными видами устной и письменной речи. Ведь такие композиционные формы современной устной речи, как, например, выступление в дискуссии, лекция, консультация, пресс-конференция, доклад, беседа с той или иной аудиторией и т.п., обычно строятся на многообразном чередовании и смешении, взаимопроникновении элементов разговорного и книжного языка». Функциональные стили как наиболее крупные разновидности литературного языка (макростили) под­вергаются дальнейшей внутристилевой дифференциа­ции. В каждом стиле выделяются под стили (микрости­ли), которые в свою очередь подразделяются на еще бо­лее частные разновидности. Следует отметить, что диф­ференциация функциональных стилей лишена единого основания, так как она базируется на дополнительных (по отношению к основным), специфичных для каждого стиля факторах.
В официально-деловом стиле в зависи­мости от назначения текстов выделяются законода­тельный, дипломатический и канцеляр­ский (административно-канцелярский) под стили. Разновидности научного стиля определяются спецификой различных видов научного общения (харак­тер адресата, цель). В нем сложились собственно научный, научно-учебный и научно-по­пулярный подстили.
Особенности публицистического стиля определяются спецификой средств массовой информа­ции. В зависимости от этого можно выделить газетно-публицистический, радио-тележур­налистский, и ораторский подстили. Стилевая дифференциация художественного стиля прежде всего соответствует трем родам литера­туры: лирике (поэтический подстиль), эпосу (прозаический) и драме (драматургический).
В разговорном стиле выделяются разно­видности, обусловленные обстановкой общения — офи­циальной (разговорно-официальный под­стиль) и неофициальной (разговорно-бытовой подстиль).
Любой подстиль, так же как и стиль, реализуется в совокупности определенных типов текстов. Например, в газетно-публицистическом подстиле это такие типы текстов, как хроникальная информация, репортаж, ин­тервью, очерк, фельетон, статья; в собственно науч­ном — монография, реферат, доклад, тезисы и т.д.; в учебно-научном — учебник, учебное пособие, диплом­ная или курсовая работа и др., в канцелярском подсти­ле — заявление, объявление, акт, доверенность, распис­ка, характеристика и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...