Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

проблемы геополитической ситуации в Азии




Центральная Азия — один из ключевых регионов в обеспечении глобальной безопасности. В настоящее время региональные процессы здесь характеризуются столкновением различных политических, экономических, культурно-цивилизационных интересов разных государств. Если во время первой «большой игры» борьба за Центрально-Азиатский регион (ЦАР) велась между Британской и Российской империями, то сегодня здесь действуют такие важные региональные «игроки», как Турция, Иран, Пакистан, Индия. Новая геополитическая «игра» разворачивается вокруг доступа к энергетическим ресурсам и контроля над транспортными коммуникациями. И на главную роль в ней претендуют США, пытающиеся перетасовать политическую колоду и изменить существующий в регионе расклад сил. О подлинных устремлениях и целях Белого дома в Центральной Азии, вероятно, можно судить по статье руководителя Вашингтонского института Центральной Азии. Суть ее сводится к «созданию форума “Партнерство по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии (ПБЦА)”», объединяющего под управлением США центральноазиатские государства и Афганистан без участия России, Китая, Ирана и Пакистана. Как считают аналитики, согласно этому замыслу США должны содействовать превращению Афганистана и региона в целом в «безопасную зону суверенных государств» с рыночной экономикой, «светскими и открытыми системами государственного управления» и, самое главное, «поддерживающих позитивные отношения с Вашингтоном». Это позволит Соединенным Штатам не только вырвать центральноазиатские государства из «объятий России и Китая» и окончательно закрепиться в Центральной Азии, но и превратить регион в свой протекторат. Еще в 2002 г. администрация Буша приняла два документа, которые определяли стратегию США в отношении этого региона: «Акт в поддержку свободы в Афганистане», в котором подчеркивается намерение США способствовать становлению демократии и гражданского общества не только в Афганистане, но и во всей Центральной Азии, и «Стратегия национальной безопасности», подтверждающая геополитические интересы США в Каспийском и Центрально-Азиатском регионах.

По мнению политолога Елены Вязгиной, после 11 сентября 2001 г. внешнеполитическая линия Соединенных Штатов Америки в Центрально-Азиатском регионе была нацелена на решение следующих задач: • всестороннее укрепление отношений со странами ЦентральноАзиатского региона;
• создание условий, при которых другие внешние силы, прежде всего Россия, не смогли бы контролировать и направлять развитие процессов в Центральной Азии в ущерб американским интересам;

• расширение и модернизация предоставленных вооруженным силам США военных баз и получение дополнительных военных объектов в регионе;

• обеспечение американскому бизнесу доступа к топливно-энергетическим и иным ресурсам Центральной Азии: открытие рынка Центрально-Азиатского региона для американских инвестиций, товаров и услуг; стимулирование структурных экономических реформ.
Внешнеполитическая стратегия достижения этих поставленных целей заключалась в том, чтобы сделать такое предложение странам ЦАР, которое трудно отвергнуть. Посулить нечто, позволявшее потенциальному партнеру решить очень больную проблему, например терроризма, внешних долгов, присвоения статуса страны с рыночной экономикой, заключения очень серьезных программ технологического сотрудничества. Все это — в обмен на некое содействие в строительстве модели мира, устраивающей Америку. А для более полной уверенности в успехе предприятия по закреплению в Центральной Азии США потребовалось непосредственное военное присутствие, обеспечивающее, так сказать, всепогодный контроль.

 

Военно-политическая обстановка в Южной Азии (Пакистан, Индия, Бангладеш, Шри Ланка) сегодня практически ничем не отличается от ее состояния и год, и два и три года назад. Скорее всего, и в 2013 году серьезных изменений в ней не произойдет. Но при этом всегда необходимо помнить о наличии давних и острых противоречий межу Индией и Пакистаном, уже трижды приводивших к войнам между ними (1947-49, 1965, 1971 гг.). Обе эти страны являются ядерными державами, и появление у них ядерного оружия обусловлено именно историей и непримиримым характером их противоречий. По некоторым данным, Пакистан обладает 20-25, Индия – 70 ядерными боеприпасами. У обеих стран имеются и соответствующие средства доставки: ракеты средней и большей дальности, самолеты-носители. Обе эти страны продолжают наращивать свои военные потенциалы.

В зоне Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) главными геополитическими темами 2012 года и года наступившего были и останутся процессы позиционирования ведущих стран региона (США, Япония, КНР, Индонезия) вокруг вопросов разграничения сфер политического влияния и исключительных экономических зон, регионального экономического сотрудничества, территориального разграничения и суверенитета над спорными территориями.

Особо острой была и остается проблема безопасности на Корейском полуострове в контексте продолжающейся реализации ракетно-ядерных программ КНДР и острого политического, идеологического и военного противостояния между двумя корейскими государствами. Именно северокорейский ракетно-ядерный фактор сегодня ставит под угрозу безопасность в АТР. Дело не только в том, что игры Пхеньяна с опасными ракетно-ядерными игрушками неприемлемы сами по себе. Любой технический сбой или ошибка в работе с ракетной техникой или с ядерными устройствами могут спровоцировать опасный конфликт в регионе. Карфагена, перед боевыми слонами которого временами дрожал даже Рим, из Северной Кореи все равно не получится, но северные корейцы о неадекватности своей линии общему настрою в большинстве стран региона и слышать не хотят.

Об общем облике АТР, его месте в мировом цивилизационном, экономическом и стратегическом балансе и о геополитических проблемах, существующих в этом регионе, уже сказано немало слов, написано множество статей, проведен огромный ряд исследований. Сегодня общая геополитическая картина на пространства АТР в целом понятна. Известны также проблемы региона, узлы противоречий и их влияние на ситуацию в АТР.

Представляется, что в проекции на 2013 год серьезных обострений военно-политической обстановки в регионе не будет. Единственные сомнения в этом прогнозе возникают в связи с обстановкой на Корейском полуострове. Воинственная позиция руководства КНДР, с одной стороны, и жесткое политическое (с элементами силового) противодействие ей со стороны США и Южной Кореи, с другой, не обещают стабильности на полуострове. Более определенно сказать пока невозможно.

Другими векторами, по которым может расти напряженности в АТР, являются китайско-японский и китайско-американский. С Японией Китай ведет борьбу за возвращение под китайскую юрисдикцию островов Сенкаку-Дяоюй и Такесима. В КНР обращают внимание на восстановление японского военного потенциала и включение Японии в число стран, согласившихся принять на своей территории объекты противоракетной обороны США. Китайско-американский вектор соперничества и противостояния обещает быть долговременным и жестким, так как и Китай, и США считают себя достойными лидерства в АТР. Если КНР взяла курс на возвращение под свою юрисдикцию всех спорных островов в Тихом океане и создание собственного океанского военного флота, то США приняли новую стратегию по расширению своего военного присутствия в регионе. К 2020 году около 60% кораблей ВМС США будут базироваться и действовать в АТР. Основной задачей Вашингтона в АТР является создание новых военных союзов со странами этого региона для противодействия намерениям и попыткам КНР утвердиться в качестве лидера и центра силы в этой части планеты. Но эта задача выходит за горизонт 2013 года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...